Файл: Чайковский_Вторая симфония .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чайковский_Вторая симфония

1.общие слова

- c-moll - соч. 17

- 1872-1879

2.о цикле в целом

2.1 ведущая тема - тема народа

2.2 драматургия (линия развития)

- от песенного начала (интродукция) к могучему плясовому финалу ("Журавель")

23.жанровое начало - играет большую роль - две трактовки

а) драматическая (1-я ч.) б) эпическая (финал)

2.4 особенность частей - отсутствует медленная - два скерцо

2.5 интонационная почва - украинский фольклор ("Украинская симфония": Кашкин)

- подлинные народные мелодии а) вст б) трио 2-й ч. ("Пряди, пряха")

в) ГП финала ("Журавель")

2.6 принципы развития (основные)

- вариационный; особенно проявляется а) вст 1-й ч.

б) финал - полифонический; особенно проявляется

а) подголосочная полифония (вст 1-й ч.) б) контрапунктическая техника (финал)

3.Первая часть

3.1 вст

- лирико-эпический запев - народные истоки

- глинкинский метод развития (мелодия-остинато) - драматизация песенного образа

3.2 ГП

- синтез а) речитация (народный исток: дума, сказ)

б) характерные песенные обороты (подъем на кварту с заполнением) - метроритмика - амфибрахий

- трансформация внутри ГП: лирико-жанровый образ перерастает в эпико-драматический

3.3 ПП

- интересно: в первой ред. она была ГП (!) - исп. метод секвентности

-Es-dur

3.4 ЗП

-Es-dur

-концентрация основного мотива ГП в новом героико-эпическом звучании 3.5 разработка

-драматизация народного тематизма

-средства

а) секвентно-контрапунктическая разработка б) мотивное дробление в) имитационность

г) стретты

-тональный план 1-го раздела - fis-as-b-c-d

-тональный план 2-го раздела - f-b-Fes-c 3.6 зона кульминации

-совмещение функций

а) предыкт б) динамическая реприза

3.7 реприза

-точное изложение ГП - только со 2-го предложения

-ПП "включается" в общий поток

-ЗП как итог - героико-эпический образ

3.8 арка

-обрамление спокойными разделами

-черта эпической повествовательности

4.Вторая часть

- Es-dur

- скерцо-марш - музыка из оперы "Ундина" (уничтожена)

- в опере - это картина свадебного шествия - своеобразие

а) остинатные ритмы б) органные пункты

- основная тема а) причудливый облик

б) выделяется из общего контекста - народно-песенные темы

а) средние части крайних разделов марша

б) трио: подлинная тема "Пряди, пряха", похожа на тему вст 1-й ч.; тональность - c-moll

5.Третья часть

-скерцо

-народно-жанровое начало здесь проявляется с особой силой

-часть определяет украинский колорит симфонии

-три - шуточная украинская пеня

6. Финал

-исп. глинкинская традиция песенно-вариационного симфонизма

-два начала а) жанровое б) эпическое

-лирический образ ПП имеет второстепенное значение

-оба начала исходят из одного материала - народной темы "Журавель"

-линия развития - жанровое в итоге перерастает в эпическое

-единство двух образов достигается за счет вариационности

-вариационность сочетается с сонатностью

-изменчивость основной темы - перевоплощается из игровой в величественную (и наоборот)

-две контрастные темы а) плясовая (ГП; С-dur)

б) лирическая (ПП; As-dur; восточный колорит)

-принцип развития этих тем а) вариации на мелодию-остинато

б) сближение в процессе развития в) преобладание ГП