Файл: Шостакович-симфонист.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шостакович-симфонист

!

До середины 30-х годов главным направлением служат поиски выразительных средств.

К этому периоду становления относятся Первая, Вторая и Третья симфонии:

поиск индивидуальной образности и языка.

!

Четвертая симфония занимает пограничное положение между периодом

становления и периодом зрелости.

!

Далее центр тяжести исканий перемещается в область архитектоники, т.е. принципов конструирования формы и развития материала.

К этому периоду относятся симфонии с Пятой по Десятую.

!

Вследующий период ведущими становятся искания в области трактовки жанра симфонии.

К этому периоду относятся Одиннадцатая - Четырнадцатая симфонии. Все четыре симфонии программны.

ВОдиннадцатой симфонии вытеснение сонатности и объединение цикла в контрастно-составную форму.

ВДвенадцатой сонатность возвращается, но цикл приближается к одночастности.

Тринадцатая и Четырнадцатая - на двух противоположных путях. Тринадцатая - монументальная симфония-оратория.

Четырнадцатая - камерная симфония.

!

Пятнадцатая симфония стоит особняком.

По истолкованию цикла она возвращается в средний период Но в плане драматургии - это нечто особенное.

При наличии двенадцатитоновых тем и неприкрытых цитат ее музыка воспринимается как чисто тональная и самобытно-индивидуальная.

!

Для раннего периода характерно:

повышенный интерес к тембру

расширение границ тональности

линеарная полифония

выдвижение на первый план ритмического фактора

!

Оркестровка симфоний Шостаковича зрелого периода играет особенную роль: она функциональна и неотделима от драматургии формы.

Даже гармония отступает на второй план.

Важная очень краска.

!

Инструментально-симфоническая тема в зрелых произведениях Шостаковича, как правило, обладает большой протяженность.

Это связано с тем, что Шостакович оперирует с темой-процессом.

То есть в самой теме уже заложено развитие.

!

Мелос Шостаковича глубоко специфичен.

В его основе часто лежат речевые, повествовательные интонации.

Эти качества Шостакович подмечает у Глинки: «Мелодии Глинки не только

поют - они рассказывают, они говорят».

!

Симфониям Шостаковича свойственно полифоническое изложение.

А Восьмая симфония содержит пассакалью.

!

Трактовка сонатой формы:

конфликт не на уровне ГП - ПП, а на уровне экспозиция - разработка

как следствие, снимается конфликт между ГП и ПП (в симфониях №4, 5, 6, 8, 10 обе партии минорные; в 7-й и 9-й - мажорные)

контраст между ГП и ПП достигается различием тематизма (более жанровоокрашенный в ГП и более гомофонно-гармонический в ПП)


СП поглощается ГП, а ЗП - ПП (таким образом, разрастаются разделы ГП и ПП; особенной ГП)

разработка строится по волновому принципу, по принципу динамизации; причем происходит постепенная трансформация тематизма; трансформация связана с жанровыми средствами; негативной вершиной становится жанр марша; марш Шостакович лежит в аспекте зла; то, что было тонально в экспозиции, имеет тенденцию превратится в атональность

начиная с 4-й симфонии намечается тенденция преодоления границ между разработкой и репризой; в репризе царит идея раскола - ГП примыкает к

разработке

!

Построение цикла:

На втором месте чаще всего стоит Скерцо.

Жанровый подход к Скерцо у Шостаковича сохраняется: злое как банальное и механическое.

Дальше обычно следует медленная часть.

Никакого отключения от драматических событий. Медленная часть становится вторым центром цикла.

Форму третьих частей достаточно сложные. Финал синтезирует две идеи:

содержание тематизма предыдущих частей

двусмысленность (двойное дно): то, что на первый взгляд кажется простой

жанровостью, оборачивается иным…

!

!

!