ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Шостакович_Восьмая симфония_op.65_1943
1.вопрос программы симфонии - нет авторских комментариев
2.критика
-повышенная экспрессивность
-недостаток светлых образов
-отсутствие батально-героического финала 3. трактовка войны
-этико-философский аспект
-поэтому нет картин войны
-"шаг дальше и глубже" в осмыслении трагедии войны (Асафьев) 4. тема-эпиграф
-ведущий образ цикла а) тема медленной части напоминает эту тему
б) в кульминации Финала в) на стыке между III и IV
5. драматургия
-нет промежуточных частей
-все части несут важную драматургическую функцию
-"attacсa": III - IV; IV - V
6.композиционный принцип - техника контрастов
- театрально-кинематографические эффекты ("наплывы", "вторжения") а) разработка - реприза
б) III - IV
7.первая часть
-Adagio
-c-moll
-сонатная форма
7.1тема вступления (тема-эпиграф) - драматургическое ядро
- контрастна другим темам экспозиции
7.2ГП
-c-moll
-трехчастная структура а) 1-й раздел: 9 тактов б) 2-й раздел: 25 тактов
в) 3-й раздел имеет две волны: 16+15 тактов
-тема излагается у струнных
-склад изложения поначалу гомофонно-гармонический
-полифонизация ткани начинается со 2-го раздела
7.3 ПП
-не контрастирует ГП
-ц.8
-e-moll
-трехчастная структура
-также как ГП, ПП излагается у струнных
-аналогичен ГП и склад изложения ПП - вначале гомофонно-гармонический, затем - полифонический
-в среднем разделе (ц.11) появляется тембр С.ingl., имеющий важное значение в репризе части
-реприза ПП в es-moll
7.4 разработка
-начинается почти незаметно
-ц.17
-три динамические волны
а) 1-я: начинается с темы-эпиграфа; разрабатывает материал экспозиции, приводя к первой кульминации
б) 2-я: ц.25, Allegro; гротескная трансформация темы-эпиграфа и ПП; кульминация - 13-голосный канон (ц.28, 5 такт)
в) 3-я: жанровая трансформация ГП (марш); битональная ткань: e-moll+альтерированный b-moll
7.5реприза
- ц.34
- оркестровое tutti (fff)
- начинается с темы-эпиграфа
- ц.35 -ГП: соло С.ingl - ц.38 - ПП: соло C.ingl
- ГП и ПП - в c-moll
7.6кода
-ц. 43
-материал вст и ГП
-все завершается в C-dur
8.вторая часть
- Allegretto - Des-dur
- сонатная форма
8.1 ГП
- Des-dur
- жанровая природа - марш - струнные+низкие духовые
8.2 ПП - ц.53
- a-moll
- Picc (мелодия)+Archi
8.3 разработка
- ц.59
- "настоящая" разработка так и не состоялась, вместо нее образуется связка-предыкт к репризе 8.4 реприза - сокращенная
- ГП и ПП звучат в однотерцовых тональностях: Des-dur - d-moll - ПП: Archi (мелодия)+Fiati+Ottoni
8.4 кода
- ц.70
- ГП и ПП образуют контрапункт (4/4)
9.третья часть
-Allegro
-ми минор
-токката
-форма сложная трехчастная (ABA - C - ABA)
-С - контрастный эпизод (Fis-dur; Tr-ba solo)
-начинается часть с Vle 10. четвертая часть
-Largo
-gis-moll
-пассакалия
-11 вариаций
-вариации почти не носят эмоциональных контрастов
-в первых 4-х вариациях - хроматические интонации Vni и Vle
-в 5-й - Corno solo (наиболее индивидуализированная; начальный оборот ПП 1ч в обращении)
-в 6-й, 8-й и 10-й, 11-й - наигрыши-переливы Picc и Cl
11. пятая часть
-Allegretto
-C-dur
-сонатная форма с чертами рондо
11.1 ГП
-С-dur
-трехчастная структура
-две темы
а) solo Fg (пасторальный характер)
б) Vc (c сопровождением Fiati) - середина; ц.129
11.2ПП
- ц.136
- E-dur
11.3разработка
- ц.141
- фугато на материале ГП - тональные опоры
а) As-dur: Vle
б) Des-dur: II Vni в) As-dur: I Vni г) e-moll: Fl
д) h-moll: C.ingl е) а-moll: Fg
ж) d-moll: Cl
- далее - a-moll и С-dur
- ц.154: хорал струнных с сольными репликами (Archi); прообраз этого хорала - средний раздел ПП 1ч - ц.160: кульминация - тема-эпиграф
11.4реприза
-ц.162
-сжатая, зеркальная а) ПП: e-moll Cl.b.
б) ц.166: вторая тема ГП (Vc), А-dur
в) ц.167, 9-й такт: ГП у Fg, c-moll (на некоторое время добавляется тембр Sil)
-завершается симфония в умиротворенном C-dur