ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Палладио. Палаццо Изеппо деи Порти в Виченце. 1552 г. Фрагмент. Проект осуществлен не полностью.
Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566 г. План. Проект осуществлен не полностью.
Палладио. Палаццо Вальмарана в Виченце. 1566 г. Фасад.
Палладио. Палаццо Тьене в Виченце. 1550-е гг. Фасад.
Героизированный образ ренессансного жилого дома получает в композициях Палладио дальнейшее развитие и углубление. В то время как фасад и внутренний двор во всех предшествовавших палаццо Флоренции и Рима более или менее контрастно противопоставлялись, сложная связь и сопоставление этих элементов стали у Палладио основной темой архитектурной композиции дворца, раскрывающейся зрителю в последовательной смене впечатлений. При этом все внутренние помещения палаццо органически складываются в сложную, как бы раскрывающуюся в пространстве и времени композицию. в которой чередование высоких и низких, просторных и тесных,
простых или богато расписанных помещений, различающихся также и масштабностью своей архитектурной обработки, является результатом единого глубокого замысла.
Широко применяя в своих дворцовых фасадах ордерные формы, Палладио в то же время не скрывает подлинной конструктивной основы здания — стены, искусно подчеркивая условное значение ордера самыми разнообразными приемами: раскреповками, перерезающими архитрав окнами, смелым расположением пилястр только в средней части фасада, по углам которого выявлялась определяющая роль стены (как, например, в палаццо Вальмарана). Но стена у Палладио — уже не аморфная масса кладки, она расчленена на основание, несущую часть и венчание по примеру ордера. Это придавало его постройкам объемную выразительность и материальность, которые впоследствии были утеряны мастерами классицизма, немало заимствовавшими у Палладио. Ордерная логика, составляющая основу всего архитектурного мышления Палдадио, и присущая зодчему творческая свобода в сочетании с благородством и возвышенностью его глубоко индивидуальных образов отличают все наследие мастера и определяют своеобразие его художественного почерка.
Замечательное мастерство Палладио в разработке пространственной композиции внутренних помещений можно проследить на примере палаццо Кьерикати. Вытянутый по фронту, но весьма неглубокий корпус не помешал мастеру создать из нескольких соподчиненных помещений чрезвычайно парадную анфиладу, главный зал которой (во втором этаже) занял всю глубину здания и получил ясное выражение в средней части фасада. Открытые колоннады по ее сторонам и внизу связывают здание с пространством расположенной перед ним площади; в сторону небольшого сада (заменившего ввиду тесноты участка традиционный двор) палаццо Кьерикати в первом этаже открывается прекрасной лоджией.
Среди многочисленных (около тридцати) вилл, выстроенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, можно найти и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Польяна) и роскошные резиденции — вилла Мазер, построенная близ Бассано и расписанная Веронезе; вилла Годи в Лонедо, вилла Триссино в Меледо и вилла Бадоэр во Фратта Полезина. Несмотря на неисчерпаемое разнообразие композиционных мотивов и архитектурных форм, виллы Палладио имеют ряд общих черт. В них прежде всего обнаруживается глубокое внутреннее родство с народной архитектурой североитальянских усадеб и ферм (не отмечаемое обычно историками архитектуры) — те же навесы на аркадах или столбах,
сочетающиеся с большими поверхностями оштукатуренных стен, те же простые объемы и тенистые лоджии. Но местные традиции Палладио перерабатывает применительно к требованиям дворянского землевладения. Каждая вилла включает более или менее развитое парадное ядро, подчиняющее себе все служебные помещения. II хотя последние в ряде вилл разрастаются в отдельные часто широко раскидывающиеся постройки, ни одна из частей не претендует на самостоятельное существование и только вместе с остальными образует гармоничный ансамбль, симметрия которого носит (в отличие от позднейшего классицизма) не механический, но органический и вполне рациональный характер. Во всех виллах мудро учтены многообразные практические надобности сельской жизни и ее прелести, столь ценившиеся оседавшей на землю венецианской знатью. Исполненные строгого благородства и ясного покоя архитектурные образы палладианских вилл неизменно связаны с особенностями окрестного ландшафта.
Вилла Ротонда близ Виченцы. Начата в 1550-х гг. План.
Вилла Ротонда близ Виченцы. Начата в 1550-х гг. Общий вид.
Замечательный пример органической связи архитектуры с пейзажем дает знаменитая
вилла Ротонда близ Виченцы — первое цептрально-купольное сооружение светского назначения. По существу, это видовой
павильон, или бельведер, центральный перекрытый куполом зал которого стал как бы композиционным центром широкого природного окружения, с которым его связывают ионические портики, обращенные во псе четыре стороны. Хозяйственные помещения виллы, расположенной на холме, заглублены в его склоны, по сторонам дороги, ведущей к воротам усадьбы.
