Файл: Билет по изм. 2 курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет №28 Характеристики главных героев Отелло.

Отелло написано после перерыва. Либретто А.Бойто(1я редакция 1879 год) Работал над оперой с 1881-86. Отличие от Шекспира: в опере нет 1 действия(похищение Д.,сцена в сенате,сжаты др.события) нет монолога О. над убитой Д.,в финал введены новые сцены(сцена у костра,любовный дуэт О. и Д. в 1м действии) Главное-в рамках классической итальянской оперы(речитативы),но с новаторством(непрерывное развитие музыки в соответствии с развитием действия,отказ от номеров). Главная идея драмы-любовная трагедия,где светлая стихия человеческих чуств сталкивается со злым началом в ожесточенной борьбе. Отелло. Главный эпиграф-"Она полюбила его за муки,а он ее за состраданье к ним." О.-мужественный герой,правитель Кипра.Муж Дездемоны(по-моему муж). Главная сюжетная линия-потеря веры О.в добродетель Д. Драма внутреннего мира О. От титанической страстности,величественной любви к полному мраку,безумству крушению внутреннего мира и всех надежд. Линия любви(конец 1д,большая часть квартета 2д,дуэт О. и Д. в 3д(в какой-то мере),последний монолог.) 2д-борьба в душе О. Переломный момент-квартет. Отелло утверждается в своих подозрениях(момент с платком Д.,Яго подсовывает О. платок Д. как улику против нее и Кассио) Изменение всего внутреннего мира,активные действия Яго, ИЗМЕНЕНИЕ ВСЕГО ХАРАКТЕРА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ОТЕЛЛО(появляются хроматизмы-признак Яго) Конец перелома "Клятва"(героическая кабалетта). 3д-планы мести,яд Яго активно действует,помрачение рассудка(сцена приема посла),ослепление ненавистью,ожесточение,отчаяние.(можно как пример сцену "прощание с оружием") кульминация драматического накала(финал 3д) лейт-мотив любви(в самом конце в орк-ре) 4д-убийство Д. и самоубийство. Иногда появляются светлые тона(в частности лейт-мотив любви,изломанный;в последнем монологе) Колоссальная изобразительность: темы сомнения,темы страсти,темы мести,мотивы подозрений,общая ритмика,трагическое остинато и т.д. Дездемона. Д.-олицетворяет(для О. в частности) идеал недосягаемой женственности.(собственно почему настолько трагично поведение О.) Отец Д.-Барбанцио.(для справки) Д.-возвышенные черты характера,искренняя любовь,простодушие,покорность. Черты народности(песня об иве). Обширный эмоциональный диапазон в рамках выше описанного образа. Простой мелодизм,кантилена. Любовный дуэт-пример потрясающей лирики Дуэт в 3д.-тоска,драма,предчуствие несчастья. Сцена убийства-покорность,любовь. Короче-Женщина с большой буквы. Опять же изобразительность в оркестре(плавные мелодии,струнные) Общий тематизм с О. Особенность: метод косвенной хар-ки: 1д.,несколько слов Кассио("словно луч..") 2д.,песня приветствия Киприотов, хорал гостей в финале 3д и т.д. Жанровая основа музыки Д.-песенность. "Песня об Иве"-кульминация(простота интонаций,горестные восклицания,предчуствие трагедии) "Молитва"-отдаленная надежда,верность любви. Яго. Яго-делае зло ради зла. Циничная философия,пренебрежение к моральным ценностям и к людям в общем,подлый интриган.Пративный. Антипод героя "возраждения"-Отелло. Особенность действий-чем больше страданий он доставляет,тем сильнее его натиск.Главное оружие-клевета. Особенность мелодики-ритмическая острота,угловатость вок.линии,ХРОМАТИЗМ. Злая скерцозность("застольная песня",песня о паутине) Кредо-венец раскрытия образа Яго,наиболее яркий эпизод опр.хар-ки,мефистофельские черты. Изобразительность(в вок.линии и орк-ых интонациях) сопровождает фагот(тембр фагота повсюду) Гротеск в скерцозности связан с развитием немецкого романтического симфонизма. Общее. Глубокое понимание Верди литер-х персонажей,создание звуковых образов. Нородные стороны("застольная","об иве") декламационный стиль мелодики(у Отелло),синтез с кантиленой. Влияние орк-ра на драматургию.


№30. Итальянская опера на рубеже 19-20 веков.Веризм. «Сельская честь» Масканьи.

