Файл: Voprosy_k_ekzamenu_po_experimentalnoy_psikhol.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий критерий – разделение экспериментальных схем на качественные и количественные – связан с учетом шкалы, в которой измерена НП. Качественными называются обычно эксперименты, в которых уровни НП заданы в классификационных признаках. Если между условиями НП может быть показано не только качественное различие, но и порядок в величине учитываемого признака, то это позволяет переходить к количественному эксперименту.

Использование количественных изменений НП означает переход к многоуровневому эксперименту, который далее будет представлен как вариант факторного. Квазиэкспериментальным исследованиям и факторным экспериментам посвящены отдельные главы. В данном разделе рассматриваются наиболее простые однофакторные экспериментальные схемы.

Четвертый критерий – осуществление эксперимента в соответствии с интраиндивидуальными или межгрупповыми схемами предъявлений условий НП. В специальном разделе уточнены возможные схемы контроля угроз валидности при реализации этих планов.

Для представления примеров экспериментальных схем как планов организации экспериментальных воздействий введем общепринятые обозначения. Экспериментальныйфактор, или НП, может выступать синонимом Х-воздействия. В экспериментальных схемах это выглядит так:

X – НП без указания уровней; X'и X"– два уровня НП (если ограничиться дихотомической переменной); X1, Х2, ..., Хn – n уровней экспериментального фактора;

R – рандомизация, т.е. случайный порядок предъявления проб (как уровней НП) в последовательности либо случайная стратегия образования групп (случайная выборка из популяции или случайное распределение имеющейся выборки на группы испытуемых);

О – измерение (наблюдение) психологического показателя, или зависимой переменной; в случае предварительного тестирования появляются индексы, например О'ХО" или согласно номерам выборок О1, О2 и т.д.

Уже использованный способ обозначения разных уровней НП прописными буквами латинского алфавита вновь появится в резюме интраиндивидуальных схем: ABC и т.д. Так, схемы ABC и СВА указывают отличия порядка предъявления трех уровней основной НП. Сам порядок следования уровней А, В и С выступит вторым – производным – экспериментальным фактором.

Порядок условий НП одновременно является и планом измерения ЗП. Кроме того, как это имеет место в плане, называемом «временные серии», сам фактор времени может присутствовать в схеме в качестве подразумеваемой переменной или Х-воздействия. В лонгитюдном исследовании контроль фактора времени предполагается специальными схемами, которые представлены в пособии, раскрывающем специфику квазиэкспериментов как психологических исследований, тяготеющих к экспериментальному методу [43].


При разработке экспериментальных схем следует помнить о возможной неидентичности плана проведения эксперимента и плана обработки данных. Выбрать адекватную схему представления данных – это специальная проблема спецификации психологических гипотез с точки зрения анализа допустимых форм статистических решений об экспериментальных эффектах.


  1. ◊ Неэквивалентность исследуемых групп при наличии контрольной группы или отсутствие контрольной группы;

◊ отсутствие или низкие возможности контроля угроз валидности;

◊ наличие значительного количества угроз внутренней валидности и отсутствие возможности контроля внешней;

◊ невозможность вывода об однозначной каузальной связи.

ПЛАН

ПРИМЕР

ХО

Исследование частного случая

(результаты эксперимента сопоставляются с житейскими представлениями о реальности; в плане отсутствует возможность сравнения с научнымидостоверными данными; отсутствует возможность контроля независимой переменной)

Пример из Корниловой ТВ. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

Цель эксперимента: изучается эффективность нового метода преподавания психологии в вузе.

Независимая переменная: введение нового метода преподавания.

Зависимая переменная: успешность студентов в обучении.

Организация эксперимента: в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии.

Вывод об эффективности метода делается на основании анализа результатов экзамена – средний балл в группе – 4.2.

Артефакты (угрозы валидности): фон (влияние личности преподавателя); природное развитие (интеллектуальное развитие студентов);состав групп (выходной высокий уровень студентов); отсеивание («слабые» студенты отказались от занятий); взаимодействие состава групп с экспериментом (студенты экспериментальной группы – выпускники специализированного лицея).

ОХО

План с предварительным и итоговым измерением в одной группе

(сопоставляются результаты до и после экспериментального влияния на одну группу; в плане отсутствует контрольная группа, это не позволяет сделать однозначный вывод о том, что изменение между О1 и О2 вызваны именно Х)

Пример из Мартин Д. Психологические эксперименты. – Спб.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.

Цель эксперимента: изучается влияние телепрограмм посвященной Холокосту на информированность населения об этом событии.

Независимая переменная: показ телепрограммы.

Зависимая переменная: информированность населения.

Организация эксперимента: на одном из центральных каналов транслируется передача, в которой рассказывается о массовом уничтоженииевреев (Холокост). После группе личностей рассылается опросник о событиях Холокоста. Вывод о влиянии телепередачи делается на основе анализа результатов опросника – 76 % опрошенных знают о событиях Холокоста.

