Файл: Билет по изм. 2 курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что есть с лекции. В конце 18 века начинается активный процесс развития. 1791 год - открытие кафедры чешского языка и литературы в пражском университете.Стали ставиться пьесы на чешком языке. "Будители"-деятели чешской культуры, стремились к развитию нац. ценностей. Начинают изучать нац. историю, фольклор. В 30е годы 19 века появляется первая коллекция народных песен. 1862 год открытие временного театра для постановки пьес, драм, опер на чешском языке. Сметана-главный дирижер этого театра с 1866 до середины 70х. В 1874году он оглох, поэтому покинул его... Он сократил количество итальянских опер в репертуаре.

Чешская музыкальная культура имеет свои особенности развития. На протяжении 300 лет Чехия была в составе Гагсбургской империи. Основной язык- немецкий. Чехи внесли огромный вклад в немецкую симфоническую школу. Были частью Мангеймской школы. В конце 19в- начинает развиваться национальное самоопределение. В 1791г. открывается отделение чешского языка в Университете. В театре стали ставиться пьесы на чешском, публикуется чешская проза. Было движение "будители". Они стремились к возрождению национальной традиции. Изучается нац. музыкальный фольклор. В 1862г открывается временный театр, предназначенный для постановке пьес на чешском языке. С 1886г главным дирижёром этого театра был Сметана. В 1874 покинул этот пост, т.к. оглох. Основной идеей у сметаны всегда была идея муз. национализма. Она базировалась на диалогах с фольклором. На основе этой идеи выстроен его муз. язык. Главным образом это дело проявилось в сфере оперы. Обращение к разным жанровым мелодиям. Самая известная- комическая опера" Проданная невеста", затем трагическая опера "Далибор". И ещё какое-то хреновое название, не могу его понять, но вроде "Либунге" Везде главенствует национальное. Во 2й половине 70х пишет цикл симф. поэм- "Моя родина"

Билет № 33. Сметана и его симфонический цикл «Моя Родина» Бедржих Сметана - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы. Сметана — один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке («Бранденбуржцы в Чехии»), также принадлежит ему. Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других. «Моя Родина» - это цикл из шести симфонических поэм, объединенных в единый цикл, хотя вначале он задумывал их как индивидуальные пьесы и исполнялись премьеры по отдельности. Он соединяет форму симфонической поэмы с идеалами националистической музыки, которые нашли свой расцвет во второй половине девятнадцатого века. Каждая поэма характеризует какую-то часть пейзажа, легенд или истории Богемии. Первая поэма «Вышеград»: Симфоническая поэма «Вышеград» создавалась в сентябре―ноябре 1874 года и была впервые исполнена 14 марта 1875. Она посвящена одноимённому замку в Праге ― одной из древнейших достопримечательностей Чехии. Поэма открывается звуками арф, символизирующими легендарного народного певца Лумира. Проводятся мотивы, появляющиеся в дальнейшем в других частях цикла, так, мотив B―Es―D―B, символизирующий замок, звучит во «Влтаве» и «Бланике». Сначала тему играют духовые инструменты, потом подхватывают струнные и наконец триумфальное tutti оркестра. В следующей части Сметана повторяет историю замка, превращая тему в марш. На первый взгляд победная кульминация внезапно обрывается, характеризуя разрушение замка. Следующая часть, открываясь теми же пассажами арфы из начала, напоминает нам о красоте замка, который теперь стоит в развалинах. Заканчивается поэма на пианиссимо, символизируя реку «Влтава» под замком и таким образом образуя связь со следующей частью. Вторая поэма «Влтава»: Вторая поэма – прекраснейший пример музыкальной изобразительности. Сметана используют этот прием, чтобы показать нам путь Влтавы, которая находит свое рождение в двух маленьких источниках. Он показывает как они соединяются в единый поток, его путь через поля и леса, мимо свадьбы фермера, мимо танца русалок в лунном свете, рядом с руинами замков. Дальше, как она соединяется с рапидами Св. Иоанна, вливается в город Прага, мимо замка Вышеград (здесь снова звучит тема замка из первой поэмы). В этой пьесе звучит самая известная мелодия Сметаны – адаптация старинной итальянской песни La Mantovana. Третья поэма «Шарка»: Третья поэма названа по одноименной легенде о воительнице Амазонки Шарке и Девичьей Войне. Она разочаровалась в любви и поклялась отомстить всему мужскому роду. Против приказано бороться принцу Чираду, который находит ее привязанной к дереву. Шарка притворятеся, будто ее предали ее сестры. Чирад влюбляется в ее красоту и развязывает ее. Он а спаивает принца и его товарищей, а сама трубит в рог, в качестве сигнала другим амазонкам, которые приходит и убивают спящих воинов. Поэма начинается с темы у скрипок, символизирующая ненависть Шарки к мужчинам. Вторая тема – марш принца и воинов. Его прерывает два возгласа. Дальше следует дует