Файл: Кокорева Л. - Клод Дебюсси - 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2024

Просмотров: 613

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герои музыки Дебюсси — это Фавн, Ундина, наяды, сирены, то есть мифологические персонажи. Исчезает тема борьбы, тема одинокого, непонятого героя, отторгнутого миром, тема любви в романтическом понимании.

В сущности, Дебюсси первый повернул к мифологизму — особому типу художественного мышления, ставшему едва ли не ведущим в XX векеЧ Присутствие человека в музыке Дебюсси чаще всего ощущается лишь «за кадром». По каким-то трудно уловимым признакам понимаешь или представляешь, что «за кадром» любого пейзажа Дебюсси стоит человек — человек природы, человек вселенной, человек космических далей, словом, в е ч н ы й ч е л о в е к , но никак не романтический герой.

Поворот в сторону мифологического мышления и есть тот кардинальный крутой сдвиг в художественном сознании, который пре-

допределил новизну и одновременно

концептуалъность

творчества Дебюсси.

 

Может возникнуть вопрос: а как же опера Пеллеас и Мелизанда! Ведь в ней действуют не герои мифа. И все же герои этой оперы в определенном смысле — те же «герои мифа». Их жизнь, их драма — проекция вечной драмы человеческого бытия. А Пеллеас и Мелизанда выступают скорее как символы вечных идей. Поэтому данная опера также отражает мифологизм мышления композитора.

В музыке Дебюсси, в отличие от романтиков, не найти никакой автобиографичности. В ней он никогда не говорит от своего имени. В ней мы никогда не услышим «авторский голос», как у Шуберта и Шумана, Листа и Вагнера, Р. Штрауса и Малера, Шёнберга и Берга. Дебюсси не отождествляет себя с героями своих сочинений, как это имело место в музыке романтиков. Его видение мира — иное, абсолютно новое, как нов и способ его моделирования.

Второе проявление нового художественного сознания Дебюсси — карнавальная поэтика. Романтическое искусство в своей кульминации достигло чрезмерного трагизма и чрезмерной сложности. Пример — позднее творчество Вагнера, Малера, раннее — Шёнберга и Берга. Новое видение мира — как реакция на этот «сгущенный» тра-

Разумеется, персонажи германских мифов бьши и у Вагнера, фантастические образы — у романтиков, но это совсем не означало, что они опирались на мифологизм в способах отражения мира.

12


гизм — через народно-праздничный пласт культуры, истоком которого был средневековый карнавал. М. Бахтин открыл эстетическую ценность смеховой карнавальной культуры в знаменитой на весь мир книге Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса^^. Сущность карнавальной поэтики — «веселый улегченный взгляд» на жизнь, юмор, гротеск, насмещка над всем серьезным, тяжелым и трагичным. Для этого искусства существует своя особая система образов, свои средства.

Не случайно Бахтин строит свою концепцию, опираясь на роман французского писателя. Ибо карнавальная поэтика особенно характерна для искусства Франции, может быть, щире — для латинского мира, издавна славящегося своими карнавалами (кстати, существующими и поныне).

В творчестве Дебюсси — первое появление «карнавальных» образов, которые следует рассматривать в русле концепции Игр ы^^. Категория игры стала предметом размышлений и философских трактовок для многих литераторов. О ней написаны вьщающиеся книги: Homo ludens (Человек играющий) Йохана Хейзинги и Игра в бисер

Германа Гессе. Эти книги появились значительно позднее того, как Дебюсси окончил свой творческий путь. Однако целый ряд произведений Дебюсси так или иначе соприкасается или непосредственно воплощает поэтику Игры, карнавала. В этом русле — фортепианные пьесы Маски, Кукольный кэк-уок, прелюдии Менестрели, Генерал Лявин-эксцентрик, оркестровые Празднества из Ноктюрнов, По улицам и дорогам, Утро праздничного дня из цикла Образы. В

некоторых из этих произведений композитор использовал ритмы американской эстрады, предвосхитив тем самым так называемую мюзик-холльную эстетику 1920-х годов. Следующее поколение французских композиторов после Дебюсси — Сати, Мийо, Орик, Пуленк и другие — активно развивало этот пласт культуры, прародителем которого был Дебюсси.

Особенно следует вьщелить н а ц и о н а л ь н ы й склад художественного мышления композитора. Аристократриеское, изысканное, как редчайший цветок, искусство Дебюсси — типичное по-

" Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Карнавал Шумана, Карнавал животных Сен-Санса — предшественники карнавальных образов Дебюсси, но они остаются в рамках эстетики романтизма.

13


рождение французской национальной культуры. Культу вагнеровской мощи, патетики, напористому динамизму, бурному выражению страсти Дебюсси противопоставил тихий и углубленный взгляд в мир природы, вызывающий поток тончайших, едва уловимых эмоций, мерцающих настроений — легких, зыбких как сновидение.

Его современникам оно представлялось как искусство изящное, но не глубокое, не имеющее корней и не имеющее будущего. И не только современникам. А. Букурешлиев на первых же страницах вышеупомянутой книги утверждал, что «Дебюсси — одинокая фигура, у него нет ни предшественников, ни последователей. Он — феномен вне истории, если понимать под историей парадигму преемственности»^^.

Сэтим трудно согласиться. Дебюсси всеми своими корнями связан

снациональным прошлым. За спиной Дебюсси — вся многовековая культура Франции. Его искусство питала французская живопись как эпохи классицизма {Остров радости написан под впечатлением картины Ватто), так и эпохи импрессионизма (Моне, Тулуз-Лот- рек, Ренуар, Сезанн), французская поэзия старых мастеров и современных поэтов, даже архитектура парижских соборов с их уникальными витражами, что нашло отражение в красочности тембровой палитры композитора. Дебюсси — француз и, прежде всего, француз! Сам дух Франции воплощен в его музыке. И он это осознавал очень хорошо, когда в последних произведениях подписывался: «Клод Дебюсси — музыкант французский».

