ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.
2.Постановка научной проблемы. Понятие «парадигмы». Принцип фальсификации.
3.Предмет и задачи экспериментальной психологии.
4.Виды психологического исследования.
5.Наблюдение: характеристика, требования к проведению, виды. Преимущества и недостатки метода.
6.Вербально-коммуникативные методы: беседа, опрос, интервью, анкетирование (характеристика, виды, требования к проведению, ограничения).
7.Метод изучения документов. Контент-анализ.
8.Психологическое тестирование. Требования к построению тестовых методик. Стандартизация теста.
9.Этапы психологического исследования.
10.Постановка гипотезы научного исследования. Гипотеза как предположение о причинной связи. Альтернативная гипотеза. Виды гипотез.
11.Воспроизводимость данных эмпирического исследования.
12Артефакты в научном исследовании, способы их контроля.
13.Контроль влияния личности экспериментатора на результаты. Эффект Пигмалиона.
14.Контроль влияния личности испытуемого на результаты исследования.
15.Эксперимент: характеристика, виды, требования к проведению, ограничения.
16.Правила конструирования экспериментальной выборки.
17.Экспериментальные переменные: независимая, зависимая, дополнительные (внешние и внутренние).
18.Валидность и надежность эксперимента. Проблема обеспечения валидности эксперимента.
19.Идеальный эксперимент и реальный эксперимент.
20.Организация и планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента.
21.Классификация экспериментальных планов.
22.Доэкспериментальные планы.
23.Планы «истинных» экспериментов.
24.Квазиэкспериментальные планы.
25.Корреляционное исследование.
26.Интерпретация и представление результатов исследования.
27.Эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Формирующий эксперимент. Знаменитые эксперименты в социальной психологии.
28.Этические принципы проведения исследования на человеке.
-
Эмпирическое и теоретическое знание - Эмпирическое знание вырабатывается при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретическое знание возникает на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы.
Сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны ли эти предметы между собой. Путем же анализа отыскивается такое реальное и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы, это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого.
Эмпирическое знание, в основе которого лежит наблюдение, отражает лишь внешние свойства предметов и поэтому полностью опирается на наглядные представления. Теоретическое знание, возникшее на основе преобразования предметов, отражает их внутренние отношения и связи. При воспроизведении предмета в форме теоретического знания мышление выходит за пределы чувственных представлений.
Конкретизация эмпирического знания состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс. Конкретизация теоретического знания требует превращения в развитую теорию путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания.
Необходимым средством фиксации эмпирического знания является слово-термин. Теоретическое знание первым делом выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами искусственного и естественного языка.
-
Паради́гма — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
ФАЛЬСИФИКАЦИИ ПРИНЦИП (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Р. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации. Согласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, то есть которые способны доказать свою ложность. Фальсификация связана с разрывом индукции и дедукции и может быть проиллюстрирована следующим образом: если А, то В, то при условии ложности В следует ложность А. Однако в том случае, если В истинное, то о значении А ничего утверждать нельзя. Известно, что процедура фальсификации реально применима лишь к изолированным эмпирическим гипотезам, которые могут быть отклонены при наличии определенных результатов экспериментов или же из-за несовместимости с фундаментальными научными теориями. Но, когда множество гипотез объединяются в научную теорию, то опровергнуть ее очень трудно, так как зачастую допустима корректировка отдельных фрагментов испытываемой теории в соответствии с результатами экспериментов. К тому же ученые вынуждены сохранять отвергнутые теории до создания более эффективных — альтернативных, которые действительно обеспечивали бы продвижение в познании мира. К более существенным минусам процесса фальсификации можно отнести положение, касающееся соотношения абсолютной и относительной истины, когда истинность знания всегда относительна, а ложность может приобретать абсолютный характер. Подобно тому, как принцип верификации не поддается верифицированию, принцип фальсификации не поддается фальсифицированию, то есть данные принципы не могут быть подтверждены или опровергнуты с помощью собственной системы доказательств.
-
Предмет и задачи экспериментальной психологии. Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу. По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их. Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?». 1) Под экспериментальной психологией (Вундт и Стивенсон) понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению). 2) Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе. 3) Европейская школа под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента. Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом. Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании: 1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования. 2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация. 3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов.
