Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли
Понятие, состав и значение розничного товарооборота в торговле
Глава 2. Анализ предприятия розничной торговли ООО «Адидас»
2.1 Краткая характеристика ООО «Адидас»
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Адидас»
2.3 Рекомендации совершенствования процесса продажи товаров в ООО «Адидас»
Розничная торговля – это вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Розничная торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управление, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Торговые предприятия классифицируются по нескольким признакам. Например, по виду торгового объекта выделяют:
- стационарные – включает стационарные торговые объекты, т.е здание или часть здания, фундамент которого связан с землёй и имеются подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
- нестационарные – включает нестационарные торговые объекты, т.е временные сооружения или конструкции, не связанные с земельным участком при наличии или отсутствии подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
К стационарным торговым объектам относятся магазины, магазины-склады.
Магазин – стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям. В состав магазина входят торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые и складские помещения. Это даёт возможность применения в них средства механизации и автоматизации трудоёмких операций, создаёт благоприятные условия труда торговых работников, содействует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных слуг.
Магазины-склады – предприятия торговли, в которых осуществляется продажа физическим лицам и хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров) или в транспортной упаковке. Продажу осуществляют по методу самообслуживания.
Нестационарная торговая сеть представлена киосками, павильонами, палатками, автомагазинами, автоприцепами, автоцистернами, ёлочными базарами и т.д.
Киоск – представляет собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение товарного запаса.
Павильон – представляет собой отдельно стоящее строение или его часть с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Павильон имеет отдельное место хранения товарного запаса.
Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащённая прилавком, не замкнутая со стороны прилавка, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца и товарного запаса на один день торговли.
Специальные средства, приспособленные для торговли в развоз (автомагазины, автоприцепы, автоцистерны) или разнос (лотки, корзины, тележки).
Торговый автомат – представляет собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца.
Посылочная торговля – осуществляется следующим образом: потребитель выбирает товар с помощью каталогов или иных информационных источников, продавец организует доставку товара с использованием услуг почтовой связи, транспортных или курьерских компаний.
Тенденции развития розничной торговли в России
Розничная торговля являлась одним из наиболее динамично растущих секторов экономики России, о чем свидетельствует сохранение на протяжении 2003-2008 гг. темпов роста ее оборота в товарной массе на уровне почти в два раза выше темпов роста ВВП.
В 2008 году суммарный оборот российской продуктовой розницы составил более $250 млрд. Доля расходов на продукты питания составляла около 45% от потребительских расходов. Основным фактором, исторически способствующим росту рынка, в прошлом являлось повышение экономической стабильности в России и как следствие увеличение доходов населения страны. В 2009, ситуация на рынке продовольственной розницы, изменилась в худшую сторону. Падение доходов населения отрицательно повлияло на структуру и размер потребительского спроса. Так по итогам 2009 года розничный оборот, включающий и оборот товаров питания, в РФ снизился на 5,5% к обороту за аналогичный период 2008 года, что в сумме с шести процентной инфляцией означает серьезное снижение спроса на товары питания. При этом, в средней потребительской корзине доля продуктов питания выросла с 45% в 2008 году до 48,6% по итогам 2009 года. В итоге, рублёвое сокращение потребления продуктов питания в 2009 года составило 2,5%.
Результаты кризисного 2009 года оказались существенно хуже наиболее пессимистичных прогнозов конца 2008-начала 2009 гг. В то же время в 2010 году ситуация в экономике начала улучшаться и уже по итогам 1-ого квартала 2010 года динамика реального ВВП и оборота розничной торговли к 1-ому кварталу 2009 года стала положительной. Причем в апреле 2010 года тенденция улучшения основных экономических показателей в основном сохранилась.
На долю современных форматов по состоянию на начало 2010 года приходилось не более 12% занятых в розничном секторе, что обусловливало сравнительно невысокий уровень производительности труда в сфере розничной торговли России в целом.
Высокие темпы роста потребительских расходов, быстро растущая ёмкость розничного рынка России и сравнительно низкая доля сетевой торговли сделали его в 2007-2009 гг. одним из наиболее привлекательных для международных ритейлеров. Несмотря на то, что в 2009-2010 гг. привлекательность потребительского рынка России несколько снизилась, он продолжает сохранять значительный потенциал для иностранных инвесторов. При этом российские потребители предпочитают магазины современных форматов традиционным прилавочным и розничным рынкам.
В то же время в течение 2009-2010 гг. для российского рынка было характерно усиление ряда негативных для развития торговли факторов: неблагоприятного предпринимательского климата, высокого уровня коррупции, неоднозначности и противоречивости толкования ряда положений Закона «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», избыточном количестве налоговых проверок и согласований, нехватке квалифицированной рабочей силы и т. д.
В 2015 году значительное снижение цен на сырую нефть и значительная девальвация российского рубля, а также санкции, введенные против России некоторыми странами в 2014 году, продолжили оказывать негативное влияние на российскую экономику. Процентные ставки в рублях остались на высоком уровне в результате поднятия Банком России ключевой ставки в декабре 2014 года, с последующим постепенным ее понижением в 2015 году. Совокупность указанных факторов привела к снижению доступности капитала, увеличению стоимости капитала, повышению инфляции и неопределенности относительно экономического роста, что может в будущем негативно повлиять на финансовое положение, результаты операций и экономические перспективы.
Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран:
Таблица 1
Ключевые показатели торговли в России и других странах
Показатель |
Россия |
Развитые страны ЕС** |
Разрыв, раз |
Обеспеченность современными торговыми площадями*, м2/тыс.чел. |
73 |
более 500 |
более 7 раз |
Доля современных форматов* |
35% |
более 70% |
более 2 раз |
Доля 5-ти крупнейших компаний* |
11% |
более 60% |
6 и более раз |
Доля дистанционной торговли* |
1,8% |
более 5% |
3 и более раз |
*На примере продовольственной торговли **На примере Германии, Великобритании, Франции, Швеции и др.
До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:
- в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций;
- отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний;
- отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций;
- отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций;
- слабое вмешательство со стороны ФАС России;
- отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров;
- отсутствие регулирования оптовых и дистрибуционных компаний;
- существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам.
Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены и повысить качество обслуживания.
Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:
- недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;
- избыточность правового регулирования.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.
Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами.
Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.
Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.
Кроме того, в настоящее время технологические потребности производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей произведенная продукция частично хранится в малоприспособленных или неприспособленных помещениях, в которых невозможно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате такого хранения значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых предприятий.
Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы.
В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.