ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Шостакович_Пятая симфония_op.47_1937
1. общие слова
- с появлением Пятой в советском искусстве родилась подлинная симфоническая классика
- новый тип высокотрагедийного симфонизма
- классический четырехчастный цикл
а) драматически-конфликтная 1ч
б) отстраняющее жизнерадостное скерцо - 2ч
в) лирический центр - 3ч
г) оптимистический финал
- интеллектуализация лирики (антитеза романтическому погружению в эмоцию)
2. первая часть
- Moderato
- d-moll
- сонатная форма
2.1 ГП
- d-moll
- состоит из трех элементов
а) вст
б) ц.1
в) ц.3
- рондообразна по изложению
2.2 ПП
- es-moll
- простая трехчастная форма (с развивающей серединой)
- в середине рождается имитационный мотив (исп. в начале разработки: P-no, Cb), Fl solo
- реприза: ц.15, h-moll
2.3 разработка
- происходит трансформация тем
а) 2-й элемент ГП приобретает жесткий оттенок - излагается в ритмическом увеличении (унисон Cor)
б) 2-й элемент ГП трансформируется в марш (F-dur), ц.27
- ц. 29, 3-й такт: 1-й элемент ГП изложен канонически в увеличении (Tr-ni+Tuba)
- ц. 32: двойной канон - 1-й элемент ГП+ПП
2.4 реприза
- ц.36
- кульминация части
- 3-й элемент ГП (трансформация образа: унисон всего оркестра)
- ПП: D-dur, Fl solo + Cor solo; не имеет репризы; в среднем разделе тема у Ob и Cl изложена имитационно
2.5 кода
- ц.44
- в басу звук e, а не d (!)
- в самом конце исп. тембр челесты
3. вторая часть
- Allegretto
- a-moll
- скерцо
- сложная трехчастная форма с трио
- господство трехдольных танцевальных ритмов
- (другие части написаны в четных размерах)
- открывается часть небольшим вступлением (Vc+Cb)
- тема излагается у Fiati (выделяется тембр Cl picc, затем - Fg)
- ц.53 -новая тема, с-moll, Fiati+Archi (после темы 4-х Cor - наоборот: Archi+Fiati)
- ц.54 - тема 4-х Cor, F-dur (в репризе части тембр меняется на Tr-be solo+Tuba)
- ц.57 - средний раздел, тема у Vno solo, C-dur
4. третья часть
- Largo
- fis-moll
- соната без разработки
- три контрастных элемента (ГП + 2 ПП)
- основное нагнетание драматизма происходит в ГП
4.1 ГП
- fis-moll
- хорал Archi
- 2-е проведение (ц.81, h-moll) приводит к первой кульминации (ц.82)
- в репризе (ц.87, fis-moll) на ней достигается центральная кульминация (ц.89)
- последнее проведение (ц.93, с-moll)
4.2 1-я тема ПП
- подвергается наименьшим изменениям
- ц.79: Fl solo на фоне Arpe
- ц.94: II Vni на фоне Arpe
4.3 2-я тема ПП
- получает подлинно симфоническое развитие
- жалобный напев, ц.84: Ob solo на фоне тремоло I Vni, c-moll
- патетическое высказывание, ц.94 (реприза): Vc на фоне тремоло Сl, a-moll
- возвышенно-просветленное звучание (кода): Cel+Arpe (флажолеты), fis-moll
5. четвертая часть
- Allegro
- d-D
- рондо-сонатная форма
5.1 ГП
- рондообразна
- d-moll
- первый элемент - ц.97, Ottoni, ff
- второй элемент - ц.98, Fl, Cl, Vni I
5.2 ПП
- ц.108 - пока присутствует образное подчинение ГП; Tr-ba
- ц.110 - самостоятельный образ ликования: A-dur, tutti
5.3 разработка
- сжатая
- почти лишена разработочного развития (компенсируется интенсивным развитием внутри тем)
- ц.112 - лирический эпизод на материале ПП: B-dur, Cor solo
- ц.115 - сольная реплика Fl
5.4 реприза
- ц.121: Timp soli, педаль у Cor, ГП - у Сl и Fg, d-moll
- ц.128: Ces-dur, от ПП остается небольшой мотив
- ц.129 - предыкт к коде
5.5 кода
- ц.131
- фанфарный элемент ГП у Ottoni+тонико-доминантовое ритмическое остинато Timp (в конце + Cassa)
- D-dur