Файл: Чайковский_Третья симфония.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чайковский_Третья симфония

1. общие слова

-D-dur (единственная мажорная)

-соч. 29

-1875

2. о цикле в целом

2.1своеобразная черта - картинность

а) опора на жанры - марш, шествие, танец б) сходство образов симф. с музыкально-сценическими соч. Ч

в) "Лебединое озеро", музыка к "Снегурочке", "Кузнец Вакула"

2.2драматургия

-две линии развития а) от 1-й ч. к финалу - праздничные, массовые образы

б) психологическая лирическая линия (центр - Andante elegiaco)

2.3кульминации 1-й ч. и финала - динамически репризы - стабилизующий характер

- не несут внутреннего изменения образа

2.4сюитный принцип построения цикла

-многочастность

-жанровые контрасты 2.5 единство цикла

-драматургическая и образная арка между 1-й ч. и финалом

-вальс связывает два "русла" - объективное и индивидуально-психологическое

3. Первая часть

3.1 принцип контраста

-контраст как смена сцен-кадров

-прием мгновенной модуляции

-наиболее глубокий контраст а) интродукция (d-moll)

б) ГП (D-dur)

3.2 ГП

-отсутствие в мелодике русских песенных интонаций

-национальное выражается в жанрах а) кант б) гимн-славление

-трехчастная форма, особенность а) динамическая реприза не выявляет новых качеств темы

б) динамическая реприза передает динамику движения

3.3ПП 1-я т.

- h-moll

- соло гобоя - "сольная" сцена

- лирический эпизод - синтез песенности и танцевальности

- природа образа - русская народная песенность а) опора на квинтовый тон б) трихордные обороты

в) варианты-распевы в мелодии - украинские черты

а) чередование натурального и гармонического минора

3.4ПП 2-я т.

-B-dur

-лирический образ сливается с народно-праздничной стихией

-приемы народного многоголосия


а) подголоски б) имитации

-в репризе изложена канонически (Es-dur)

3.5 ЗП

-жанровая природа

-два "раздела"

а) предыкт (органный пункт на доминанте к A-dur) б) основной раздел - A-dur

3.6 разработка

-"многоликость" образов

-отражены все партии экспозиции (ГП, ПП, ЗП)

-широко исп. полифоническая техника а) сочетание ГП и ПП в двойном контрапункте октавы

-исп. прием ритмической трансформации тем а) начальный мотив ГП в увеличении

б) второй мотив в уменьшении (постепенном) 3.7 реприза - не результат драматических коллизий

-образ ГП не изменен

-слияние контрастных образов

4. Вторая часть

-вальс

-"подход" к лирической кульминации симф. (Andante)

-вальс как средство "обобщения через жанр" (Альшванг) лирических чувств

-вальс как связь между психологическими образами и картиной мира

4.1 метрическая особенность

-двухдольная фразировка внутри трехдольного такта 4.2 тематизм

-три темы а) две лирических в крайних частях

б) скерцозная в трио

4.3первая тема - секвентность

- трихордные обороты

- двойственность тонального колорита (B-dur - g-moll)

4.4вторая тема

-Es-dur

-звучит также в коде вальса 4.5 трио

-лирико-скерцозный образ

-вальс преломлен в скерцозно-романтическом плане

5. Третья часть

-симфоническая элегия

-речевая выразительность фразировки

-романсные черты

-народно-песенные черты а) опора на квинтовый тон

б) варианты-распевы внутри темы

-образный контраст основных тем (d-moll и B-dur)

5.1 ГП

-d-moll

-три контрастных элемента а) печальный напев флейт

б) скорбный речитатив фагота соло

в) мотив Fl и Сl - (A-dur - середина) 5.2 ПП

- единый светлый образ


5.3 динамическая реприза - именно на этом участке формы осуществляется симф. преобразование тем - ГП

а) изложена неустойчиво б) функция предыкта к репризе ПП

- отсутствует мотив A-dur (середина ГП) 5.4 кода

-1-й и 3-й мотивы ГП сливаются

-образуются мажоро-минорные блики

6. Четвертая часть

-скерцо

-в основе скерцозной темы лежит лирическая мелодика (особенность)

-в репризе первого раздела основная тема сопровождается новым контрапунктом (грузная плясовая тема у Tr-ne)

6.1 трио

-образ "таинственного шествия"

-прем пространственной перспективы а) перекличка Fiati и Archi

б) смена мажоро-минорных гармоний на фоне педального звука Cor

7. Финал

-арка с первой частью а) драматургия б) образы

7.1 форма

-рондо-соната

7.2 ГП

-полонез

-D-dur

7.3ПП

- гимн

- A-dur

- хоровой склад

- простота гармонического сопровождения (D-T) - в репризе

а) предыкт к ГП б) фуга (в которое вливается ГП) в) кульминация

7.4эпизод в разработке

-h-moll

-украинская народная песенность

а) мелодический минор с повышенной 4-й ступенью