ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Чайковский_Третья симфония
1. общие слова
-D-dur (единственная мажорная)
-соч. 29
-1875
2. о цикле в целом
2.1своеобразная черта - картинность
а) опора на жанры - марш, шествие, танец б) сходство образов симф. с музыкально-сценическими соч. Ч
в) "Лебединое озеро", музыка к "Снегурочке", "Кузнец Вакула"
2.2драматургия
-две линии развития а) от 1-й ч. к финалу - праздничные, массовые образы
б) психологическая лирическая линия (центр - Andante elegiaco)
2.3кульминации 1-й ч. и финала - динамически репризы - стабилизующий характер
- не несут внутреннего изменения образа
2.4сюитный принцип построения цикла
-многочастность
-жанровые контрасты 2.5 единство цикла
-драматургическая и образная арка между 1-й ч. и финалом
-вальс связывает два "русла" - объективное и индивидуально-психологическое
3. Первая часть
3.1 принцип контраста
-контраст как смена сцен-кадров
-прием мгновенной модуляции
-наиболее глубокий контраст а) интродукция (d-moll)
б) ГП (D-dur)
3.2 ГП
-отсутствие в мелодике русских песенных интонаций
-национальное выражается в жанрах а) кант б) гимн-славление
-трехчастная форма, особенность а) динамическая реприза не выявляет новых качеств темы
б) динамическая реприза передает динамику движения
3.3ПП 1-я т.
- h-moll
- соло гобоя - "сольная" сцена
- лирический эпизод - синтез песенности и танцевальности
- природа образа - русская народная песенность а) опора на квинтовый тон б) трихордные обороты
в) варианты-распевы в мелодии - украинские черты
а) чередование натурального и гармонического минора
3.4ПП 2-я т.
-B-dur
-лирический образ сливается с народно-праздничной стихией
-приемы народного многоголосия
а) подголоски б) имитации
-в репризе изложена канонически (Es-dur)
3.5 ЗП
-жанровая природа
-два "раздела"
а) предыкт (органный пункт на доминанте к A-dur) б) основной раздел - A-dur
3.6 разработка
-"многоликость" образов
-отражены все партии экспозиции (ГП, ПП, ЗП)
-широко исп. полифоническая техника а) сочетание ГП и ПП в двойном контрапункте октавы
-исп. прием ритмической трансформации тем а) начальный мотив ГП в увеличении
б) второй мотив в уменьшении (постепенном) 3.7 реприза - не результат драматических коллизий
-образ ГП не изменен
-слияние контрастных образов
4. Вторая часть
-вальс
-"подход" к лирической кульминации симф. (Andante)
-вальс как средство "обобщения через жанр" (Альшванг) лирических чувств
-вальс как связь между психологическими образами и картиной мира
4.1 метрическая особенность
-двухдольная фразировка внутри трехдольного такта 4.2 тематизм
-три темы а) две лирических в крайних частях
б) скерцозная в трио
4.3первая тема - секвентность
- трихордные обороты
- двойственность тонального колорита (B-dur - g-moll)
4.4вторая тема
-Es-dur
-звучит также в коде вальса 4.5 трио
-лирико-скерцозный образ
-вальс преломлен в скерцозно-романтическом плане
5. Третья часть
-симфоническая элегия
-речевая выразительность фразировки
-романсные черты
-народно-песенные черты а) опора на квинтовый тон
б) варианты-распевы внутри темы
-образный контраст основных тем (d-moll и B-dur)
5.1 ГП
-d-moll
-три контрастных элемента а) печальный напев флейт
б) скорбный речитатив фагота соло
в) мотив Fl и Сl - (A-dur - середина) 5.2 ПП
- единый светлый образ
5.3 динамическая реприза - именно на этом участке формы осуществляется симф. преобразование тем - ГП
а) изложена неустойчиво б) функция предыкта к репризе ПП
- отсутствует мотив A-dur (середина ГП) 5.4 кода
-1-й и 3-й мотивы ГП сливаются
-образуются мажоро-минорные блики
6. Четвертая часть
-скерцо
-в основе скерцозной темы лежит лирическая мелодика (особенность)
-в репризе первого раздела основная тема сопровождается новым контрапунктом (грузная плясовая тема у Tr-ne)
6.1 трио
-образ "таинственного шествия"
-прем пространственной перспективы а) перекличка Fiati и Archi
б) смена мажоро-минорных гармоний на фоне педального звука Cor
7. Финал
-арка с первой частью а) драматургия б) образы
7.1 форма
-рондо-соната
7.2 ГП
-полонез
-D-dur
7.3ПП
- гимн
- A-dur
- хоровой склад
- простота гармонического сопровождения (D-T) - в репризе
а) предыкт к ГП б) фуга (в которое вливается ГП) в) кульминация
7.4эпизод в разработке
-h-moll
-украинская народная песенность
а) мелодический минор с повышенной 4-й ступенью