виолнчели и кларнета, характеризующая любовь принца к Шарке, которая свободно развивается и вливается в новую победную тему с фанфарыми. Далее следует очень красивая мелодия у кларнетов , символизирующая зов Шарки к ее подругам. Далее следует безумный и стремительный финал, под нюансом Frenetico, который характеризует месть Шарки. Четвертая поэма «В лесах и лугах Богемии» В основу этой поэмы не лег никакой сюжет. По словам самого композитора, здесь изображаются впечатления от красоты чешской природы. После большой части, в которой воспевается величие лесов, следует часть где показан деревенский праздник. Пятая поэма «Табор» Она названа в честь южного чешского города Табор, основанного гуситами и служившего их ставкой во время Гуситских войн. Главная тема этого произведения заимствована из гуситского боевого гимна «Те, кто воины Господни», которая развивается в течении всей поэмы. Шестая поэма «Бланик» Эта поэма названа в честь горы Бланик. Чешская легенда гласит, что внутри этой горы спит армия воинов под руководством Вацлава Святого, которая проснётся и придёт на помощь в самые тяжёлые времена для страны. Билет № 34 Музыка Испании 19в. Творческая деятельность Ф. Педреля



Музыка Испании на протяжении 18в. и большей части 19 в. переживала глубокий кризис. Лишь в начале 20в. наметились пути возрождения испанского искусства. Испания издавна славилась исключительным богатством национального фольклора, но именно в андалусии сложились специфические формы южно-испанской народной музыки, составляющие гордость национальной культуры. Это прежде всего древний пласт андалусийского фольклора - КАНТЕ ХОНДО (глубинное пение) а также более поздний песенный пласт - канте фламенко, тесно связанный с бытующими жанрами мавританско-цыганского происхождения. КАНТЕ-ХОНДО - это одноголасное. экстатически взволнованное пение восточного склада, основанное на долгих певучих фразах, исполняемых на едином дыхании. В нем широко представлены энгармонические последования, богатая орнаментика, ультрахроматическое "скольжение". Мелодии канте-хондо чаще всего ограничены узким диапазоном(не более сексты), в них часты настойчивые повторы мотивов-"заклинаний". Музицирование в стиле канте-хондо строится на перекличках солиста-певца("кантаор") и виртуоза-гитариста("токаор"). Более молодой и более распространенный вид народного музицирования - канте фламенко - отличается большей жизнерадостностью, выраженной в популярных песенно-танцевальных жанрах(севильяна, малагенья и т.д.). Лишь в конце 19в. среди передовых музыкантов Испании развернулось движение в защиту несправедливо забываемых национальных традиций. Это движение, начатое видным композитором, ученым и педагогом Фелипе ПЕДРЕЛЕМ(1841-1922), известно под названием "Ренасимьенто". Педрель занимался в основном просветительской деятельностью. Ценным стимулом для воскрешения национальных традиций стали капитальные публикации, подготовленные Педрелем: четырехтомное собрание "Испанский народный песенник", труды по истории испанской музыки. Он горячо отстаивал национальные традиции испанского искусства, ратовал за его истинное возрождение, за включение Испании в прогрессивное европейское музыкальное движение современности. В числе его литературных трудов, трактат «За нашу музыку. Основная идея которого заключается в том, что испанский композитор должен руководствоваться в написании произведения с одной стороны народным фольклором(фламенко всякое) и достижениями испанских музыкальных школ16-18вв.(там в основном церковная полифония), а с другой стороны достижениями современных европейских комп.школ. Вагнер как всегда Бог во плоти, среди всех достигателей. В частности он упоминает и достижение русской музыки, то бишь и оттуда не грех понадрать. Перу Педреля принадлежит музыка национальных опер - и прежде всего оперной трилогии "Пиренеи". Также он является автором многих фортепьянных произведений, так как сам был пианистом. Но как композитор, свои идеи, в полной мере, он воплотить не смог. Выдвинувшиеся на рубеже веков испанские композиторы И. Альбенис, Э. Гранадос, М.де Фалья своим ярко национальным искусством вернули утраченную славу музыке своей родины. Они интересовались преимущественно жанровой, красочно-бытовой сферой музыки, воплощенной в масштабах фортепианной миниатюры. Жанр САРСУЭЛЫ, сложившийся еще в первой половине 17в., основан на свободном чередовании речевого диалога с музыкальными номерами преимущественно народно-песенного или танцевального характера. В развертывании музыкально сценического действия нередко применялись приемы импровизации. В отличие от сарсуэлы, в которой использовались мифологические, лирические, либо героико-исторические сюжеты (в духе итальянской оперы сериа), другой национальный жанр испанского музыкального тетра - тонадилья - отмечен большей демократичностью, простотой строения, чаще всего сводимого к незамысловатому чередованию куплетов и песенок народного склада.


