ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Музыкально теоретический анализ.
Форма произведения – куплетно-вариационная или сложная трехчастная.
Вариационность заключается в изменениях фактуры хора, сопровождения, тональностей отдельных эпизодов. Неизменным остается ровный, практически остенатный, ритм, совпадающий ударениями с относительно сильными долями музыки. Это придает повествованию серьезный характер.
Хор исполняется в темпе Allegro moderato (М. М. 208), но в каждой части встречается rit. Размер переменный, он сменяется от 5/8 к 5/4 и обратно перед каждым рефреном и после него соответственно.
Хору предшествует небольшое оркестровое вступление, которое сразу задает темп и характер всего произведения. Построенное на остенатном ритме – перекличке с контрастной динамикой, передающей массовой народное настроение.
Затем вступает хор. Все партии поют в унисон, каждая в своей тесситуре, удобной для исполнителей, в нюансе f, в основной тональности a-moll. В пятом такте происходит смена размера с 5/8 на 5/4, таким образом композитор показывает широту только что озвученного пожелания.
Оркестровый отыгрыш (rit.) приводит нас в одноименный A-dur. Куплет начинается в первоначальном темпе и размере. Таким образом, все рефренные части («Дай-то Боже!») написаны в четвертном метре, а хоровые «пожелания» в метре восьмых. Также голоса перестают звучать в унисон – появляется четырех-голосие. Вторая фраза построена в параллельном fis-moll. На последней доле, как доминанта к E-dur, появляется H-dur, затем снова повторяется рефренная часть только уже в E-dur, более расширенная и дополненная повторением слов «Дай-то Боже!».
З-й куплет начинают высокие хоровые голоса (тенора и сопрано), им «отвечают» низкие голоса (басы и альты) в унисон, и снова повторяется рефрен.
4-й куплет начинают альты и басы в тональности D-dur затем снова рефрен в B-dur.
5-й куплет зачинает женская группа хора в унисон (в B-dur), подхватывает весь хор (также в унисон) в основной тональности a-moll. Рефрен звучит в тональности доминанты, как бы подчеркивая торжественность момента.
Затем оркестровый отыгрыш – и начинается 6-й куплет в A-dur резко сменяющемся одноименным минором с рефреном в тональности D-dur.
Снова звучит оркестровое вступление (ритмическая вариация к началу хора) – здесь начинается 3 часть. Начинают её женская часть хора в унисон в нюансе p. Этот нюанс становится обще-хоровым с постепенным включением исполнителей в состав поющей группы. Мелодия поднимается вверх, диапазоны партий расширяются, увеличивается сила звука. На месте рефрена в 3-ей части находится coda, в которой изменяется фактура аккомпанирующего оркестра, размер произведения снова расширяется до четвертного метра, длительности увеличиваются дополовинных «с точкой».
В этом расширении происходит смена метра музыки с пятидольного на двухдольный, создавая трудность для дирижёра, на слова «Боже, дай-то!», как бы подводя итог всему произведению, всем пожеланиям.
Заканчивается хор утвердительным хоровым аккордом «дай!» cresc. До нюанса fff от f.
Оркестр играет в хоре важную роль. Он является одним из способов варьирования между тональностямии метром. Он также подчёркивает величественность произведения, являясь полноправным участником действия.
Фактура произведения – гомофонно-гармоническая.
Вокально-хоровой анализ.
Хор исполняется 4-голосным смешанным хором с оркестровым сопровождением. В каждой партии встречается divizi, то есть хор можно считать восьмиголосным.
Диапазоны хоровых партий таковы:
С (I, II): А:
Т (I, II): Б:
Композитор максимально использует потенциальные вокальные возможности исполнителей, поэтому тесситура может быть неудобной для теноров и сопрано (у этих партий в диапазоне присутствует «ля» первой и второй октавы соответственно). Диапазон альтов и басов – удобный.
Хоровой ансамбль должен быть выстроен от начала и до конца произведения. Важен дикционный, ритмический, динамический ансамбль, также хормейстером должны быть выстроены частный и общий ансамбль всего хора, соблюден баланс голосов.
Атака звука должна быть мягкой.
Особенно важна дикция. Ведь в песне, особенно в народной, текст передает содержание, основной смысл.
Дирижерский жест предполагается четкий, но плавный, передающий песенность. Должны быть точно показаны все ауф-такты для каждого голоса и для общехоровых вступлений.
Проблемы интонирования могут возникнуть во время отклонений в другие тональности. Исполнителям в этот момент важно слышать себя, остальные голоса и оркестр, помогающий вовремя ориентироваться в тональном плане.