Файл: Шостакович. Десятая симфония .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шостакович. Десятая симфония

!

Общие слова

1.1953 - год написания - тональность e-moll

- op.93

2.первое исполнение

-17 дек 1953

-Ленинград

-дирижер Мравинский 3. клавир

-1955 - год издания

-авторское переложение

-Музгиз

4.состав оркестра - тройной

5.в пору работы над симф.

-сдвиг в сторону вок. жанров и киномузыки

-это повлияло на симф.

а) усиление значимости вок. приемов б) повышение живописно-изобразительной функции

6.восемь лет отделяет 9-ю симфонию от 10-й - подобных пауз не было

7.лейтобразная функция

-тембр Cor.

-хоральная фактура 8. разработочность

-проникает во все разделы а) экспозиция ПП 1ч.

!б) проведение основной темы в 3ч.

Первая часть

1.Moderato, e-moll

2.сонатная форма

3.есть сравнительно большое вст (начало вст - Vc, Cb, pp)

4.ГП

-e-moll

-начало - Сl (подголосок - Vni)

-черты русской песенной лирики

-структура - трехчастная

-разработочная середина с ц. 8 по 13 (сильно превышает крайние разделы)

-реприза смещена на полтона вверх

-фригийский оттенок

-опора на полифонический склад

5. ПП

- начало - solo Fl (ц.17)

- опора гомофонно-гармонический склад - танцевальный характер

- G-dur

6.разработка

- ц.29

- начало - тема ГП (Fg)

- содержит большое драматическое нарастание - резкие трансформации тем (углубляется трагический образ)

7.реприза

- кульминация симфонии - тональный сдвиг - f-moll

- ПП (E-dur) - 2 Cl - иначе гармонизована, звучит светлее 8. кода - на материале вст

- обрамление

- дуэт 2 Fl piccolo на интонациях ГП

!

Вторая часть

1.Allegro, b-moll

2.скерцо

3.форма трехчастная

4.основной тематический материал у Fiati

5.в среднем разделе

а) новая тема - струнные; хроматическое движение параллельными терциями;

ц.79

б) еще одна тема - solo Tr-ba, solo Tr-ne, ц.85

6.третий раздел, ц.87 - реприза

- начальная тема звучит в низком регистре у Archi и Fiati в увеличении

7.кода

- материал основной темы и первой темы среднего раздела (последняя проходит

у Ottoni)

!

Третья часть

1.Allegretto, c-moll

2.форма сложная

-сначала основная тема чередуется с двумя другими по типу рондо-сонаты

-ABACABA

-последнее А трансформируется и переходит в большую динамичную разработку сонатного типа

-за разработкой следует кода

3.род лирического скерцо

4.связь с 1-й ч.

- ц.115 - тема вст со своим хоральным элементом, как в коде 1-й ч.


-продолжение развития светлой, эпико-героической линии 1-й ч. (мотив solo Cor.)

а) приемник "хоральных" мотивов б) и властных мотивов кульминации ГП 1-й ч.

5. разработка

-"кадровый" принцип

-монтажное чередование эпизодов, тем

6. три темы

-остаются неизменными

-замкнутыми

-обладают внутренней невозможностью слияния друг с другом

-кода подчеркивает независимость их регистровых и тональных "этажей"

1)первая тема

-интонирует Vno solo

-тональность с-moll

2)вторая тема

-монограмма d - es - c - h

3)третья тема

-Corno solo

-a-moll

7. тональный план

- A - c-moll

- B - G-dur

- A - c-moll

- C - a-moll

- A - des-moll (Corno inglese) - B - F-dur

- A - c-moll

!

Финал

1. Andante, h-moll, Allegro, E-dur

2. форма сонатная

3. медленное вст (Andante)

- играет большую роль в Allegro - низкие Archi + Ob

- ладовое строение - минор с большим количеством пониженных ступеней - рождаются интонации ГП

4. ГП

-ц.153

-наигрыш у Vni

-характерная квинтовая интонация - e-h

-сопоставление dur и moll (gis, g)

-структура трехчастная

-средний раздел - на новой теме, ц.158 5. ПП

-структура трехчастная

-g-moll

-наличие общего элемента с ГП

-по характеру - отчасти марш, отчасти галоп

-ц.164

6. основной контраст

-между вст и последующим Allegro

-но не между ГП и ПП

-перед репризой вновь звучит тема вст 7. разработка

-трансформация тема эксп и вст (ц. 180)

-в развитие вклинивается тема из скерцо (ц.85)

-в кульминации - монограмма

8. пауза

-звучит материал вст

-тема вст перемежается с монограммой (Tr-ba, Tr-ni) 9. реприза

-ГП у Fg solo в увеличении

-далее - 2-я тема ГП

-ПП в e-moll

-и ГП и ПП сильно сокращены

10. кода

-ведущую роль играет монограмма

-проходит в разных регистрах, ритмических длительностях

-ff