Всё началось с народной музыки,суровая мелодика,сложный ритм,воинственные танцы(кастилия , каталония,арагония,Андалусия –сильны мавританско цыганские влияния,полиритмия,особая манера горлового пения),а в целом возбуждённый характер исполнения,чувство калорита. Танцы – Сорсико,Руэда . На Юге ритмы более простые –хота,поло,фандаго,сигидилья,малагенья и д.р. Важную роль играли патриотические песни. В 40 годах выдвигали лозунг борьбы – кастисисмо,в 70-х годах ещё одно революционно событие – ренасименто. С открытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847) и Мадриде (1850) музыкальная жизнь активизировалась. С середины 60-х гг. XIX в. деятельность видных композиторов - М. Эславы, Ф. Барбьери, М. Фернандеса Кабальеро, позднее Т. Бретоны, Р. Чапи-и-Лоренте, А. Вивеса - была связана с мадридским театром "Сарсуэла". В последней четверти XIX в. в Испании началось движение за возрождение художественно-самобытной национальной музыкальной культуры (так называемое Ренасимьенто), возглавленное композитором и музыкально-общественным деятелем Ф. Педрелем. Его музыкальные соч. (оперная трилогия "Пиренеи" и др.), теоретические труды и педагогическая деятельность оказали решающее влияние на формирование современной испанской композиторской школы. Основоположники новой музыки - ученики Педреля И. Альбенис, Э. Гранадос-и-Кампинья и М. де Фалья-и-Матеу. Творчество М. де Фальи - вершина современной испанской музыки, одно из высших достижений западноевропейской музыкальной классики XX в. Высокого уровня достигло в XX в. исполнительское искусство: выдвинулись пианисты Х. Турина, Р. Виньес, скрипачи П. Сарасате-и-Наваскуэс, Х. Манен, виолончелисты П. Касальс, Г. Касадо, гитаристы Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия, дирижёры Э. Ф. Арбос, Х. Итурби, певицы М. Гай. Э. Идальго, К. Супервиа, В. де лос Анхелес, Т. Берганса, П. Лоренгар. Среди музыковедов - Р. Митхана-и-Гордон, Ф. Гаскуэ, А. Саласар, Х. Субира, Э. Л. Чаварри, Э. М. Торнер и др. Фелипе Педрель (Pedrell) (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испанский композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Корол. академии изящных иск-в (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет; как муз. критик выступал с 1867. В 1873-74 - 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал изд-во для публикации совр. духовной музыки и еженедельный журн. "Notas musicales у literarias" (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888-96 редактор осн. им издания "Ilustra-cion musical Hispano-Americana". В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале "Атенео". Среди учеников - И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. С 1904 руководил изд-вом "А. Вйдаль-и-Лимон". В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение нац. муз: культуры, программу к-рого изложил в манифесте "За нашу музыку" ("Рог nuestra musica" - предисловие к оперной трилогии "Пиренеи", 1891, не завершена). Развивая идеи испан. музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего нар. песню основой муз. художеств. системы каждого народа, П. видел путь возрождения испан. музыки в гармонич. сочетании опоры муз. фольклора с развитием нац. художественных традиций 16-18 вв. Важное значение имели его публикации соч. А. Кабесона, Т. Л. де Виктории, К. Моралеса в сб. "Испанская школа духовной музыки" ("Hispaniae schola musicae sacrae", t. 1-8, 1894-96) и "Антологии классических испанских органистов" ("Antologia de organistes clбsicos espaсoles", t. 1-2, 1908), полн. собр. соч. Т. Л. де Виктории (т. 1-8, 1902-12). Гармонизации мелодий в составленном П. сб. нар. испан. песен 13-18 вв. ("Cancionero musical popular espaсol", t. 1-4, 1918-22) отличаются глубиной проникновения в сущность нац. муз. фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испан. классиков 16 в. и использования нар. мелодий как основы муз. творчества поднять проф. нац. музыку до уровня передовых европ. композиторских школ, среди к-рых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творч. использования муз. фольклора и выражения нац. характера). В противоположность представителям т. н. регионализма, ограничивавшимся простым цитированием нар. мелодий и не владевшим совр. технич. приёмами письма, П. призывал к глубинному освоению скрытого в нар. мелосе гармонич. и ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением совр. средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ разл. стран. Впервые с творчеством П. рус. музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, к-рый поместил в журн. "Артист" (1894, No 41) его "Песню о звезде" из оперы "Пиренеи" и дал высокую оценку творчеству композитора. П. опубликовал статью об испан. музыке в России (газ. "La Vanguardia", 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. пер. в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 106-108). Сочинения: оперы – Квазимодо, Мазепа, Клеопатра ,Тассо в Ферраре, Пиренеи (3 драмы с прологом), Маргинала; сарсуэлы - Люк-Лак ,Он и она, Истина и ложь ,Стража для солистов, хора и opк. - месса, реквием, Stabat Mater; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет ,струн. квинтет Гальярда (1879); соч. для фп.; песня в т. ч. циклы Ночи Испании, Весна, Андалусийские ветры, Запахи земли.


