Файл: Билет по изм. 2 курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет №36 Французская инструментальная музыка последней трети XIX века.

Годы предшествующие 1871г (Парижская комунна) были годами упадка для фр. музыки. У широкой публики всё более падал интерес к музыке. Знаменитые писатели того времени(Гюго, Дюма отец, Ламартин) не любили музыку и плохо о ней отзывались. Но после свержения «второй империи» с Наполеоном III во главе, в годы относительного благополучия, начала развиваться французская культура и, в частности, музыка. 1971г. – «Музыкальное обновление». Одно из направлений, характерных для фр. музыки этого периода- это стремление к РЕАЛИЗМУ! Интерес к обрисовке обыденных характеров, вместо неистового романтизма 30-40хх гг. Главой этого нового направления можно назвать – Гуно. По бытовому сниженный образ Фауста, мещанская сладостность чувств Ромео и Джульетты, сельская идиллия в «Мирейль»- таковы новые черты, принесённые операми Гуно. Для окончания своей Ромео и Джульетты, композитор даже поехал в Италию. А для окончания «Мирейль» Посетил Прованс. Высшей степени развития реализм во фр. музыке получил «Кармен» Бизе. Но это, пожалуй, единственный пример полноценного реализма. Особенно следует отметить расцвет симфонической и камерной музыки конца 19в. Здесь, в отличии от оперы, выявилась тяга к эстетическому «украшательству», к живописности, к утончённой отделке. В поисках тем композиторы обращались к разного рода экзотике. Например: «Восточные сюиты» Сен-Санса, «Симфония на горскую тему» д’Энди и др.. Это стремление к фольклору и необычности дало возможность в дальнейшем развиваться импрессионизму. Период обновления был сравнительно недолгим. Лучшие годы тв-ва Оффенбаха или Гуно –это конец 50х и 60е годы. Бизе- начало 70х. Франка, Массне, Лало – 70-80е гг. Сен-Санс наиболее продуктивно работал с конца 60х до 80х гг. В симфонической и камерной музыке переломным моментом являются произведения Франка зрелого периода. Глубочайшее содержание и художественное совершенство которых открывало новую главу в истории фр. музыки, а также виртуозно-концертные сочинения плодовитого Сен-Санса. Наряду с ними и ,отчасти, под их воздействием, выдвигается ряд других крупных деятелей национального искусства: ЭДУАРД ЛАЛО, автор «Испанской симфонии» для скрипки с оркестром, «Норвежской рапсодии» для скрипки с оркестром, симфонии g-moll и др. Его музыка светла и изящна, мелодии рельефны, ритмы остры и пикантны. Преобладают радостные тона, без претензий на глубоуомысленность. Эммануэль Шабрие, автор поэмы-рапсодии «Испания». Для музыкального театра он написал оперетту «Звезда» и др. Ряд ф-нных произведений, самобытных по стилю. Венсан д’Энди, ближайший ученик Франка, создатель и бессменный руководитель « Певческой школы», авторитетного муз. Заведения франции. Написал множество оперных и симфонических произведений, среди которых «Симфония на горскую тему», где отчётливо проявились черты его комп. стиля. Он пытался пробудить интерес к фольклору Франции и в этом отношении показательна симфония «Летний день в горах». Также он проявлял интерес с старинной полифонической музыке. Л. Дюпарк автор в основном вокальной музыки. Также симфоническая поэма «Леонора» Эрнст Шоссон автор драм. «Поэмы» для скрипки с оркестром. Симфонии B-dur, ряда романсов. Также в конце 19в завоевал внимание Г. Форе, прозванный «французским Шуманом», написал много вокальных и ф-нных произведений(баркороллы, ноктюрны, экспромты, прелюдии, баллада для ф-но с оркестром и фантазия для того же состава. Также к этому времени уже в полной мере созрел музыкальный гений Дебюсси, но это уже совсем другая история…


Билет №40. Симфония Франка. Симфония d-moll (1886-1888) Сезара Франка - это не только крупнейшее достижение французского симфонизма после Берлиоза, но и одно из лучших произведений зарубежной симфонической литературы второй половины 19-го века. Остро драматическое содержание симфонии определяется взволнованной "интонацией вопроса" (её облик напоминает главную тему "Прелюдов" Листа), образующей своего рода заставку - вступление к первой части. "В чём сущность человеческих стремлений?" - вопрошает Франк. Мысль эта пронизывает все произведение, вызывая то чувства мрачной тревоги и отчаяния, то просветлённой радости, ликующего восторга. Причём каждая из трёх частей (отныне трёхчастность станет типичной для ряда симфоний французских композиторов!) представляет собой определённую ступень в развитии драмы. Но все они объединены единством высказывания, общностью тематизма, претерпевающего в ходе развития значительные изменения. Основной тезис симфмонии высказан в первой её части, где противопоставлены мучительные сомнения, мятежные порывы, героические устремления - в теме вступления (она развита в главной партии) - высокому, светлому идеалу, запечатленному во второй теме побочной партии. Это "сквозные" темы всего цикла, причём последняя - лирический центр части - даёт наиболее совершенное выражение восторженных образов музыки Франка. Драматический конфликт, так остро переданный в первой части, не получает, однако, своего завершения - под конец вновь воскрешается "интонация вопроса" вступления. После отгремевших, но ещё не исчерпавших себя душевных будь вторая часть призвана дать отдохновение: сочетая элегические раздумья со скерцозными элементами, вплетая в развитие бретонскую народную мелодию, франк словно повествует о сюжете поэтичном, полном внутреннего благородства и обаяния. Этот рассказ сначала ведёт английский рожок: соль бемоль - фа - си бемоль - ля - фа... Третья часть возвращает к образам борьбы, но в ином аспекте. Победа завоёвана, музыка преисполнена бодрости духа, в неё вплетаются темы предшествующих частей, и симфония заканчивается ликующим апофеозом, торжеством темы светлого идеала, объединённой с трансформированной темой вступления. Подобное гимническое преображение лирических образов в финалах произведений типично для романтиков - оно очень характерно и для Франка.

Франк разрабатывал иные, чем Лист принципы музыкального тематического объединения цикла, Франк опирался на лейтмотивную технику. Объединял несколькими общими темами разные, внутренне - завершённые части цикла. Тоже - Танеев(симфония до минор). Симфония ре минор- крупнеёшее достижение французского симфонизма, после Берлиоза. Интонация вопроса образует своего рода заставку вступления к первой части. Основной тезис симфонии высказан в первой части, где противопоставлены мучительные сомнения, мятежные порывы, героические устремления. Тема вступления и вторая тема ПП сквозные темы всего цикла, причём последняя- лирический центр части. Драматический конфликт не получает своего завершения- под конец воскрешается интонация вопроса-вступления. 2 часть-отдохновение. Элегическое раздумье со скерцозными элементами. Сначала – английский рожок. 3 часть – образ борьбы, но в ином аспекте, победа завоевана. В музыку вплетаются темы предшествующих частей и симфония заканчивается ликующим апофеозом, торжеством темы светлого идеала,объеденённой, с трансформированной темой вступления. Подобное гимническое преображение лирических образов в финалах очень характерно для Франка