Угрозы валидности: фон (участники были проинформированы раньше или повлияло другое событие); природное развитие (участники школьники); эффект тестирования (на информированность повлиял опрос, а не просмотр передачи); инструментальная ошибка(недоскональный опросник); взаимодействие тестирования с Х (участники знают о событии именно в результате опросника);взаимодействие состава групп с Х (опросили только лиц с высшим образованием).

ХО

О

План сравнения статистических групп

(результаты эксперимента сопоставляются с результатами неэквивалентной контрольной группы; в плане отсутствует предварительное измерение, что не дает однозначного вывода о том, что отличие в результатах сравниваемых групп вызвано именно Х).

Пример из Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Спб. Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.

Цель исследования: сравнивается успешность обучения школьников, которые прошли курс быстрого чтения и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса быстрого чтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс быстрого чтения, тогда как ученики другого класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса делается на основании сопоставления результатов обеих групп – ученики первой группы получили средний балл успешности за четверть – 4; второй – 3.4.

Угрозы валидности: состав групп (выходной высокий уровень школьников, которые проходили курс); отсеивание («слабые» ученики были переведены в класс, который не проходил курс); взаимодействие состава группы с экспериментом (ученикам экспериментальной группы было обещано вознаграждение за прохождения курса).



  1. ◊ Наличие стратегии формирования эквивалентных экспериментальных групп, в частности рандомизации;

◊ наличие двух или больше экспериментальных групп;

◊ возможность вывода об однозначной каузальной связи;

◊ широкие возможности контроля переменных;

◊ завершение эксперимента измерением и сравнением его результатов в разных группах.

ПЛАН

ПРИМЕР

R X O

R O

План с контрольной группой и измерением после влияния.

(сопоставляются результаты эквивалентных групп экспериментальной и контрольной групп после влияния. Рандомизация и отсутствие предварительного измерения позволяют контролировать угрозы внешней валидности).

Пример из Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Спб. Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.

Цель исследования: сравнивается успешность обучения школьников, которые прошли курс быстрого чтения и тех, кто не проходил.

Независимая переменная: прохождение курса быстрого чтения.

Зависимая переменная: успешность школьников в обучении.

Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс быстрого чтения, тогда как ученики другого класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности прохождения курса делается на основании сопоставления результатов обеих групп – ученики первой группы получили средний балл успешности за четверть – 4; второй – 3.4.

Угрозы валидности: взаимодействие состава группы с экспериментом (ученикам экспериментальной группы было обещано вознаграждение за прохождения курса).

R O X O

R O O

План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым измерением.

(сопоставляются результаты эквивалентных экспериментальной и контрольной группы до и после влияния. Рандомизация и измерение до и после влияния являются эффективными приемами контроля угроз валидности).

Из материалов исследований студентов социально – психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франка (2004-2005 г).

Цель эксперимента: исследовать влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается, вместо «5» ставится «5», «5») на успешность учеников.

Независимая переменная: метод двойного оценивания.

Зависимая переменная: общая успешность учеников за год.

Организация эксперимента: в эксперименте принимают участие ученики одного из классов общеобразовательной школы. Дети случайным образом поделены на две подгруппы с изучением английского языка (уроки проводит одна и та же учительница). Сделан предварительное измерение успешности детей. Потом в одной из групп задействован метод двойного исследования (эксперимент длился на протяжении месяца). По завершению эксперимента снова применялось измерение в обеих группах. Установлено, что участники группы, в которой применился метод двойного оценивания, показали выше учебную успешность, чем участники контрольной группы.

При измерении успешности учитывалась лишь одна из «двойных» оценок.

R O X O

R O O

R X O

R O

План Соломона

(сопоставляются результаты 4-х эквивалентных групп (объединение первых двух планов); использованиерандомизации, измерений до и после влияния, а так же групп, в которых измерение до влияния отсутствует, позволяет проконтролировать все угрозы валидности).

Из материалов исследований студентов социально – психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франка (2004-2005 г).

Цель эксперимента: изучить влияние вербального поощрения на продуктивность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Независимая переменная: вербальное поощрение.

Зависимая переменная: продуктивность изобразительной деятельности.

Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, которые обучаются в подготовительных группах одного из городских садиков. Для работы с экспериментатором детей было поделено случайным образом на 4 группы по 10-12 детей в каждой группе (А, Б, В, Г). Предварительно были проанализированырисунки (сделанные на протяжении предыдущей недели) участников 2-х групп (А, Б). После этого экспериментатор работал отдельно с детьми каждой группы. Детям было предложено рисовать на вольную тему, при этом детей групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись. Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает продуктивность изобразительной деятельности детей.