ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52. Основные направления советской архитектуры 20-х – 50-х гг.

Советская архитектура 1920-х гг.

Начало развития – эпоха НЭПа.

Главные задачи – социальное жильё и рабочий клуб Экономия материалов

Конструктивисты – примат функции (ОСА, развился из ЛЕФа и Инхука, с 1925) форма утилитарна, архитектура – социальная инженерия

Рационалисты – примат формы (АСНОВА, развился из Живскульптарха, с 1923). Конструктивисты: форма. Психоаналитический метод Ладовского – восприятие формы и пространства; эстетика выразительности формы; влияние Лисицкого

Неоклассика: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение. Они часто обращались к наследию зодчих времен Великой французской революции.

Развивались левые новаторские течения. В период 1912—1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922—1932 гг.— новаторское течение архитектуры.

Стилеобразующими концепциями первого периода были:

-конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.)

-и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).

Конструктивизм предполагал конструкторско-изобретательское начало, конструирование изнутри. Супрематизм предлагал поиски нового стиля через геометризацию форм, через цвет, через создание системы новых форм.

Авангардизм не допускал прямое использование классического ордера.

АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов): Ладовский, Кринский, Мельников и др., ОСА (Объединение современных архитекторов

братья Веснины, Голосовы, Гинзбург, Николаев и др.,

К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления: дома-коммуны

В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск.

С начала 30-х годов

Архитекторы обратились к классическому наследию.

Задача в создании «нового ампира»: 20-летнего последовательного развития «стиля сталинской империи». Советская архитектура стала создавать иллюзию восторженной торжественности.

Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий: министерств, театров, партийных резиденций и т.п. В архитектуре выражалась победа тоталитарной психологии.

Сталинский Ампир

(1933 – 1955 гг.).

Стремление к созданию нового Помпезность, театральность, наигранность.


Явный поворот к консерватизму.

Стилизация под начало XIX века, поздний классицизм или ампир; жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики. В интерьере: мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы. Использование элементов барокко в декоре.

Веснины.

-Проект Дворца Труда (1921 – 1923). Форма, основанная на открытых конструкциях, несла суровую романтичность.

-Проект отделения Ленинградской правды (1924). Шестиэтажная прозрачная постройка из металла и стекла на участке всего лишь 6x6 м соединила в элегантно-утонченной форме опыт экспериментов беспредметного искусства и создания малых объектов, накопленный в кругу художников-конструктивистов.

-Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).

-Рабочий клуб района Сухрани. Баку (1928).

-Днепровская ГЭС (1929 - 1932). Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом. Возведенный же при ГЭС

новый район Запорожья (1928-30) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки - с открытыми кварталами, "комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь" (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц).

- Дворец культуры Пролетарского района (ДК Лихачёва, ЗИЛ, 1931 – 1937): функционализм в объемно-

планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки.

Гинзбург.

-Дом-коммуна Наркомфина (Гинзбург, Милинис, 1930) : возник конкретный социальный заказ,

порожденный стихийным возникновением рабочих бытовых коммун.

Леонидов.

- Институт библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах (1927). Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объем большой аудитории (стеклянный шар на ажурной металлической конструкции) и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата.

- Наркомтяжпром (1934). Четко выразились идеи, предвосхитившие «органическую архитектуру» и «интернациональный стиль». Тип небоскрёба.

Мельников:

Мастер органической формы. Пространство для жизни.

-Павильон «Махорка» (для выставки в Москве, 1923):

-Павильон для выставки в Париже (1925). Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона остеклена.

-Собственный дом (1927 – 1929). Объёмная композиция представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем самым необычную форму плана в виде цифры «8». Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников экспериментирует с формой, пространством и освещением.

- Бахметьевский гараж («Гараж») (1927). В плане форму параллелограмма, с четырьмя по-разному решёнными фасадами - в связи с различием их функций. Внутри гаража отсутствуют перегородки, здание выполнено по типу крытого манежа.


- Клуб им. М. В. Фрунзе (1929). Театральный зал клуба имеет три уровня.

.

- Клуб кожевников «Буревестник» (1928 – 1930). На треугольной площадке перед торцом прямоугольного основного объема он расположил пятилепестковую в плане стеклянную башню - прозрачный кристалл, предназначенный для клубных комнат.

- ДК Русакова (шестерёнка, 1927 – 1929) : символические формы порывают с традиционными

архитектурными формами. П ервое в мире здание, где

балконы зрительного зала вынесены наружу и

находятся в трёх зубцах-выступах.

 

Илья Александрович Голосов.

Черты своеобразного «символического романтизма» Позднее пришел к более строго-рациональным, но в любом случае пластически-многообразным формам.

- Клуб им. Зуева в Москве (1927-1929) . Угол его прямоугольного массива, выходящий на пересечение улиц, образован мощным стеклянным цилиндром.

Пантелеймон Александрович Голосов.