Театро Олимпихо. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). последнем произведении - театре Олимпико, на монументальной сцене которого открываются, в подчеркнутой перспективе, улицы с величественной архитектурой. Задуманные как перспектива улицы, фасады построенных Палладио зданий рассчитаны на точку зрения или вдоль центральной оси Корсо и тогда они выстраиваются в анфиладу, - или же фронтально, снизу вверх. Почти у всех нижняя часть здания решена просто, как пьедестал или цоколь, и лишь
выше, там, где проем улицы лучше освещен, размещаются колонны и пилястры. Палладио создал формы, восходящие к теории и истории и несущие в себе смысл, вложенный в них, безусловно, еще в древности. Однако они кажутся такими непосредственными и конкретными в световом и даже цветовом решении, что производят впечатление чего-то совершенно нового и современного. Зрительное впечатление от каждого отдельного решения отличается ясностью, точностью и законченностью целого. В тот же миг возникает живое и непосредственное осознание настоящего момента, глубины истории, абсолюта вечности. При помощи различных особых образов нам передается ощущение всеобъемлющего космоса.
Театр Олимпико в Виченце, лишь начатый Палладио и законченный Скамоцци в 1579—1584 гг., — один из немногих сохранившихся памятников (наряду с театром Фарнезе в Парме, 1618 г.), характерных для эпохи увлечения античной драмой. В соответствии с камерным (по существу — дворцовым) характером гуманистического театра, обслуживавшего узкие придворные круги итальянских властителей, Палладио успешно перерабатывает витрувианские правила построения плана античных театральных сооружений и вместо круга кладет в основу своего плана Эллипс, расположенный большой осью вдоль сцены, приближая к ней тем самым задние ряды аудитории. В интерьере зрительного зала, окруженного по периметру колоннадой со статуями, над которой как бы раскрывается голубое небо, написанное на плоском потолке, мастер воспроизводит черты античного римского театра. Те же черты — и в украшенной ордерной композицией сцене. Эта постоянная декорация Палладио, изображающая пять уходящих в глубину улиц, легла в основу последовавшего развития глубинной кулисной сцены современного театра.
Палладио. Церковь Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Начата в 1565 г. План.
Церковь Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Начата в 1565 г. Внутренний вид.
Палладио были построены в Венеции две церкви — Сан
Джорджо Маджоре (начата в 1565 г.) и Иль
Реденторе (1577—1592), планы которых следуют форме латинского креста, повсеместно применявшейся с начала церковной реакции. Церковь Сан Джорджо Маджоре, к которой примыкает монастырь, также созданный Палладио, расположена на острове напротив Дворца дожей и завершает своим силуэтом важнейшие аспекты города, раскрывающиеся с Пьяцетты и из устья Большого канала. Внешняя композиция и интерьеры церквей
строятся на сочетании большого и малого ордеров. Расчленяя с их помощью внутренние устои, мастер словно рассказывает зрителю о возникающих в постройке усилиях и создает полный чувства ясной архитектоники и спокойного равновесия образ интерьера, структуру которого он стремится правдиво выразить на фасадах. Обе церкви представляют последовательные этапы в переработке портика античного храма применительно к фасаду христианской базилики, причем в последнем из этих произведений — церкви Иль Реденторе — мастер сумел добиться большего соответствия внешнего облика внутренней структуре храма и вместе с тем создать импозантный и праздничный вход, избежав громоздких пьедесталов под колоннами и разбив перед ним широкую лестницу. Это своеобразное решение одной из важнейших архитектурных задач того времени не получило, однако, такого распространения в ближайшие десятилетия, как двухъярусная композиция церковного фасада, разработанная почти в это 'же время Виньолой в Риме.
Церковь Иль Реденторе в Венеции. 1577-1592 гг. Фасад.
Творчество Палладио, его дворцы, виллы, а также трактат, выдержавший множество изданий, оказали огромное влияние на последующее развитие европейской архитектуры, особенно в Англии, Франции и России, в большой мере предопределив композиционные приемы, образы и эстетические идеалы архитектурного стиля классицизма.
, Бадорэр,
Барбадо в Мазер (венецианская терраферма) Во времена Палладио известные архитекторы жили в Риме, Венеции и Флоренции и выполняли престижные заказы для церкви и знатных синьоров. Андреа же жил в провинциальной Виченце. Он никак не мог тягаться по статусу и популярности со своими великими современниками — Рафаэлем и Микеланджело. О Палладио не счел нужным даже упомянуть Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях знаменитых живописцев, скульпторов и зодчих» эпохи Возрождения. Низкое происхождение Палладио ограничивало его возможности. Поэтому проектирование вилл стало главным занятием зодчего в течение трех десятилетий (1537—70).
