ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
50. Новые тенденции в русском искусстве 20-х годов 20 века
Творческие направления архитектурного авангарда - рационализм и конструктивизм.
1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества.
АРХИТЕКТУРА.
•Единственный заказчик – государство
•Моск. Радиобашня по проекту Шухова. Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды, имевшие большое будущее значение в мировой практике.
•ТАТЛИН . Проект Памятника III Интернационалу. (1920). Формы техномира сопряжены здесь с символомархетипом спирали. Подвижность трех стеклянных объемов — элементарных стереометрических тел, подвешенных на общей вертикальной оси внутри спирального каркаса, дополняла символическую форму спирали. Разная скорость их вращения вокруг этой оси вносила постоянную изменчивость в комбинацию форм. Татлин использовал сложные очертания, выводя их из свойств материалов и работы конструкции.
•Малевич исходил от геометрических абстракций,
•Л. М. ЛИСИЦКИЙ Как метод исследования Лисицкий предложил «Проун « — «Проект утверждения нового”, Через проун он подошел к конкретному проекту «горизонтальногонебоскреба” на площади Никигских ворот.
•Cоздано Объединение современных архит. (ОСА), куда входили Веснины, Гинзбург, Леонидов и др.
(конструктивисты). Возвели в духе конструктивизма многочисленные общественные и жилые здания, выявляя в чётких и рациональных внешних формах, лишённых декора и сведённых к простым стереометрическим. Общим идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов.
•Было предложено разомкнуть садовое кольцо в СЗ. Этот проект динамичного развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи, получившие признание на Западе. Уже к нач 30-х годов развернулась оживлённая дискуссия о том, какими будут принципы расселения в новом социалистическом обществе – спор урбанистов и дезурбанистов.
•Зодчие 20-х годов во многом были утопистами. Их романтические представления о новом обществе и новом искусстве оказались далеки от вкусов простого советского человека. Поэтому старорежимные дворцы нравились куда больше, чем новейшие конструкции из бетона и стекла.
СКУЛЬПТУРА
•После 1917 года ис-во скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение.
•План монументальной пропаганды.
•Некоторое время совет. Ск-ра ещё сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда нач 20в., но к концу 20-х годов главным ориентиром для большинства стала классика.
•драматичная композиция Шадра «Булыжник – орудие пролетариата»,
•Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуя Веры Мухиной «Крестьянка».
ЖИВОПИСЬ.
•В 20-х годах возникают различные художественные объединения
•Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.
•В творчестве Родченко большое место заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов “перспектива Родченко” и “ложная перспектива Родченко”.
•В Россию возвращается Шагал. В его живописи соединяются различные направления. Устраивает в Витебске мастерские. Работы: «Прогулка», «Над городом» - открытие Шагала, где форма и образы подсказаны состоянием духа. Окно на даче. Я=мир – тема Шагала. Своеобразное открытие – бытовой символизм.
•Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма. (супрематизм - (от лат. supremus — наивысший), направление в авангардистском искусстве, Являясь разновидностью абстрактного искусства, С. выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний.)
•Петров-Водкин. Своеобразие. Автопортрет – выразителен. Иванов считал его открывателем русской изобразительности. Разработка сферической перспективы. Натюрморт с хлебом и селедкой.
•Выпускники мастерской Штеренберга во ВХУТЕМАСе образовали Общество станковистов (ОСТ). Художники ОСТа принимали участие в междунар выставках (Германия).
ГРАФИКА
•Представлена различными плакатами Родченко, Маяковского
•Книжной графикой (см. 51 билет)