Файл: Voprosy_k_ekzamenu_po_experimentalnoy_psikhol.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 


  1. ◊ Проведение в природных условиях, когда затруднен контроль;

◊ наличие контрольной группы или серии измерений экспериментального эффекта;

◊ возможность сравнения результатов экспериментальных групп или результатов одной группы до и после воздействия;

◊ ограниченные возможности управления переменными.

Понятие квазиэкспериментального плана было введено Кэмпбеллом и Стэнли с целью преодолеть некоторые проблемы, которые встали перед психологами, желавшими исследовать поведение в несколько менее строгой обстановке, чем лабораторная. Квазиэкспериментальный план используется в исследованиях, в которых независимые переменные (элементы, влияние которых на результат измеряется в эксперименте) выбираются из естественной среды.

Иногда квазиэкспериментальные планы называют исследованиями ex post facto, или «как бы» исследованиями, поскольку сбор и анализ данных производят после того, как событие уже свершилось. Эти планы похожи на исследования в естественных условиях.

Частично логика этого плана заключается в том, что если бы у экспериментатора была возможность ввести независимую переменную в данной ситуации, то переменная была бы той же самой, что и естественно введенная переменная. Получается так, что экспериментатор как бы является ответственным за введение переменной.

Для участия в типичных психологических экспериментах сначала производится отбор испытуемых. Этот отбор бывает или случайным, или производится на основе неких четко определенных характеристик (например, отбирают моряков в возрасте от 19 до 25 лет). Затем вводится экспериментальная переменная, часто в полностью контролируемых лабораторных условиях.

Результаты эксперимента обобщаются на более широкий круг людей или в какой-либо форме применяются к реальной жизни. Но реальная жизнь протекает в естественных условиях, и порой бывает невозможно отобрать испытуемых для эксперимента и привести их в специально оборудованную лабораторию для точного измерения тех или иных параметров.

Как можно изучать в лаборатории нарушения общественного порядка? А если это возможно, то правомерно ли обобщать сделанные в результате эксперимента выводы на действительные события? Эти темы интересуют психологов-экспериментаторов и специалистов в области прикладной психологии и, безусловно, заслуживают самого пристального рассмотрения.


По существу, вопрос сводится к проблеме, что выводы, основанные на наблюдениях микромасштабной жизни (которую можно смоделировать в лаборатории), могут оказаться неприменимыми к макромасштабной жизни («реальной» жизни).

В экспериментальной психологии в лабораторных исследованиях мы имеем дело с находящейся под практически полным контролем обстановкой, называемой закрытой системой. Лабораторные условия имеют немало достоинств, и многие психологические эксперименты требуют именно такого строгого контроля над стимулами. Открытая система – это обстановка, над которой мы имеем слабый контроль или вообще такового не имеем, что, как правило, имеет место в реальном мире.

Мы выбрали пример квазиэкспериментального плана, использованного для изучения зависимости дорожно-транспортных происшествий от строгости правил дорожного движения.

После рекордного количества погибших в автомобильных катастрофах в штате Коннектикут несколько лет назад были приняты строжайшие меры против превышения скорости. После их принятия количество жертв в автомобильных авариях уменьшилось. Используя квазиэкспериментальный план, Кэмпбелл провел подробное изучение этого явления. После введения жестких мер борьбы с превышением скорости с 1955 по 1956 год произошло снижение количества смертельных случаев. Однако вполне возможно, что данные могут зависеть от множества других причин (например, могло быть улучшено состояние дорожного покрытия, в 1956 году могли быть лучше погодные условия по сравнению с 1955 годом, возможно, было улучшено обучение водителей). Тем не менее можно заметить, что количество погибших снижалось и после 1956 года.

Можно иначе взглянуть на эти данные, сравнив количество погибших на автодорогах в других подходящих для сравнения штатах. Хотя количество смертельных случаев с 1951 по 1959 год в этих четырех штатах несколько снизилось, темпы снижения этих показателей в Коннектикуте значительно выше, особенно после принятия в 1955 году жестких мер против любителей быстрой езды. Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание предполагать, что эти меры привели к снижению количества жертв на автодорогах.

