Файл: Voprosy_k_ekzamenu_po_experimentalnoy_psikhol.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.

2.Постановка научной проблемы. Понятие «парадигмы». Принцип фальсификации.

3.Предмет и задачи экспериментальной психологии.

4.Виды психологического исследования.

5.Наблюдение: характеристика, требования к проведению, виды. Преимущества и недостатки метода.

6.Вербально-коммуникативные методы: беседа, опрос, интервью, анкетирование (характеристика, виды, требования к проведению, ограничения).

7.Метод изучения документов. Контент-анализ.

8.Психологическое тестирование. Требования к построению тестовых методик. Стандартизация теста.

9.Этапы психологического исследования.

10.Постановка гипотезы научного исследования. Гипотеза как предположение о причинной связи. Альтернативная гипотеза. Виды гипотез.

11.Воспроизводимость данных эмпирического исследования.

12Артефакты в научном исследовании, способы их контроля.

13.Контроль влияния личности экспериментатора на результаты. Эффект Пигмалиона.

14.Контроль влияния личности испытуемого на результаты исследования.

15.Эксперимент: характеристика, виды, требования к проведению, ограничения.

16.Правила конструирования экспериментальной выборки.

17.Экспериментальные переменные: независимая, зависимая, дополнительные (внешние и внутренние).

18.Валидность и надежность эксперимента. Проблема обеспечения валидности эксперимента.

19.Идеальный эксперимент и реальный эксперимент.

20.Организация и планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента.

21.Классификация экспериментальных планов.

22.Доэкспериментальные планы.

23.Планы «истинных» экспериментов.

24.Квазиэкспериментальные планы.

25.Корреляционное исследование.

26.Интерпретация и представление результатов исследования.

27.Эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Формирующий эксперимент. Знаменитые эксперименты в социальной психологии.

28.Этические принципы проведения исследования на человеке.

  1. Эмпирическое и теоретическое знание - Эмпирическое знание вырабатывается при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. Теоретическое знание возникает на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы. 

Сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны ли эти предметы между собой. Путем же анализа отыскивается такое реальное и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы, это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого.


Эмпирическое знание, в основе которого лежит наблюдение, отражает лишь внешние свойства предметов и поэтому полностью опирается на наглядные представления. Теоретическое знание, возникшее на основе преобразования предметов, отражает их внутренние отношения и связи. При воспроизведении предмета в форме теоретического знания мышление выходит за пределы чувственных представлений.

Конкретизация эмпирического знания состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс. Конкретизация теоретического знания требует превращения в развитую теорию путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания.

Необходимым средством фиксации эмпирического знания является слово-термин. Теоретическое знание первым делом выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами искусственного и естественного языка.

  1. Паради́гма  совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

ФАЛЬСИФИКАЦИИ  ПРИНЦИП (от лат. falsus — ложный и facio — делаю) — проверка ложности теории в результате  эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный  оборот ввел К. Р. Поппер. Данная  процедура формально симметрична верификации. Согласно принципу  фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть  опровергнуты, то есть которые способны  доказать свою ложность.  Фальсификация связана с разрывом индукции и дедукции и может быть проиллюстрирована следующим образом: если А, то В, то при условии ложности В следует ложность А. Однако в том случае, если В истинное, то о  значении А ничего утверждать нельзя. Известно, что процедура  фальсификации реально применима лишь к изолированным эмпирическим  гипотезам, которые могут быть  отклонены при наличии определенных результатов экспериментов или же из-за несовместимости с  фундаментальными научными теориями. Но, когда множество гипотез  объединяются в научную теорию, то  опровергнуть ее очень трудно, так как  зачастую допустима корректировка  отдельных фрагментов испытываемой теории в соответствии с  результатами экспериментов. К тому же  ученые вынуждены сохранять  отвергнутые теории до создания более  эффективных — альтернативных,  которые действительно обеспечивали бы продвижение в познании мира. К более существенным минусам процесса фальсификации можно  отнести положение, касающееся  соотношения абсолютной и  относительной истины, когда истинность знания всегда относительна, а ложность может приобретать  абсолютный характер. Подобно тому, как принцип  верификации не поддается  верифицированию, принцип  фальсификации не поддается  фальсифицированию, то есть данные  принципы не могут быть подтверждены или опровергнуты с помощью собственной системы  доказательств.


  1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.  Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.  По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.  Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».  1) Под экспериментальной психологией (Вундт и Стивенсон) понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению).  2) Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе.  3) Европейская школа под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.  Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.  Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании:  1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.  2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.  3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов. 