** *

Висторию музыки Дебюсси вошел как основоположник эстетического направления, названного музыкальным импрессионизмом. Ранее (в 1870-х годах) это направление возникло в живописи. Его представители — величайшие живописцы Моне, Ренуар, Сислей, Дега. Они вынесли живопись на пленэр, главной темой их искусства стала живая природа, окружающий их внешний мир, который они стремились запечатлеть в его непрерывной изменчивости в тонких нюансах, связанных с освещением пейзажа. Импрессионисты разработали новую технику письма, используя мозаику чистых красок. Особую роль играли в ней различного рода световые эффекты.

Музыкальный импрессионизм — термин по отношению к музыке Дебюсси в достаточной степени условный. Известно, что сам Дебюсси — враг всяких ярлыков — был против того, чтобы его причисляли к импрессионистам. Тем более что этот термин прозвучал

Boucourechliev А. Ор. cit. Р. 10.

14


поначалу в резко негативном плане по отношению к его симфонической пьесе Весна: «...ему (Дебюсси) следовало бы пожелать себе избегать сего неопределенного импрессионизма — одного из самых опасных врагов правды в произведениях искусства...» — заявило жюри Французской Академии изяшньгх искусств, получив «римскую посылку» Дебюсси'®. Кроме того, Дебюсси, вероятно, слишком хорошо представлял, как узок этот термин для его искусства. И он был прав. Крупного художника почти никогда невозможно втиснуть в рамки одного направления, особенно в музыке послеромантической эпохи.

Тем не менее, с начала XX века этот термин вошел в практику музыковедения по отношению к Дебюсси и его последователям: Равелю, Дюка, Роже-Дюкасу и другим французским композиторам. Споры об этом термине не утихли до наших дней. Многие современные французские критики старательно его избегают. Против него направлена, как уже упоминалось, книга С. Яроциньского. Но термин «импрессионизм» существует, и вряд ли он исчезнет из музыкальной критики, потому что импрессионизм действительно коснулся музыки Дебюсси, хотя это лишь одна ее сторона.

Французский музыкальный критик Э. Вюйермоз четко сформулировал, что он понимает под импрессионизмом:

«...Быть импрессионистом — это стараться передать на язык линий, красок, объемов или звуков не внешний, реальный аспект предметов, а ощущения, какие они вызывают в нашем чувственном восприятии. Это значит собирать их самые тайные речи и интимные признания, улавливать излучения, слушать их внутренние голоса...»^''.

Верная и образная характеристика! Если согласиться с нею, то музыка Дебюсси вписывается в это течение.

Действительно, многие его произведения по тематике и даже по названиям как будто бы сошли с полотен Моне, Ренуара, Дега, Сезанна и других импрессионистов. Море, Паруса, Холмы Лнакапри, Ветер наравнине, Туманы, Золотые рыбки — все они вызывают в паМЯТ11 полотна импрессионистов. Главная тема музыки Дебюсси, как и художников, — пейзаж, или, шире, — внешний мир. «Для тех, кто умеет смотреть с волнением, самый прекрасный урок развития материала [...] книга Природы», — сказал как-то Дебюсси".

"Цит. по: Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. С. 37.

"Там же. С. 48.

^^ Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М.-Л., 1964. С.140.

15


с живописным импрессионизмом Дебюсси сближает стремление запечатлеть непрерывно меняющиеся впечатления от объективного мира. Царство светового колорита у художников можно сопоставить с царством гармонического и тембрового колорита у Дебюсси. Подобно тому, как живописцы открыли технику чистых красок, Дебюсси открыл технику чистых оркестровых тембров. Он поднял значение одного звучащего аккорда, как сонорного элемента в его неповторимой тембровой, регистровой, динамической и артикуляционной характеристике. Импрессионисты избавили свою живопись от точного рельефа, рисунка, Дебюсси — от протяженной, рельефной, ярко индивидуализированной мелодии. В живописи исчезает темный фон, густой, плотный мазок, у Дебюсси — плотная массивная фактура. Излучающая свет живопись, излучающая свет музыка — очевидная параллель. И подобных параллелей множество. Но, как писал Дебюсси, «.музыка не сводится к точному изображению природы, она способна открывать

тайные соответствия

между природой и человеческим вообра-

жением»^'^.

 

 

 

Цитата Дебюсси свидетельствует о том, что в эстетике Дебюсси

близко соприкасаются два направления: импрессионизм

и

символизм.

Понятие соответствия — одно из ключевых в поэзии

символистов. Соответствия — так называется одно из стихотворений Бодлера, которое признано программным для поэтов-симво- листов.

Дебюсси уже в раннем творчестве обратился к стихотворениям символистов Малларме, Бодлера, Верлена, а также поэтов парнасской школы Банвиля, Бурже, Леконта де Лиля, Готье — их предшественников. Символизм в поэзии знаменовал собой ставку на чтение между строк и между слов, на постижение невыразимого. К этому же стремился Дебюсси. Создавая музыку на их стихи, проникая в этот необычный образный строй, композитор вырабатывал музыкальный язык, который был бы способен отразить новые поэтические образы. Благодаря работе с текстами поэтов-символистов Дебюсси положил начало музыкальному символизму, оперирующему звуковыми символами, подобно тому, как поэты оперируют символами вербальными. Поэты помогли Дебюсси создать новый композиторский метод, они же во многом предопределили и тематику его сочинений. Таким образом, живопись импрессионистов, как и

" Цит. по: Яроциньский С. Цит. изд. С. 144.

16