Билет №35. Альбенис. Фортепианный цикл Иберия Альбенис – один из главных предводителей Нового Испанского Музыкального Возрождения конца 19 – начала 20 веков. Она стал учеником Филипа Педреля, который первым начал пропагондировать старинную испанскую музыку. Это оказало огромное вляиние на творчество Альбениса. В его произведениях явно слышно вляиние таких старинных жанров, как cante flamenco (песни андалузских цыган) и cante jondo (самый старый из поджанров фламенко “jondo” исп. –«глубокий»). Позже, его творчество стало фундаментом для творений таких композиторов, как Мануль де Фалья и Энрике Гранадос. Иберия – это фортепианная сюита, написанная великим испанским композитором Исааком Альбенисом в последний период его жизни с 1905-1909гг. Это, пожалуй, самое известное его произведение.Она состоит из четырех тетрадей, каждая из которых, в свою очередь состоит из трех пьес. Полное исполнение всех тетрадей длится примерно полтора часа. Альбенис же сам называл эти пьесы «двендацать фортепианных впечатлений». Иберия – цикл строго впадающие в рамки импрессионистских сюит. Ее можно сравнить «Эстампами» и «Бергамасской» сюитой Дебюсси. Это – впечатления от разных районов Испании и Андалузии. Первая тетрадь (посвящена жене композитора Эрнеста Шоссона): 1. «Воспоминание» - здесь Альбенис вспоминает свою родину – Джирону (Каталония). Слышны элементы испанской хоты и фанданго (трехдольный парный танец жанра фламенко, с хлопками и кастанетами, под аккомпанемент гитар). 2. «Порт» - жанр эспатиадо (испанский танец с притоптованием) характеризует город Кадиз. 3. Праздник Тела Господня в Севилье – воспоминание о Севилье, во время праздника, когда «тело» господне проносится по всему городу, под траурную музыку саета (испанский церковный жанр, обычно исполняемый во время Страстной Недели». Мелодия напоминает канте хондо, а аккомпанемент – испаснкие гитары. Вторая тетрадь: 1. «Рондена» - воспоминание о Андалузком городе Ронда, с фанданго, как местный жанр, хотя это уже давно оспаривается музыковедами, т.к. метрический рисунок не похож на тот в обычном танце. 2. «Алмьмерия» - живая и яркая хота. 3. «Триана» - названная в честь самого изветного цыгансклого квартала в Севилье. Это – двухдольный пасадобль и севиллана, которые накладывается друг на друга контрапунктом. Третья тетрадь: 1. «Альбайсин» - назван в честь самого известного цыганского квартала Гренады. Это – ярчайший образец испанской импрессионистической музыки. Она построена на двух темах – болеро и хота, с имитацией испанской гитары. 2. «Эл Поло» - написанная в сонатной форме, с имитациями плача. 3. «Лавапьес» - назван в честь веселого квартала рабочего квартала в Мадриде, прославленная своими танцевальными залами и живой музыкой. Зднсь снова фигурируют две темы, каждая из которых – хабанера. Это единственная пьеса, не вдохновленная Андалузской народной музыкой. Тетрадь четвертая: 1. «Малага» - названная в честь средиземного морского порта в юго-западной Испании. Здесь две главные тематические идеи – фанданго и канто хондо. 2. «Херез» - назван в честь андалузского одноименного города. Здесь сново фигурирует канто хондо. 3. «Эритана» - названа в честь таверны на окрайне Севилльи. Атмосфера радостная и праздничная в жанре Севилланас.