  2. УК

  3. Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Социально-психологические исследования связаны с наблюдением. Наблюдение как составная часть эксперимента используется очень часто (жесты, мимика и т.п.). Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.  К признакам научного наблюдения относят:  1. Наблюдение должно быть направлено в большей мере на социально существенные области.  2. Наблюдение должно проводиться организовано и систематизировано (необходимо создать максимально организованное наблюдение, обо все договориться заранее).  3. Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений (необходимо записывать дополнительно поступающую информацию).  4. Результаты должны четко фиксироваться и легко поддаваться воспроизведению.  5. Субъективная независимость при выборе охватываемого явления.  6. Выделяют субъективную независимость при интерпретации результатов.  Преимущества метода наблюдения:  • Непосредственность. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д., позволяет охватить поведение групп (может быть использовано при анализе группы как целого).  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.  Недостатки наблюдения:  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.  • На результаты наблюдения могут повлиять субъективные факторы:  - настроение наблюдателя,  - социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,  - ожидания наблюдателя (гипотеза может быть губительна),  - предубеждение наблюдателя,  - удержание комплексности наблюдаемых ситуаций,  - эффект первого впечатления,  - усталость наблюдателя и наблюдаемого,  - ошибки в оценках,  - «эффект снисходительности» - преувеличено положительная оценка.  - ошибка усреднения (боязнь крайних суждений) – избегание крайностей, придерживание середины,  - ошибка контрастности – отрицание наблюдателем при оценке других людей наличие черт характера, наблюдаемых у себя.  • Наблюдение носит однократный характер. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.  • Невозможность избежать предшествующих встреч наблюдаемого и наблюдателя.  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.  • Сложность соблюдения операционной валидности.  Возможности наблюдателя – можно исследовать наблюдением:  • Поведение в труде – наблюдение за условиями и факторами, способствующими и препятствующими производственному процессу.  • Социальные явления (реакции на успех и неудачу в социальном поведении).  • Наблюдение за условиями среды (ученическая группа, семья, и другие коллективы).  Методология наблюдения:  1. Должно быть определено приемлемое место и выбрано правильное время, определено число наблюдаемых на одного наблюдателя, критерии наблюдения.  2. Все показатели должны быть зафиксированы и систематизированы. Недопущение двойных трактовок.  По факторам среды наблюдения выделяют:  1. Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие психологи стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов. Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.  2. Неосознанное внутренне наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя. Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.  3. Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой, установка видеокамер). Недостатки: не всегда можно удержать наблюдаемых в поле зрения; наблюдатель не может повлиять на непредвиденные события.  4. Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. Недостатки: необходимость находиться долго (требует большой временной затраты); многомерность среды, необходимость проверки на устойчивость этих факторов на устойчивость во времени; все важные факторы выделить невозможно – необходимость проверки на разных выборках. 

  4. Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов. Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. Первый этап -Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: -заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы) -один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты); -заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент); -сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина) -частота появления сообщений, -способ распространения сообщений; -место распространения сообщений; -время появления сообщений. При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.[6] Второй этап Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.[6] Третий этап Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:


она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

она должна легко идентифицироваться;

число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.[1]

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами: -Тема не может выходить за пределы абзаца. -Новая тема возникает, если происходит смена:  -воспринимающего, -действующего, -цели, -категории.[1] Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований. Четвертый этап Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

физическая протяженность текстов;

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность трансляции по радио или ТВ;

метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.[2]

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов. Пятый этап Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.[2] Обычно составляются таблицы вида: Единицы анализа Единицы анализа Единицы счета Единицы счета Категории Подкатегории Част. упомин. абсол., раз Част. упомин. относит., % 1 Категория 01 подкатегория 15 0,25 02 подкатегория 7 0,14 03 подкатегория 25 0,61 Итого: 47 100 Шестой этап Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].

  1. Известны два пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик. ^ Адаптация теста – это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. Этапы адаптации [54, с. 8]:


Анализ исходных теоретических положений автора теста.

Для иностранных методик перевод теста и инструкций кнему на язык пользователя (с обязательной экспертнойоценкой соответствия оригиналу).

Проверка надежности и валидности в соответствии с психометрическими требованиями.

Стандартизация на соответствующих выборках.

Наиболее серьезные проблемы возникают при адаптации вербальных тестов (опросников, вербальных субтестов в составе тестов интеллекта). Эти проблемы связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран. Многовариантность перевода какого-либо термина, невозможность точной передачи идиоматических оборотов – обычное явление при переводах с языка на язык. Иногда бывает настолько сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, что полная адаптация теста становится сопоставима с разработкой оригинальной методики. Понятие адаптации приложимо не только к зарубежным методикам, которые мы хотим использовать в наших условиях, но и к устаревшим отечественным методикам. А устаревают методики достаточно быстро: в связи с изменчивостью языка и социокультурных стереотипов методики должны корректироваться каждые 5–7 лет, что подразумевает уточнение формулировок вопросов, коррекцию нормативов, обновление стимульного материала, пересмотр интерпретационных критериев. Самостоятельная разработка тестовой методики обычно имеетследующие этапы [77; 54; 156; 212]: Выбор предмета (явления) и объекта исследования (контингента).

Выбор вида теста (объективный, субъективный, проективный), типа заданий (с предписанными ответами, со свободными ответами) и шкал (числовые, вербальные, графические).

Подбор первичного банка заданий. Может осуществлятьсядвумя путями: вопросы формулируются, исходя из теоретических представлений об измеряемом явлении (факторно-аналитический принцип), или вопросы подбираются в ?соответствии с их дискриминативностью, т. е. способное- тью отделять испытуемых по наличию требуемого признака (критериально-ключевой принцип). Второй принципявляется эффективным в тестах отбора (например, профессионального или клинического).

Оценка заданий первичного банка (оценка содержательнойвалидности теста, т. е. соответствия каждого из заданий измеряемому явлению и полноты охвата изучаемого явлениятестом в целом). Проводится с помощью метода экспертной оценки.

Предварительное тестирование, формирование банка эмпирических данных.

Эмпирическая валидизация теста. Проводится с помощьюкорреляционного анализа оценок теста и показателей повнешнему параметру изучаемого свойства (например,школьной успеваемости при валидизации теста интеллекта; врачебного диагноза при валидизации клинических тестов; данных других тестов, валидность которых известна,и др.).