В данном случае никакой лабораторный эксперимент не мог бы адекватно проверить эффективность принятых в 1955 году жестких мер против превышения скорости. А ведь это очень важный вопрос, и есть множество других проблем реального мира, ждущих своего решения. В зависимости от обстоятельств и несмотря на заведомо невысокую точность этого типа исследований квазиэкспериментальный план все же позволяет делать достаточно обоснованные заключения.


  1. Читателю следует обратиться к гл. 6. В ней подробно изложена теория психологических измерений. Детальная характеристика особенностей психологического измерения и тестирования необходима не только сама по себе, но и для того, чтобы можно было подойти к выяснению особенностей наиболее распространенной схемы современного психологического эмпирического исследования – корреляционного.

Теория корреляционного исследования, основанная на представлениях о мерах корреляционной связи, разработана К. Пирсоном и подробно излагается в учебниках по математической статистике. Здесь рассматриваются лишь методические аспекты корреляционного психологического исследования.

Стратегия проведения корреляционного исследования сходна с квазиэкспериментом. Отличие от квазиэксперимента лишь в том, что управляемое воздействие на объект отсутствует. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определенными внешними уровнями и психическими состояниями. При этом предположения о причинной зависимости не обсуждаются.

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы,состояния и др.

“Корреляция” в прямом переводе означает “соотношение”. Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи между двумя измерениями:

1.  Прямая корреляционная связь. Уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой. Примером является закон Хика: скорость переработки информации пропорциональна логарифму от числа альтернатив. Другой пример: корреляция высокой личностной пластичности и склонности к смене социальных установок.

2.  Корреляция, обусловленная 3-й переменной. 2 переменные (а, с) связаны одна с другой через 3-ю (в), не измеренную в ходе исследования. По правилу транзитивности, если есть R (а, Ь) и R (Ь, с), то R (а, с). Примером подобной корреляции является установленный психологами США факт связи уровня интеллекта с уровнем доходов. Если бы такое исследование проводилось в сегодняшней России, то результаты были бы иными. Очевидно, все дело в структуре общества. Скорость опознания изображения при быстром (тахистоскопическом) предъявлении и словарный запас испытуемых также положительно коррелируют. Скрытой переменной, обусловливающей эту корреляцию, является общий интеллект.


3.  Случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной.

4.  Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки. Представим себе, что выборка, которую мы будем обследовать, состоит из двух однородных групп. Например, мы хотим выяснить, связана ли принадлежность к определенному полу с уровнем экстраверсии. Считаем, что “измерение” пола трудностей не вызывает, экстраверсию же измеряем с помощью опросника Айзенка ETI-1. У нас 2 группы: мужчины-математики и женщины-журналистки. Неудивительно, если мы получим линейную зависимость между полом и уровнем экстраверсии–интроверсии: большинство мужчин будут интровертами, большинство женщин – экстравертами.

 

 

Корреляционные связи различаются по своему виду. Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции. Чем выше личностная тревожность, тем больше риск заболеть язвой желудка. Возрастание громкости звука сопровождается ощущением повышения его тона. Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. По данным Зайонца, число детей в семье отрицательно коррелирует с уровнем их интеллекта. Чем боязливей особь, тем меньше у нее шансов занять доминирующее положение в группе.

Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных.

В психологии практически нет примеров строго линейных связей (положительных или отрицательных). Большинство связей – нелинейные. Классический пример нелинейной зависимости – закон Йеркса–Додсона: возрастание мотивации первоначально повышает эффективность научения, а затем наступает снижениепродуктивности (эффект “перемотивации”). Другим примером является связь между уровнем мотивации достижений и выбором задач различной трудности. Лица, мотивированные надеждой на успех, предпочитают задания среднего диапазона трудности – частота выборов на шкале трудности описывается колоколообразной кривой.

Математическую теорию линейных корреляций разработал Пирсон. Ее основания и приложения излагаются в соответствующих учебниках и справочниках по математической статистике. Напомним, что коэффициент линейной корреляции Пирсона г варьируется от -1 до +1. Он вычисляется путем нормирования ковариации переменных на произведение их среднеквадратических отклонений.