ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Шостакович-симфонист
!
До середины 30-х годов главным направлением служат поиски выразительных средств.
К этому периоду становления относятся Первая, Вторая и Третья симфонии:
поиск индивидуальной образности и языка.
!
Четвертая симфония занимает пограничное положение между периодом
становления и периодом зрелости.
!
Далее центр тяжести исканий перемещается в область архитектоники, т.е. принципов конструирования формы и развития материала.
К этому периоду относятся симфонии с Пятой по Десятую.
!
Вследующий период ведущими становятся искания в области трактовки жанра симфонии.
К этому периоду относятся Одиннадцатая - Четырнадцатая симфонии. Все четыре симфонии программны.
ВОдиннадцатой симфонии вытеснение сонатности и объединение цикла в контрастно-составную форму.
ВДвенадцатой сонатность возвращается, но цикл приближается к одночастности.
Тринадцатая и Четырнадцатая - на двух противоположных путях. Тринадцатая - монументальная симфония-оратория.
Четырнадцатая - камерная симфония.
!
Пятнадцатая симфония стоит особняком.
По истолкованию цикла она возвращается в средний период Но в плане драматургии - это нечто особенное.
При наличии двенадцатитоновых тем и неприкрытых цитат ее музыка воспринимается как чисто тональная и самобытно-индивидуальная.
!
Для раннего периода характерно:
•повышенный интерес к тембру
•расширение границ тональности
•линеарная полифония
•выдвижение на первый план ритмического фактора
!
Оркестровка симфоний Шостаковича зрелого периода играет особенную роль: она функциональна и неотделима от драматургии формы.
Даже гармония отступает на второй план.
Важная очень краска.
!
Инструментально-симфоническая тема в зрелых произведениях Шостаковича, как правило, обладает большой протяженность.
Это связано с тем, что Шостакович оперирует с темой-процессом.
То есть в самой теме уже заложено развитие.
!
Мелос Шостаковича глубоко специфичен.
В его основе часто лежат речевые, повествовательные интонации.
Эти качества Шостакович подмечает у Глинки: «Мелодии Глинки не только
поют - они рассказывают, они говорят».
!
Симфониям Шостаковича свойственно полифоническое изложение.
А Восьмая симфония содержит пассакалью.
!
Трактовка сонатой формы:
•конфликт не на уровне ГП - ПП, а на уровне экспозиция - разработка
•как следствие, снимается конфликт между ГП и ПП (в симфониях №4, 5, 6, 8, 10 обе партии минорные; в 7-й и 9-й - мажорные)
•контраст между ГП и ПП достигается различием тематизма (более жанровоокрашенный в ГП и более гомофонно-гармонический в ПП)
•СП поглощается ГП, а ЗП - ПП (таким образом, разрастаются разделы ГП и ПП; особенной ГП)
•разработка строится по волновому принципу, по принципу динамизации; причем происходит постепенная трансформация тематизма; трансформация связана с жанровыми средствами; негативной вершиной становится жанр марша; марш Шостакович лежит в аспекте зла; то, что было тонально в экспозиции, имеет тенденцию превратится в атональность
•начиная с 4-й симфонии намечается тенденция преодоления границ между разработкой и репризой; в репризе царит идея раскола - ГП примыкает к
разработке
!
Построение цикла:
На втором месте чаще всего стоит Скерцо.
Жанровый подход к Скерцо у Шостаковича сохраняется: злое как банальное и механическое.
Дальше обычно следует медленная часть.
Никакого отключения от драматических событий. Медленная часть становится вторым центром цикла.
Форму третьих частей достаточно сложные. Финал синтезирует две идеи:
•содержание тематизма предыдущих частей
•двусмысленность (двойное дно): то, что на первый взгляд кажется простой
жанровостью, оборачивается иным…
!
!
!