ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
Шостакович. Десятая симфония
!
Общие слова
1.1953 - год написания - тональность e-moll
- op.93
2.первое исполнение
-17 дек 1953
-Ленинград
-дирижер Мравинский 3. клавир
-1955 - год издания
-авторское переложение
-Музгиз
4.состав оркестра - тройной
5.в пору работы над симф.
-сдвиг в сторону вок. жанров и киномузыки
-это повлияло на симф.
а) усиление значимости вок. приемов б) повышение живописно-изобразительной функции
6.восемь лет отделяет 9-ю симфонию от 10-й - подобных пауз не было
7.лейтобразная функция
-тембр Cor.
-хоральная фактура 8. разработочность
-проникает во все разделы а) экспозиция ПП 1ч.
!б) проведение основной темы в 3ч.
Первая часть
1.Moderato, e-moll
2.сонатная форма
3.есть сравнительно большое вст (начало вст - Vc, Cb, pp)
4.ГП
-e-moll
-начало - Сl (подголосок - Vni)
-черты русской песенной лирики
-структура - трехчастная
-разработочная середина с ц. 8 по 13 (сильно превышает крайние разделы)
-реприза смещена на полтона вверх
-фригийский оттенок
-опора на полифонический склад
5. ПП
- начало - solo Fl (ц.17)
- опора гомофонно-гармонический склад - танцевальный характер
- G-dur
6.разработка
- ц.29
- начало - тема ГП (Fg)
- содержит большое драматическое нарастание - резкие трансформации тем (углубляется трагический образ)
7.реприза
- кульминация симфонии - тональный сдвиг - f-moll
- ПП (E-dur) - 2 Cl - иначе гармонизована, звучит светлее 8. кода - на материале вст
- обрамление
- дуэт 2 Fl piccolo на интонациях ГП
!
Вторая часть
1.Allegro, b-moll
2.скерцо
3.форма трехчастная
4.основной тематический материал у Fiati
5.в среднем разделе
а) новая тема - струнные; хроматическое движение параллельными терциями;
ц.79
б) еще одна тема - solo Tr-ba, solo Tr-ne, ц.85
6.третий раздел, ц.87 - реприза
- начальная тема звучит в низком регистре у Archi и Fiati в увеличении
7.кода
- материал основной темы и первой темы среднего раздела (последняя проходит
у Ottoni)
!
Третья часть
1.Allegretto, c-moll
2.форма сложная
-сначала основная тема чередуется с двумя другими по типу рондо-сонаты
-ABACABA
-последнее А трансформируется и переходит в большую динамичную разработку сонатного типа
-за разработкой следует кода
3.род лирического скерцо
4.связь с 1-й ч.
- ц.115 - тема вст со своим хоральным элементом, как в коде 1-й ч.
-продолжение развития светлой, эпико-героической линии 1-й ч. (мотив solo Cor.)
а) приемник "хоральных" мотивов б) и властных мотивов кульминации ГП 1-й ч.
5. разработка
-"кадровый" принцип
-монтажное чередование эпизодов, тем
6. три темы
-остаются неизменными
-замкнутыми
-обладают внутренней невозможностью слияния друг с другом
-кода подчеркивает независимость их регистровых и тональных "этажей"
1)первая тема
-интонирует Vno solo
-тональность с-moll
2)вторая тема
-монограмма d - es - c - h
3)третья тема
-Corno solo
-a-moll
7. тональный план
- A - c-moll
- B - G-dur
- A - c-moll
- C - a-moll
- A - des-moll (Corno inglese) - B - F-dur
- A - c-moll
!
Финал
1. Andante, h-moll, Allegro, E-dur
2. форма сонатная
3. медленное вст (Andante)
- играет большую роль в Allegro - низкие Archi + Ob
- ладовое строение - минор с большим количеством пониженных ступеней - рождаются интонации ГП
4. ГП
-ц.153
-наигрыш у Vni
-характерная квинтовая интонация - e-h
-сопоставление dur и moll (gis, g)
-структура трехчастная
-средний раздел - на новой теме, ц.158 5. ПП
-структура трехчастная
-g-moll
-наличие общего элемента с ГП
-по характеру - отчасти марш, отчасти галоп
-ц.164
6. основной контраст
-между вст и последующим Allegro
-но не между ГП и ПП
-перед репризой вновь звучит тема вст 7. разработка
-трансформация тема эксп и вст (ц. 180)
-в развитие вклинивается тема из скерцо (ц.85)
-в кульминации - монограмма
8. пауза
-звучит материал вст
-тема вст перемежается с монограммой (Tr-ba, Tr-ni) 9. реприза
-ГП у Fg solo в увеличении
-далее - 2-я тема ГП
-ПП в e-moll
-и ГП и ПП сильно сокращены
10. кода
-ведущую роль играет монограмма
-проходит в разных регистрах, ритмических длительностях
-ff