ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Современные информационно-просветительные технологии
Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы . в них освещаются следующие аспекты:
• культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;
• политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
• методика предвыборных технологий;
• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:
• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.
Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами».
Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни (Старооскольская лира, нежегольская тропа и др)
В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), праздники литературы, поэзии
Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;
• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.
Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе.
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
Социальная информация и ее свойства
Культура выступает как гуманизирующая основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании.
Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.
Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».
Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура.
Средства массовой информации и учреждения досуга
СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:
тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.
• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;
• театрализованные информационно-развлекательные программы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;
• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;
• фестивали: «Радуга», «Виктория»:
• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;
• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;
• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;
• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб;
практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;
освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.
развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...
создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.
Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу ближайших массовых мероприятий.
Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).
Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семинары для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.
Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навыки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, организуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечивают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.
В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.