В конце XIX века на итальянскую оперную сцену выходит новое направление — веризм (от ит. vera — истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением с тем же названием, близким к натурализму. Творческое кредо веризма — жизненная правда, внимание к деталям, фактам. Демакротическая направленность, картины нищеты,страдания,жестокие нравы человека. Интерес к сельской жизни,описание деревень италии. Стремление веристов к жизненно достоверным сюжетам и правдивому отображению в музыке душевного мира обыкновенных людей определило яркую эмоциональную выразительность и драматичность ряда созданных ими произведений. Веризм пришёл в оперу через народный театр Подлинным манифестом веризма стала одноактная опера итальянского композитора, уроженца Сицилии, Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская честь» (1888), написанная по мотивам одноименной пьесы Джованни Верга. И «Сельская честь», и созданная вслед за ней опера Руджеро Леонкавалло (1857—1919) «Паяцы» (1892) имели огромный успех у публики, вошли в золотой фонд мирового оперного искусства. Из других представителей этого направления отметим творчество таких композиторов, как Франческо Чилеа (1866—1950), автора оперы «Адрианна Лекуврер» (1902), и Умберто Джордано (1867—1948), автора опер «Андре Шенье» (1896), «Сибирь» (1903), «Мадам Сан-Жен» (1915). К веризму в значительной мере примыкает и творчество выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858—1924). Однако ему удалось выйти далеко за пределы оперного веризма, в традициях которого он начал творческую деятельность. По эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по силе и яркости драматического дарования Джакомо Пуччини — прямой наследник Джузеппе Верди и подлинно итальянский художник. Чрезвычайно плодотворным было сотрудничество Пуччини с поэтом и драматургом Джузеппе Джакоза (1847— 1906), на либретто которого были написаны такие знаменитые оперы, как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1904). В XX веке итальянские композиторы ярче проявили себя в формах инструментальной музыки, но это не означает, разумеется, что опера как жанр была забыта. В начале века продолжают работать представители итальянской классической школы Руджеро Леонкавалло (1857—1919) — оперы «Заза» (1900), «Майя» (1910), «Королева роз» (1912), Пьетро Масканьи (1863—1945) — оперы «Лодолетто» (1917), «Нерон» (1934), Джа-комо Пуччини — оперы «Чио-Чио-сан» (1904), «Девушка с Запада» (1910). Автором 10 опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера «Воскресенье» по роману Л. Н. Толстого, был композитор и пианист Франко Альфано (1876—1954). Он же завершил оставшуюся неоконченной оперу Дж. Пуччини «Турандот» (1925). Представитель музыкального футуризма, итальянский композитор Франческо Прателла (1880—1955) создал оперу «Авиатор Дро» (1914). ВЕРИЗКАЯ ОПЕРА: -сюжет( сельская среда) -жанровая сфера народной культуры( сицилиана,романсы,песни) -концентрированность -простой язык. -определенная вокальная стилистика( чрезмерность выражения эмоций) -дублировка оркестра. «Сельская честь» Масканьи ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Поводом для сочинения произведения послужил конкурс одноактных опер, объявленных миланским издателем Э. Сонзоньо. Для участия в нем Масканьи прервал работу над оперой «Ратклиф» и обратился к сюжету «Сельской чести», давно привлекшему его внимание. Новелла итальянского писателя Джованни Верга (1840—1922) «Сельская честь», опубликованная в 1889 году, приобрела известность благодаря инсценировке, которая шла с блистательной исполнительницей заглавной роли Э. Дузе. Пьеса отличалась максимальной концентрацией действия, сюжета. Ее события развертываются в пределах одного утра, что, несомненно, было особенно привлекательным для композитора. Либретто, написанное Г. Тарджони-Тоцетти (1859—1934) при участии Г. Менаши, было вначале двухактным, но, согласно условию конкурса, было сведено к одному акту. Центральное место в опере заняли образы главных действующих обрисованные скупыми меткими штрихами: беспредельно преданная, неистовая в любви Сантуцца и легкомысленная, ветреная Лола; страстный, увлекающийся Туридду и беспощадно-мстительный Альфио. Заметно развиты народные сцены. Два акта драмы соединяются в опере симфоническим интермеццо, приобревшем впоследствии широкую известность. Из 70 представленных на конкурс опер «Сельская честь» завоевала первую премию. 17 мая 1890 года в Риме состоялась премьера, прошедшая с триумфальным успехом. Вскоре опера прозвучала во многих странах мира, содействовав распространению принципов веризма. МУЗЫКА Музыка «Сельской чести» насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы. В оркестровом вступлении безмятежно-пасторальные образы, созерцательные настроения рельефно оттенены лирически взволнованной мелодией. За занавесом звучит сицилиана Туридду «О Лола, знойной ночи созданье» (средний раздел вступления); ее медлительная мелодия, сопровождаемая гитарным аккомпанементом, полна чувственной истомы и неги. Хоровая интродукция «Пышно плоды на деревьях красуются» передает приподнятую атмосферу праздника. Колоритно оркестрованная песня Альфио с хором «Кони бешено летят» проникнута горделивой удалью. Хор «Пойте песнь торжества» своими просветленно возвышенными настроениями резко контрастирует драматизму следующей сцены. Элегически грустный романс Сантуццы «Вдаль уходя солдатом» носит оттенок балладной повествовательности. В дуэте Сантуццы и Туридду сопоставляются напряженно страстные и скорбно просветленные мелодии. Дуэт прерывает кокетливо-грациозная песенка Лолы «Цветок зеркальных вод». В продолжении всего дуэта с возрастающим волнением звучат широкие мелодии. Драматизм достигает вершины в дуэте Сантуццы и Альфио. Симфоническое интермеццо вносит разрядку; его безмятежное спокойствие навевает картины мирной, ласковой природы. Остро ритмичная застольная песня Туридду «Здравствуй, золото стакана» брызжет искрометным весельем. Ей контрастирует ариозо Туридду «В своей вине я каюсь», полное глубокой скорби; пластичная вокальная мелодия сопровождается певучей кантиленой струнных. Чувством страстной мольбы пронизано последнее ариозо Туридду «Матерью Санте…», передающее предельное напряжение душевных сил.