-
УК
-
Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Социально-психологические исследования связаны с наблюдением. Наблюдение как составная часть эксперимента используется очень часто (жесты, мимика и т.п.). Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. К признакам научного наблюдения относят: 1. Наблюдение должно быть направлено в большей мере на социально существенные области. 2. Наблюдение должно проводиться организовано и систематизировано (необходимо создать максимально организованное наблюдение, обо все договориться заранее). 3. Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений (необходимо записывать дополнительно поступающую информацию). 4. Результаты должны четко фиксироваться и легко поддаваться воспроизведению. 5. Субъективная независимость при выборе охватываемого явления. 6. Выделяют субъективную независимость при интерпретации результатов. Преимущества метода наблюдения: • Непосредственность. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д., позволяет охватить поведение групп (может быть использовано при анализе группы как целого). • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. Недостатки наблюдения: • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. • На результаты наблюдения могут повлиять субъективные факторы: - настроение наблюдателя, - социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, - ожидания наблюдателя (гипотеза может быть губительна), - предубеждение наблюдателя, - удержание комплексности наблюдаемых ситуаций, - эффект первого впечатления, - усталость наблюдателя и наблюдаемого, - ошибки в оценках, - «эффект снисходительности» - преувеличено положительная оценка. - ошибка усреднения (боязнь крайних суждений) – избегание крайностей, придерживание середины, - ошибка контрастности – отрицание наблюдателем при оценке других людей наличие черт характера, наблюдаемых у себя. • Наблюдение носит однократный характер. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. • Невозможность избежать предшествующих встреч наблюдаемого и наблюдателя. • Необходимость классифицировать результаты наблюдения. • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. • Сложность соблюдения операционной валидности. Возможности наблюдателя – можно исследовать наблюдением: • Поведение в труде – наблюдение за условиями и факторами, способствующими и препятствующими производственному процессу. • Социальные явления (реакции на успех и неудачу в социальном поведении). • Наблюдение за условиями среды (ученическая группа, семья, и другие коллективы). Методология наблюдения: 1. Должно быть определено приемлемое место и выбрано правильное время, определено число наблюдаемых на одного наблюдателя, критерии наблюдения. 2. Все показатели должны быть зафиксированы и систематизированы. Недопущение двойных трактовок. По факторам среды наблюдения выделяют: 1. Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие психологи стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов. Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений. 2. Неосознанное внутренне наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя. Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей. 3. Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой, установка видеокамер). Недостатки: не всегда можно удержать наблюдаемых в поле зрения; наблюдатель не может повлиять на непредвиденные события. 4. Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. Недостатки: необходимость находиться долго (требует большой временной затраты); многомерность среды, необходимость проверки на устойчивость этих факторов на устойчивость во времени; все важные факторы выделить невозможно – необходимость проверки на разных выборках.
-
Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов. Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. Первый этап -Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: -заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы) -один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты); -заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент); -сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина) -частота появления сообщений, -способ распространения сообщений; -место распространения сообщений; -время появления сообщений. При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.[6] Второй этап Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.[6] Третий этап Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
она должна легко идентифицироваться;
число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.[1]
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами: -Тема не может выходить за пределы абзаца. -Новая тема возникает, если происходит смена: -воспринимающего, -действующего, -цели, -категории.[1] Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований. Четвертый этап Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.[2]
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов. Пятый этап Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.[2] Обычно составляются таблицы вида: Единицы анализа Единицы анализа Единицы счета Единицы счета Категории Подкатегории Част. упомин. абсол., раз Част. упомин. относит., % 1 Категория 01 подкатегория 15 0,25 02 подкатегория 7 0,14 03 подкатегория 25 0,61 Итого: 47 100 Шестой этап Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].
-
Известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик. ^ Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. Этапы адаптации [54, с. 8]:
Анализ исходных теоретических положений автора теста.
Для иностранных методик перевод теста и инструкций кнему на язык пользователя (с обязательной экспертнойоценкой соответствия оригиналу).
Проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями.
Стандартизация на соответствующих выборках.
Наиболее серьезные проблемы возникают при адаптации вербальных тестов (опросников, вербальных субтестов в составе тестов интеллекта). Эти проблемы связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран. Многовариантность перевода какого-либо термина, невозможность точной передачи идиоматических оборотов – обычное явление при переводах с языка на язык. Иногда бывает настолько сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, что полная адаптация теста становится сопоставима с разработкой оригинальной методики. Понятие адаптации приложимо не только к зарубежным методикам, которые мы хотим использовать в наших условиях, но и к устаревшим отечественным методикам. А устаревают методики достаточно быстро: в связи с изменчивостью языка и социокультурных стереотипов методики должны корректироваться каждые 5–7 лет, что подразумевает уточнение формулировок вопросов, коррекцию нормативов, обновление стимульного материала, пересмотр интерпретационных критериев. Самостоятельная разработка тестовой методики обычно имеетследующие этапы [77; 54; 156; 212]: Выбор предмета (явления) и объекта исследования (контингента).
Выбор вида теста (объективный, субъективный, проективный), типа заданий (с предписанными ответами, со свободными ответами) и шкал (числовые, вербальные, графические).
Подбор первичного банка заданий. Может осуществлятьсядвумя путями: вопросы формулируются, исходя из теоретических представлений об измеряемом явлении (факторно-аналитический принцип), или вопросы подбираются в ?соответствии с их дискриминативностью, т. е. способное- тью отделять испытуемых по наличию требуемого признака (критериально-ключевой принцип). Второй принципявляется эффективным в тестах отбора (например, профессионального или клинического).
Оценка заданий первичного банка (оценка содержательнойвалидности теста, т. е. соответствия каждого из заданий измеряемому явлению и полноты охвата изучаемого явлениятестом в целом). Проводится с помощью метода экспертной оценки.
Предварительное тестирование, формирование банка эмпирических данных.
Эмпирическая валидизация теста. Проводится с помощьюкорреляционного анализа оценок теста и показателей повнешнему параметру изучаемого свойства (например,школьной успеваемости при валидизации теста интеллекта; врачебного диагноза при валидизации клинических тестов; данных других тестов, валидность которых известна,и др.).