Учился в МУЖВЗ, преподавал во Вхутемасе.

- Комбинат газеты «Правда» (1929-1935).

Главной идеей в архитектуре этого здания являются функция и назначение, форма имеет второстепенное значение.

Ладовский.

Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (1928) творческий лидер рационализма; одним из первых решительно высказался за использование новых форм, свободных от стилизации и эклектики.

-Проект Зелёного города (1930). Разработал планировочную схему «развивающегося города», рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию.

-Проект Дворца Советов (1931).

-Проект генерального плана Москвы (1932).

-Дом на Тверской улице (1931).

-Метро «Красные ворота» (1935).

-Зал станции «Лубянка» (1935).

Щусев.

руководил вместе с И. В. Жолтовским проектом реконструкции Москвы в 1918—1925 гг., предугадав в своём плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями.

-Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1930). Пример синтеза тенденций авангарда и историзма. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних архетипов мемориальных сооружений

-Здание Наркомзема (позже Министерство сельского хозяйства, 1928—1933).

-Гостиница «Москва» (1935). Он заканчивал этот проект, так ка была задача уже почти построенное здание, вписать в окружающую среду города

-Большой Москворецкий мост (1938). Трёхпролётный, монолитно-железобетонный.

-Станция метро «Комсомольская-кольцевая»

отражает торжество победы над фашизмом.


- Проект района Черёмушки : предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений.

Фомин.

Начал работу в стиле Затем стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы.

-Жилой дом общества «Динамо» (1928).

-Здание Министерства путей сообщения у Красных ворот (1930).

- «Красные ворота» (1934), «Театральная» (1936). Средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения.

Жолтовский.

-Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927).

-Дом на Моховой (1935).

-Станция метро «Курская-кольцевая» (1949).

-Здание московского ипподрома (перестроен в 1955).

-Кинотеатр «Победа» (1957).

Щуко.

Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг.

- Большой Каменный мост в Москве (1938 гг.).

- Здание библиотеки имени В. И. Ленина (1941). Попытка сочетать суховатую строгост конструктивистского стиля с приёмами классицизма. Cкульптурный фриз выполнен по эскизу Щуко.

-Станция метро «Электрозаводская» (открыта в 1944 г.).

-Павильон «Центральный» ВДНХ (1954, по проекту Щуко и Столярова) .

-Главный вход в парк Горького (1957). Величественная арка высотой около 30 метров, опирающаяся на 24 колонны и два боковых пилона. По обеим сторонам полукругом расположились два крыла и далее ограда парка вдоль садового кольца.

Руднев.

-МГУ (1949 – 1953). Разработан совместно с Чернышевым и Абросимовым.

-Административное здание на Фрунзенской набережной (1938 - 1955).

Каро Алабян.

руководил разработкой Генерального плана восстановления Сталинграда.

- Павильон Армянской ССР на ВДНХ (1939, 1954


-Павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке (1939; совместно с Б.М. Иофаном).

-Театр Российской армии Необычная центрическая композиция, в основе которой лежит план в виде пятиконечной звезды (эмблема Красной Армии). В эту геометрическую форму, неорганичную для функциональной схемы театра, с большими трудностями вписываются многочисленные театральные помещения.

- Наземный вестибюль станции «Краснопресненская» (1952).

А. Я. Лангман.

- Стадион «Динамо» (1936). Переходный период от конструктивизма к классике. Легкий и монументальный одновременно. Простой ритм наружных стен и вынесенный вперед входной портик.

Борис Иофан.

- Дом ВЦИК Дом на набережной », 1927 – 1931). Жилой комплекс с новейшим техническим оборудованием, с полным комплектом культурно-бытового обслуживания должен был продемонстрировать возможности социалистического строительства, возможности достижения заявленных целей. Стал символом

политической власти.

 

- Кинотеатр «Ударник».

 

- Проект Дворца Советов (1932, совместно и Щуко и Гельфрейхом).

Высотная пирамидально -

цилиндрическая композиция с пилонами, увенчанная гигантской статуей В.И.Ленина. Сверхчеловечески масштабная идея, ставшая самой крупной вехой в смене официального курса от авангарда к классике.

Сергей Чернышов.

Главный архитектор Москвы (1934 - 1941).

Реконструкция и проектирование улицы Горького и Ленинградского шоссе (с 1933), где особое внимание было уделено площадям как узловым акцентам магистрали.

-Генеральный план реконструкции Москвы (совместно с Семёновым и др., 1931 - 1935).

-МГУ (совместно с Абросимовым, Рудневым, Хряковым; 1949 - 1953).

-МАДИ на Ленинградском пр. (1950-е гг.; соавтор Алхазов).

П. Амбросимов.

-Театр им. Вахтангова (1947). Создав широкую галерею вдаль главного фасада, здания, архитектор придал общему композиционному построению пространственный характер.

-МГУ (совместно с Рудневым, Чернышовым, Хряковым; 1949 - 1953).


Смотрите также файлы