Билет № 31. Дж. Пуччини и его опера "Богема".

Джакомо Пуччини. Итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Учился игре на органе под руководством отца Микеле Пуччини (1813—64) —органиста, дирижёра, композиторы, основателя музыкальной школы в Лукке. С 1872 занимался в Музыкальном институте имени Дж. Пачини в Лукке (классы органа и фортепьяно), в 1880—83 в Миланской консерватории у А. Баццини (музыкально -теоретические предметы) и А. Понкьелли (композиция). Уже первая опера «Виллисы» (1883) принесла Пуччини успех и определила его творческий путь как оперного композитора. Творчество складывалось под воздействием веризма, однако композитор преодолел его ограниченность. Выразительные средства, используемые Пуччини, значительно богаче, разнообразнее, тоньше. Он глубоко раскрывает сложную психологию героев, изображая правдивые жизненные ситуации. В центре опер Пуччини — образ женщины, способной на жертву во имя любви. Основное средство музыкальной выразительности — напевная мелодия, связанная с итальянской бытовой песней. Пуччини создал гибкий речитативно-ариозный стиль, поручив оркестру роль активного участника лирической драмы; широко использовал приёмы лейтмотивного развития, а также импрессионистичность звукописи. Лучшие оперы Пуччини : «Богема» (1895), "Тоска" (1899), "Мадам Баттерфлай" (1903). В последней опере "Турандот" (1924, завершена Ф. Альфано) Пуччини отошёл от характерной для предыдущих опер камерности, соединив в ней лиризм с героикой и трагедийностью. Композитор-новатор, Пуччини развил реалистические тенденции позднего периода творчества Дж. Верди, внёс большой вклад в оперное искусство 20 в. История создания.

