ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
53. Изобразительное искусство 1930-х гг.
Социалистический реализм:
признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. На 1-м Всесоюзным съезде советских писателей в 1934 году Горький утверждал: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».
Правилр соцреализма в литературе:
-описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным
-Народность
-Партийность - Отказаться от правды, эмпирически найденной автором и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
-Конкретность
—историческая живопись охватывает новые стороны социально-общественного содержания.
—значительно расширяются рамки жанровой живописи, так как растет интерес художников к самым различным сторонам жизни советских людей.
—наряду с так называемым «чистым» пейзажем все большее значение приобретает пейзаж индустриальный и городской.
Основное содержание полотен этого времени: жизнь советского народа, трудовой подъем и энтузиазм советских людей, их гордость успехами, достигнутыми в строительстве социализма. Пафос побед находит отражение в произведениях всех жанров живописи, он определяет выбор сюжетов, характер образов, колористические решения.
ЖИВОПИСЬ
Ассоциация художников революционной России (АХРР).
Основанная в 1922 г. (с 1928 г. — Ассоциация художников революции, АХР), отчасти приняла эстафету у передвижников.
-Герасимов : Ленин на трибуне (1930), После дождя/Мокрая терраса (1935), Колхозный праздник (1937), Сталин и Ворошилов в Кремле (1938).
-Бродский: Ленин в Смольном (1930), портрет Горького.
-Иогансон: Допрос коммунистов (1933), На старом уральском заводе (1937).
ОСТ (Общество станковистов)
• |
объединились как сторонники станкового искусства, в противовес «производственникам» |
|
• |
выступали за реалистическую живопись в обновленной |
форме, противопоставляя ее |
|
беспредметному искусству и конструктивизму |
|
•Уже в 1928 г. внутри него четко определились две группы: одна из групп ( Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм. Другая группа,
объединявшаяся |
вокруг Штеренберга |
( Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в |
более свободной |
манере, предпочитая |
лиричность и живописность |
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969): первоначально работал как журнальный график, прошёл школу В. А. Фаворского, а позднее сумел «распространить» принципы оформления книжной (журнальной) страницы на оформление стены. .
-Лыжники (1926).
-Оборона Петрограда (1928).
-Будущие лётчики (1937).
- Мозаики метро «Маяковская». Это была одна из первых в советском искусстве попыток возродить древнее искусство смальтовой мозаики. Все тридцать пять плафонов станции объединены тематически: поэтический рассказ о трудовом дне Советской страны.
Пименов:
- Новая Москва (1937).
Лабас (1900—1983): влияние немецкого экспрессионизма и «Новой вещественности».
- Первый советский дирижабль (1931).
Петров – Водкин:
Экуменический стиль – православная икона + раннее возрождение. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства.
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени.
-1919 год. Тревога (1934). Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919-м.
-Весна (1935).
- Ефанов, Нисский, Пластов и др.:
Знатные люди страны советов (панно), 1939 . Авторы избежали скучной монотонности композиции, разбив шеренгу демонстрантов на несколько легко обозримых групп. Огромное по размерам, это произведение было хорошо связано с интерьером.
М.В. Нестеров:
Во многих портретах покоряет сила человеческого духа, воли, дерзания. Он создает портретную галерею современников Как правило, пишет модели в привычном для них интерьере.
Значение скупых аксессуаров чрезвычайно емко Роль фона всегда активна.
Портреты:
академика И. П Павлова, художников П. Д. и А. Д. Кориных,
скульпторов И. Д. Шадра и В. И. Мухиной, хирурга С. С. Юдина
П. Корин:
В работе над портретом большое внимание уделял художник изображению рук. Горящие краски полотна
-Триптих «Александр Невский» (1942 – 1943).
-Портреты
Кончаловский:
входит в объединение «Московские живописцы»: сложилась вокруг Бубнового валета. Основная задача: соединить советскую тематику с живописными принципами постимпрессионизма и кубизма.
-Сирень в корзине (1933).
-Портрет В.Э.Мейерхольда (1938).
СКУЛЬПТУРА
Вера Игнатьевна Мухина.
-Группа «Рабочий и колхозница» (1937) для парижской выставки. Роль монументальной скульптуры здесь огромна: здание, в сущности, является ее пьедесталом. Вместе с тем, венчая здание, скульптура подчеркивала его конструктивную логику. Так, направленность движения скульптурной группы не только вперед, но и вверх (по диагонали) связала воедино динамику вертикальных и горизонтальных ритмов архитектурных объемов, придала зданию архитектоническую завершенность.
-М. Горький в Нижнем Новгороде (1939 г.).
Иван Дмитриевич Шадр.
- «Буревестник» (портрет Горького, 1939 г.).
Матвей Генрихович Манизер.
- Скульптуры на станции «Площадь революции».
Сергей Дмитриевич Меркулов.
- Расстрел 26 бакинских комиссаров, 1924 – 1946 гг.
Лебедева Сара Дмитриевна.
Ученица Шервуда. Изучает западную скульптуру, опирается на классическую традицию.
-Дзержинский.
-Краснофлотец-ударник Власов. 1931
Николай Андреевич Андреев.
- «Ленин-вождь» (1932 г.): Ленин представлен в позе оратора, утверждающим жестом опершегося на трибуну. Откинутая голова, твердый и вдохновенный взгляд, сжатый кулак руки — все говорит о непоколебимой силе духа и воле к действию. Творческая энергия, мудрость и простота Ленина сливаются воедино в этом величественном образе. Строгий стиль исполнения придает статуе внушительность и монументальность.