ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. На протяжении почти всего XXвека политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало».
Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери.
Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой. По всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причинасвязана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав—это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причинасвязана со смертью родителей. Сюда же могут быть Отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи.
( М. А. Галагузова)
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют заботы о своих детях. (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Сироты социальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демогрфическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителя»). (Никитина Н. И., Глухова М. Ф.)
Остальные основные понятия см. вопрос № 45.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления работы социального педагога в детском доме, школе-интернате:
> сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о родителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;
> взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;
> обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение общего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки;
> создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслуживания, социальной адаптации, профессионального самоопределения воспитанников;
> обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в период обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; оказание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жилья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.
Задачи социального педагога |
Функции социально-педагогической деятельности
|
Методы и формы организации деятельности |
1. Определение статуса ребенка
|
Диагностическая
|
Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребенка
|
2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника
|
Прогностическая
|
Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка
|
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка
|
Коррекционно-реабили- тационная
|
Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями
|
4. Представление интересов ребенка е правозащитных и административных органах
|
Посредническая и патронирующая
|
Убеждение, беседа
|
Следует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.
Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом.
Гумманизация жизни интернатных учреждений.
Одной из составных особенностей организации свободного времени воспитанников является обеспечение свободы выбора занятий с учетом интересов, индивидуальных наклонностей детей.
Формирование интересов на основе свободного выбора деятельности связано с решением нескольких проблем:
наличие широкого набора видов деятельности, доступной для каждого воспитанника;
свободное посещение клубов, кружков, секций, творческих мастерских;
создание детьми неформальных объединений на основе интереса к одному какому-либо делу (к технике, фантастике, музыке и т. д.).
Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Особенно важно формировать позитивные отношения в детском доме, прежде всего из-за своеобразного положения детей. Социальному педагогу следует научиться целенаправленно управлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома. Можно выделить несколько этапов управления взаимоотношениями.
Распознавание (диагностика) взаимоотношений в группе (наблюдения, беседы, социометрия, референтометрия и другие методики).
Прогнозирование взаимоотношений. Подбор для каждого ребенка желательного круга общения. У подростков реальный и желательный круг общения могут не совпадать. Сами подростки не всегда могут наладить отношения. Поэтому воспитатель старается учесть желаемые контакты для подростка и организовать их.
Планирование. Социальный педагог и дети совместно выбирают и планируют те дела, которые они считают необходимыми, полезными, интересными.
Существуют специальные приемы улучшения положения подростка в коллективе и его отношения к деятельности:
переключение (подбор наиболее желанной деятельности с людьми, которым он симпатизирует, может быть, взрослыми);
выстраивание перед подростком возможной системы перспективных линий деятельности или поведения (сегодня ты «одолеешь» математику, у тебя не будет с ней проблем, поэтому сможешь больше времени уделить записям музыки к вечеру);
убеждение, переубеждение, приучение, поощрение;
предъявление четких требований к поведению;
проявление педагогического такта, чувства меры в воспитательном воздействии.
Регулирование взаимоотношений (обучение детей нормам и правилам общения, создание позитивного психологического климата).
Заключительный этап — контроль.
Управление взаимоотношениями приводит к изменению статуса подростка, он повышает свое положение при поддержке воспитателя.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков. Особенно важно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески решать возникающие проблемы. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (член общества, член семьи, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.).
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Извлечения)
Статья 69. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Статья 70. ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).