«Богему» (1895) отличает отсутствие увертюры, она разделена на 4 акта. Общая длительность оперы составляет около 1 часа 50 мин. Богема является одним из самых значительных оперных произведений поколения композиторов следующего после Джузеппе Верди. Музыка и либретто составляют одно целое. Лирично-сентиментальная музыка в зависимости от сценария сменяется живыми, полными энергии темами. В 1-м акте музыка полна молодого задора, она знакомит зрителя с романтичным поэтом Рудольфом и его друзьями. С появлением Мими музыка становится более нежной и хрупкой. Второй акт охарактеризован широким применением медных музыкальных инструментов, обозначившим уличные гуляния народа. Стремительный вальс вырисовывает образ Мюзетты. Свежая, утренняя музыка открывает 3-й акт, сменяется страданиями Мими, а затем постепенно приобретает драматический характер. Четвертый акт начинается с музыкальной темы, в которой слышится тоска по утраченному счастью. При появлении девушек музыка приобретает смятенный характер, сменяется на упоённый диалог возлюбленных и в конце выразительно окрашивается траурно-трагическими нотами. Либретто «Богемы» написано по роману французского писателя Анри Мюрже (1822—1861) «Жизнь богемы». В этом произведении изображена жизнь талантливых, но бедных молодых артистов — поэтов, художников, музыкантов, населяющих Латинский квартал в Париже. «Жизнь богемы» — наиболее значительное произведение Мюрже. Роман, вышедший в 1851 году отдельной книгой, принес автору литературную известность. В сотрудничестве с Ж. Барьером писатель переработал свой роман в пятиактную пьесу «Богема», которая также имела шумный успех. В 1893 году Л. Иллика (1859—1919) и Д. Джакоза (1847—1906) начали писать либретто на основе романа Мюрже; работа продолжалась около двух лет. Музыка была сочинена Пуччини за восемь месяцев. Первое представление оперы состоялось 1 февраля 1896 года в Турине.


Сюжет. 1-е действие Сочельник на маленькой мансарде в Латинском квартале Парижа. Бедный поэт Рудольф и такой же бедный художник Марсель сидят у остывшего камина, им нечем его растопить. Марсель хочет пустить на дрова последний стул, но Рудольф останавливает его, жертвуя для растопки одну из своих рукописей. После растопки камин остывает так же быстро. Приходит философ Коллен, вслед за ним — музыкант Шонар, которому удалось раздобыть еды, вина и дров. Появившийся хозяин комнаты требует квартирную плату, но друзья прибегают к хитрости, предложив вина и заведя разговор на тему женщин. Сделав возмущенный вид, они упрекают домохозяина в супружеской измене и с хохотом выпроваживают его из мансарды. После этого все, кроме Рудольфа, решают пойти в кабак «Момус» в Латинском квартале. Поэт остаётся дома, чтобы закончить работу над статьёй, но тут в дверь робко стучит соседка Мими, просящая огня для погасшей свечи. Когда она собирается уходить, Мими замечает, что обронила свой ключ, который оба начинают в темноте искать. Услышав рассказ Мими о своей жизни, Рудольф признается ей в любви, и она отвечает ему тем же. С улицы доносятся голоса друзей, и новоиспечённая пара решает пойти вместе в «Момус». 2-е действие

В Латинском квартале все шумно празднуют Рождество. Дела у уличного продавца игрушек Парпиньола идут в эти дни особенно в гору — от детворы нет отбоя. Рудольф покупает для Мими розовый чепчик, который она уже давно желала, как она потом признается. В Кафе «Момус» друзья встречают бывшую возлюбленную Марселя Мюзетту, рядом с которой находится её новый богатый поклонник Альциндор. Мюзетта всячески помыкает стариком, обзывает его Лулу — лишь только бы прежний возлюбленный обратил на неё внимание. Марсель ревнует, но Мюзетте удаётся отослать Альциндора с поручением, чтобы вернуться к Марселю. Друзья весело покидают «Момус», не расплатившись — Шонар обнаружил, что его деньги закончились, на что Мюзетта сказала слуге, что за них по возвращении расплатится пожилой господин (Альциндор). Возвратившись и увидев счёт, старый ухажёр теряет равновесие и в шоке падает на стул. 3-е действие

Мария Кузнецова в роли Мими Февральское утро на окраине Парижа. У Марселя появился шанс заработать немного денег, выкрасив кабаре на окраине города. Здесь выступает Мюзетта, из кабаре слышится её смех. Мими разыскивает Марселя, чтобы поговорить с ним о необоснованной ревности Рудольфа, которая делает её жизнь невыносимой. При неожиданном появлении поэта Мими прячется и подслушивает разговор друзей. Так она узнаёт о настоящей причине поведения Рудольфа — Мими неизлечимо больна чахоткой, а он не хочет или боится, что не сможет её содержать. Выдав себя рыданиями, Мими пытается убедить Рудольфа остаться с ней, вместе они решают остаться парой до конца зимы, хотя каждый тайно надеется, что весна не начнется никогда. Марсель обвиняет Мюзетту в ветрености, они ссорятся и окончательно разрывают отношения. 4-е действие


