ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
52. Основные направления советской архитектуры 20-х – 50-х гг.
Советская архитектура 1920-х гг.
Начало развития – эпоха НЭПа.
Главные задачи – социальное жильё и рабочий клуб Экономия материалов
Конструктивисты – примат функции (ОСА, развился из ЛЕФа и Инхука, с 1925) форма утилитарна, архитектура – социальная инженерия
Рационалисты – примат формы (АСНОВА, развился из Живскульптарха, с 1923). Конструктивисты: форма. Психоаналитический метод Ладовского – восприятие формы и пространства; эстетика выразительности формы; влияние Лисицкого
Неоклассика: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции.
Развивались левые новаторские течения. В период 1912—1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922—1932 гг.— новаторское течение архитектуры.
Стилеобразующими концепциями первого периода были:
-конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.)
-и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).
Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри. Супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм.
Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.
АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов): Ладовский, Кринский, Мельников и др., ОСА (Объединение современных архитекторов
братья Веснины, Голосовы, Гинзбург, Николаев и др.,
К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления: дома-коммуны
В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск.
С начала 30-х годов
Архитекторы обратились к классическому наследию.
Задача в создании «нового ампира»: 20-летнего последовательного развития «стиля сталинской империи». Советская архитектура стала создавать иллюзию восторженной торжественности.
Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий: министерств, театров, партийных резиденций и т.п. В архитектуре выражалась победа тоталитарной психологии.
Сталинский Ампир
(1933 – 1955 гг.).
Стремление к созданию нового Помпезность, театральность, наигранность.
Явный поворот к консерватизму.
Стилизация под начало XIX века, поздний классицизм или ампир; жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики. В интерьере: мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы. Использование элементов барокко в декоре.
Веснины.
-Проект Дворца Труда (1921 – 1923). Форма, основанная на открытых конструкциях, несла суровую романтичность.
-Проект отделения Ленинградской правды (1924). Шестиэтажная прозрачная постройка из металла и стекла на участке всего лишь 6x6 м соединила в элегантно-утонченной форме опыт экспериментов беспредметного искусства и создания малых объектов, накопленный в кругу художников-конструктивистов.
-Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
-Рабочий клуб района Сухрани. Баку (1928).
-Днепровская ГЭС (1929 - 1932). Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом. Возведенный же при ГЭС
новый район Запорожья (1928-30) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки - с открытыми кварталами, "комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь" (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц).
- Дворец культуры Пролетарского района (ДК Лихачёва, ЗИЛ, 1931 – 1937): функционализм в объемно-
планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки.
Гинзбург.
-Дом-коммуна Наркомфина (Гинзбург, Милинис, 1930) : возник конкретный социальный заказ,
порожденный стихийным возникновением рабочих бытовых коммун.
Леонидов.
- Институт библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах (1927). Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объем большой аудитории (стеклянный шар на ажурной металлической конструкции) и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата.
- Наркомтяжпром (1934). Четко выразились идеи, предвосхитившие «органическую архитектуру» и «интернациональный стиль». Тип небоскрёба.
Мельников:
Мастер органической формы. Пространство для жизни.
-Павильон «Махорка» (для выставки в Москве, 1923):
-Павильон для выставки в Париже (1925). Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона остеклена.
-Собственный дом (1927 – 1929). Объёмная композиция представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем самым необычную форму плана в виде цифры «8». Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников экспериментирует с формой, пространством и освещением.
- Бахметьевский гараж («Гараж») (1927). В плане форму параллелограмма, с четырьмя по-разному решёнными фасадами - в связи с различием их функций. Внутри гаража отсутствуют перегородки, здание выполнено по типу крытого манежа.
- Клуб им. М. В. Фрунзе (1929). Театральный зал клуба имеет три уровня.
.
- Клуб кожевников «Буревестник» (1928 – 1930). На треугольной площадке перед торцом прямоугольного основного объема он расположил пятилепестковую в плане стеклянную башню - прозрачный кристалл, предназначенный для клубных комнат.
- ДК Русакова (шестерёнка, 1927 – 1929) : символические формы порывают с традиционными
архитектурными формами. П ервое в мире здание, где |
балконы зрительного зала вынесены наружу и |
находятся в трёх зубцах-выступах. |
|
Илья Александрович Голосов.
Черты своеобразного «символического романтизма» Позднее пришел к более строго-рациональным, но в любом случае пластически-многообразным формам.
- Клуб им. Зуева в Москве (1927-1929) . Угол его прямоугольного массива, выходящий на пересечение улиц, образован мощным стеклянным цилиндром.
Пантелеймон Александрович Голосов.
Учился в МУЖВЗ, преподавал во Вхутемасе.
- Комбинат газеты «Правда» (1929-1935).