Загородный дом был воспет Петраркой (XIV в.), который близ Падуи построил для себя маленький домик, окруженный садом с оливковыми деревьями. К XVI в. шумная, запруженная городская улица сделала идею строительства загородного дома очень популярной. Многие из вилл Палладио предназначались лишь для жарких летних месяцев, хотя в некоторых хозяева проводили большую часть года. Архитектура сельских усадеб только приобретала свои черты и практически ведет свое начало от Палладио. В силу этого его оригинальные виллы оказали на развитие архитектуры значительно большее влияние, чем даже такие монументальные постройки, как венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе
Трактат «Четыре криги о зодчестве». где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал трактат "Римские древности" (1554) и "Комментарии к Юлию Цезарю" (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв.
Судьба палладианства в западноевропейской (Англия) и русской архитектуре. направление в европейском зодчестве 17—18 вв., развивавшее (в рамках классицизма) принципы, заложенные в творчестве Палладио. Созданные последним типы городского дворца, церкви, виллы в силу строгой упорядоченности и вместе с тем необычайной гибкости примененных в них композиционных приёмов и ордерных систем обрели высокую авторитетность для зодчих, настроенных против аффектированности и иррационализма барокко; особое значение в распространении идей Палладио имел его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570). Первым представителем П. считается В. Скамоцци,
завершивший некоторые постройки Палладио. В 17 в. П. находит наиболее последовательное выражение в зодчестве Англии (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет П. приходится на 18 в., когда английские (Р. Бойл — лорд Бёрлингтон, У. Кент, К. Кэмпбелл, позднее — Дж. Пейн и У. Чеймберс) и испытавшие их влияние немецкие (Г. В. Кнобельсдорф, Ф. В. Эрдсмансдорф) зодчие возводят здания (преимущественно загородные виллы), отмеченные изяществом лаконичного декора, целесообразностью и комфортабельностью планировки, органической связью с окружающей средой (пейзажные парки). В России палладианские постройки появились в 80—90-х гг. 18 в.; в большинстве своём они отличаются интимностью и изысканной простотой. Черты П. проявились в творчестве Ч. Камерона, Дж. Кваренги, Н. А. Львова. Английское палладианство сформировалось после того, как в первой половине XVIII в. появились два издания по архитектуре. Это были но вый английский перевод «Четырёх книг
об архитектуре» Палладио и трёхтомный труд «Британский Витрувий» (1717—1725 гг.), иллюстрированный гравюрами с видами по строек английских архитекторов со времён Иниго Джонса. Гравюры к «Британскому Витрувию» сделал Колин Кемпбелл (1676—1729), один из лидеров палладианства.Самая яркая работа Кемпбелла — дом в усадьбе Уонстедхаус близ Лондона (1714—1720 гг.), разрушенный в 1824 г. Впервые в Англии помещичий дом был украшен классическим портиком с фронтоном. Подобный тип усадьбы появился ещё у Палладио, полагавшего, что все античные виллы имели такие портики (на самом деле их использовали лишь в храмах). Таким образом, Кемпбелл дал первый пример новой архитектуры.Палладианские постройки имели строгие формы и гладкие стены, почти лишённые украшений. В палладианстве стали видеть национальный, чисто английский архитектурный стиль.Дальнейшая история английского палладианства связана с именами лорда Ричарда Бойла Берлингтона (1694 —1753), аристократа и покровителя искусств, и Уильяма Кента (около 1684—1748), издателя, археолога, живописца и архитектора любителя.В 1723—1729 гг. Берлингтон построил себе виллу в Чизике, пригороде Лондона. Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» близ города Виченца в Италии, сооружённую Палладио. Однако в отличие от «Ротонды» фа сады виллы Берлингтона не одинаковы. Очень изящный парковый фа сад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и на редкость изысканная лестница. Парк в Чизике, созданный Кентом, — один из ранних образцов так называемого пейзажного парка.Архитектурное творчество самого Кента началось лишь в 30е гг. XVIII в. Его главной работой стала усадьба Холкемхолл (начало строительства — 1734 г.) в графстве Норфолк на востоке Англии, предназначавшаяся для художественной коллекции лорда Лестера. Это здание с центральным корпусом, украшенным портиком с фронтоном, и флигелями по сторонам. Особенно знамениты интерьеры Холкемхолла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.