В мансарде полгода спустя. Рудольф и Марсель чувствуют, что скучают по своим любимым, но не признаются в этом друг другу. Появляются Коллен и Шонар, они приносят немного еды, но друзья с юмором относятся к сложившейся ситуации. Чуть позже появляется Мюзетта, приведшая с собой больную Мими, которая уже не в состоянии самостоятельно взойти по лестнице. Мими хочет повидаться с Рудольфом. Чтобы обогреть комнату и вызвать врача для больной, Мюзетта жертвует серьгами, а Коллен расстаётся со своим любимым пальто. Друзья оставляют возлюбленных наедине, те вспоминают своё общее прошлое. Мими начинает задыхаться, на крик Рудольфа сбегаются все остальные. Рудольф позже всех понимает, что его любимая мертва и в отчаянии выкрикивает её имя.

Билет №32. Музыка Чехии второй половины XIX века. В 1620-м году Чехия пережила величайшую национальную катастрофу: потерпев поражение в битве при Белой горе (близ Праги), страна потеряла государственную независимость. Наступила "эпоха тьмы". Экономический и культурный рост Чехии оказался надолго задержанным. Государственным языком был объявлен немецкий. Но уже с 70-х годов 18-го века до 1820-х годов выдвигается плеяда просветителей-историков, филологов, археологов, возродивших интерес к прошлому родины, к художественным ценностям её культуры, к народному творчеству. В следующие десятилетия, с 1820-х по 1848-й год, - появляется множество блестящих учёных, публицистов, писателей. Франтишек Палацкий выпустил в пяти томах "Историю чешского народа". Писатель и учёный Вацлав Ганка явился автором так называемой "Краледворской рукописи" - в ней воспеты подвиги чешских богатырей. 40-е годы - это время пробуждения реализма в чешской литературе. Поражение революции 1848-го года временно приостановило его расцвет. Начиная с середины 50-х годов зреет новая, третья волна культурного обновления страны. Этому способствовали революционно-романтические стихи Фрича, повести и рассказы Божены Немцовой. Решающий поворот наступил в 1859-м году. Народу Чехии предоставляются некоторые демократические свободы, что способствует ещё более мощному подъёму отечественной культуры. Три классика чешского искусства возглавляют этот период: в литературе - Ян Неруда (1834-1891), в живописи - Йозеф Манес (1820-1871), в музыке - Бедржих Сметана. А такде композиторы Антонин Дворжак и Зденек Фибих. В "эпоху тьмы" среди всех видов искусств лишь музыка продолжала свидетельствовать о неугасаемых духовных силах народа. Именно с этого времени, с конца 17-го и в 18-м веке, повсеместно становятся известными имена цешских музыкантов, ибо многие из них были вынуждены работать на чужбине. Так возникает "чешская музыкальная эмиграция". Одновременно в самой Чехии возрастает роль сельских учителей музыки - канторов, в творчестве и практически-исполнительской деятельности которых укреплялось национальное самосознание народа, преданного своими феодальными правителями. В этой провинциальной среде вырабатывались и крепли черты "чешского классицизма", который оказал большое влияние на формирование венского классического стиля. Виднейший представитель чешской фортепианной школы - Ян Ладислав Дусик (1760-1812). С огромным успехом концертировал по всей Европе, - он может считаться прямым предшественником Шопена. Вацлав Ян Томашек (1774-1850) - плодовитый композитор, крупнейший музыкальный авторитет Праги, учитель многих пианистов и композиторов. В течение недолгих лет в Чехии выдвигается значительная плеяда композиторов - авторов танцевальной музыки. Среди них Прохазка, Лабицкий, Гутманталь, Весельский, Гильмар и другие. Одним из наиболее ярких национальных достижений в обновлённой чешской танцевальной культуре 19-го века является полька. Большое внимание уделялось опере. Сначала были переведены на чешский язык популярные произведения иностранных композиторов - Моцарта, Керубини, Россини, Вебера. В 1826-м году состоялась премьера первой чешской оперы - "Дротарь", автором которой был дирижёр и композитор Шкроуп. Бедржих Сметана - основоположник чешской классики. Всю свою кипучую деятельность, как композитор, пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель, он посвятил прославлению родного народа. В его восьми оперных творениях отражены многие стороны жизни, закреплены разнообразные жанры оперного искусства. Каждое из них отмечено индивидуально неповторимыми чертами, но всем им присуща одна главенствующая черта - в операх Сметаны ожили образы простых людей Чехии и её славных героев, мысли и чувства которых близки широким кругам слушателей.