Файл: Sound mass composition. Strings (N. Khrust).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кшиштоф Пендерецкий (Krzysztof Penderecki, 1933).

Кшиштоф Пендерецкий — польский композитор и дирижёр. Первый успех пришёл к нему в 1959 году, когда три его сочинения, поданные под разными псевдонимами, победили на всепольском конкурсе союза композиторов. В следующем году появляется самое знаменитое сочинение композитора «Плач по жертвам Хиросимы» для 52-х струнных инструментов, а также Первый струнный квартет. В этих сочинениях происходит стилистический поворот: Пендерецкий создаёт в своих произведениях свой вариант композиции звуковых масс, получивший в польском музыкознании название «соноризм»12. Для музыки Пендерецкого этого времени характерны лапидарные жесты, активное использование кластеров, нестандартных приёмов игры. Большинство сочинений основаны на принципе контраста, противопоставления одной звучности («сонора»)13 другой. В отличие от Лигети (и уж тем более, в отличие от Шельси или Ксенакиса) для Пендерецкого противопоставление звучностей важнее, чем их внутреннее развитие. Поэтому «соноры» Пендерецкого гораздо статичнее (то есть меньше подвержены внутреннему развитию) фактур Лигети или Ксенакиса; они сменяют друг друга как плакаты, как «блоки звучностей».

Нередко стремление использовать радикальный материал сочетается с использованием некоего подобия редуцированной сонатной формы, упрощённо понимаемой как чередование контрастных разделов. Если для создания контраста достаточно звучностей двух разных типов (и их вариантов), то «сонор 1» условно можно соотнести с главной партией, «сонор 2» — с побочной, их дальнейшее вариативное сочетание — с разработкой и возвращение изменённой первой или второй звучности можно воспринять как «динамизированную репризу». Такая последовательность разделов отчётливо

прослеживается, например, в Первом квартете и «De Natura Sonoris» № 2. Во многих других произведениях Пендерецкого 1960-х годов этот принцип проявляется в большей или меньшей степени. Впрочем, встречаются и другие варианты. Например, «Плач по жертвам Хиросимы» имеет форму, похожую на трёхчастную. Так или иначе, для музыки Пендерецкого само понятие формы во многом сводится к чередованию разделов.

Период «сонористики» в творчестве Кшиштофа Пендерецкого завершился примерно к середине 1970-х. С этого времени стилистика композитора изменилась в сторону позднего романтизма, и напоминает музыку таких композиторов, как М. Регер. Однако наиболее известной музыкой Пендерецкого на сегодняшний день остаются сочинения шестидесятых годов — «Плач...», Первый квартет, «Polymorphia», «Флюоресценции», обе «De Natura Sonoris».

Струнный квартет № 1 (1960). В квартете применяется свободная посекундовая нотация: такт равен секунде. Расположение нотных головок между тактовыми чертами примерно обозначает их появление во времени; точного ритма нет. Нотные головки разной формы обозначают разные специфические приёмы игры (см. легенду в начале партитуры), многие которых — ударные и шумовые. После небольшого вступления, построенного на длинных нотах, включается активная музыка, которую с известной долей условности можно считать «главной партией». Несмотря на множество разнообразных приёмов, в целом её можно охарактеризовать как звучность одного типа, постепенно изменяющуюся от шумов (шумовых приёмов) к тонам (нормальному звукоизвлечению). Вторая фаза, которую можно

12Sonorysm (польск.). Этот термин впоследствии разрабатывался в российском музыковедении как «сонористика». См. прим. 1.

13В терминологии Ю. Н. Холопова.


условно считать «побочной» начинается после глиссандо на 1’25”. Она представляет собой спонтанные пассажи звуковысотно определённых звуков (однако, эти высоты не складываются для нас в какую-то гармонию, а продолжают, как и раньше создавать ощущение некоего очень сложного «колючего» звука) и приводит нас к завершению на экстремально высоких тонах (2’50”). Следующий раздел (условно — «разработка», 3’13”) также начинается с материала вступления (который перекликается с концом «экспозиции»). «Разработка» построена на развитии и комбинации трёх типов материала — вступления, «главной» и «побочной». Сокращённая «реприза» «главной партии» врывается начиная с 6’ и приводит к коде, построенной на материале вступления.