Главной идеей в архитектуре этого здания являются функция и назначение, форма имеет второстепенное значение.
Ладовский.
Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (1928) творческий лидер рационализма; одним из первых решительно высказался за использование новых форм, свободных от стилизации и эклектики.
-Проект Зелёного города (1930). Разработал планировочную схему «развивающегося города», рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию.
-Проект Дворца Советов (1931).
-Проект генерального плана Москвы (1932).
-Дом на Тверской улице (1931).
-Метро «Красные ворота» (1935).
-Зал станции «Лубянка» (1935).
Щусев.
руководил вместе с И. В. Жолтовским проектом реконструкции Москвы в 1918—1925 гг., предугадав в своём плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями.
-Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1930). Пример синтеза тенденций авангарда и историзма. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних архетипов мемориальных сооружений
-Здание Наркомзема (позже Министерство сельского хозяйства, 1928—1933).
-Гостиница «Москва» (1935). Он заканчивал этот проект, так ка была задача уже почти построенное здание, вписать в окружающую среду города
-Большой Москворецкий мост (1938). Трёхпролётный, монолитно-железобетонный.
-Станция метро «Комсомольская-кольцевая»
отражает торжество победы над фашизмом.
- Проект района Черёмушки : предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений.
Фомин.
Начал работу в стиле Затем стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы.
-Жилой дом общества «Динамо» (1928).
-Здание Министерства путей сообщения у Красных ворот (1930).
- «Красные ворота» (1934), «Театральная» (1936). Средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения.
Жолтовский.
-Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927).
-Дом на Моховой (1935).
-Станция метро «Курская-кольцевая» (1949).
-Здание московского ипподрома (перестроен в 1955).
-Кинотеатр «Победа» (1957).
Щуко.
Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг.
- Большой Каменный мост в Москве (1938 гг.).
- Здание библиотеки имени В. И. Ленина (1941). Попытка сочетать суховатую строгост конструктивистского стиля с приёмами классицизма. Cкульптурный фриз выполнен по эскизу Щуко.
-Станция метро «Электрозаводская» (открыта в 1944 г.).
-Павильон «Центральный» ВДНХ (1954, по проекту Щуко и Столярова) .
-Главный вход в парк Горького (1957). Величественная арка высотой около 30 метров, опирающаяся на 24 колонны и два боковых пилона. По обеим сторонам полукругом расположились два крыла и далее ограда парка вдоль садового кольца.
Руднев.
-МГУ (1949 – 1953). Разработан совместно с Чернышевым и Абросимовым.
-Административное здание на Фрунзенской набережной (1938 - 1955).
Каро Алабян.
руководил разработкой Генерального плана восстановления Сталинграда.
- Павильон Армянской ССР на ВДНХ (1939, 1954
-Павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке (1939; совместно с Б.М. Иофаном).
-Театр Российской армии Необычная центрическая композиция, в основе которой лежит план в виде пятиконечной звезды (эмблема Красной Армии). В эту геометрическую форму, неорганичную для функциональной схемы театра, с большими трудностями вписываются многочисленные театральные помещения.
- Наземный вестибюль станции «Краснопресненская» (1952).
А. Я. Лангман.
- Стадион «Динамо» (1936). Переходный период от конструктивизма к классике. Легкий и монументальный одновременно. Простой ритм наружных стен и вынесенный вперед входной портик.
Борис Иофан.
- Дом ВЦИК («Дом на набережной », 1927 – 1931). Жилой комплекс с новейшим техническим оборудованием, с полным комплектом культурно-бытового обслуживания должен был продемонстрировать возможности социалистического строительства, возможности достижения заявленных целей. Стал символом
политической власти. |
|
- Кинотеатр «Ударник». |
|
- Проект Дворца Советов (1932, совместно и Щуко и Гельфрейхом). |
Высотная пирамидально - |
цилиндрическая композиция с пилонами, увенчанная гигантской статуей В.И.Ленина. Сверхчеловечески масштабная идея, ставшая самой крупной вехой в смене официального курса от авангарда к классике.
Сергей Чернышов.
Главный архитектор Москвы (1934 - 1941).
Реконструкция и проектирование улицы Горького и Ленинградского шоссе (с 1933), где особое внимание было уделено площадям как узловым акцентам магистрали.
-Генеральный план реконструкции Москвы (совместно с Семёновым и др., 1931 - 1935).
-МГУ (совместно с Абросимовым, Рудневым, Хряковым; 1949 - 1953).
-МАДИ на Ленинградском пр. (1950-е гг.; соавтор Алхазов).
П. Амбросимов.
-Театр им. Вахтангова (1947). Создав широкую галерею вдаль главного фасада, здания, архитектор придал общему композиционному построению пространственный характер.
-МГУ (совместно с Рудневым, Чернышовым, Хряковым; 1949 - 1953).