ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
Субъект деятельности как субъект управления
Субъектами социокультурной деятельности — выступают лица, проживающие в регионе, способные своей инициативой и самостоятельностью объединить вокруг себя людей и направить их усилия на решение конкретных программ сохранения исторической и культурной среды, памятников истории и культуры, работы с детьми и подростками в жилом секторе, экологии культуры и других акций и проектов социально-культурного значения.
Наиболее продвинутая часть субъектов культурной деятельности способна выступать в более сложном статусе — как субъекты культурной политики.
Таким образом, управление социокулътурной сферой представляет собой деятельность одних людей по управлению деятельностью других людей, о чем говорилось в предыдущих параграфах. Такая модель управления в социокультурной сфере характеризует принципиально новое качество управления, которое свойственно только данной сфере.
Социокультурная сфера в регионах сегодня нуждается в создании надежной базы для реализации механизмов саморазвития и утверждения такой управленческой модели, которая обеспечивала бы существенные изменения соотношения государственной и местной (как муниципальной, так и негосударственной) инициативы при решении актуальных региональных проблем.
Изменения такого рода говорят о существенном расширении состава активных и самостоятельных субъектов культурной деятельности и культурной политики, к которым можно отнести руководителей творческих союзов и ассоциаций, общественных фондов и самодеятельных объединений, религиозные и национально-культурные общества, физические юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере культуры.
Широкий круг субъектов культурной деятельности и субъектов культурной политики позволяет максимально расширить возможности социокультурного самоопределения личности, гибко учитывать культурные запросы и предпочтения населения, проектировать такие виды и формы деятельности, в которых смогут активно проявлять себя сами субъекты.
Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их готовностью к активной деятельности.
Дефицит или отсутствие таких субъектов ставит под вопрос реальность и целесообразность создания новых структур деятельности и управления. Определение их статуса и функций должно соответствовать реально программируемым видам и формам социокультурной деятельности, организаторскому и творческому потенциалу их инициаторов и исполнителей, характеру межсубъектных отношений.
Новый статус органов и учреждений
Социокультурная деятельность в своём развитии вступила в этап смены основных парадигм, принципов деятельности и управления, в этап расширения горизонта организационных и финансовых отношений органов управления и учреждений культуры с населением, организациями, учреждениями и предприятиями на местах.
Отделы культуры, учреждения культуры все решительнее обретают новый статус, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив, объединяя вокруг себя как учреждения культуры разных ведомств, так и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских отношении, конструктивного диалога, новых деловых связей Органы и учреждения культуры все дальше отходят в своей деятельности от узкоотраслевых принципов и рамок.
Динамичность общественного развития, социальных и культурных процессов ставит социокультурные институты в ситуацию быстрого реагирования на ситуации, в которых возникает потребность формирования временных коллективов, необходимых для выполнения тех или иных социокультурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социокультурные технологии.
Но, определяя приоритеты в развитии социокультурной сферы, а особенно модель системы управления, следует внимательно отнестись к накопленному опыту разработки и реализации организационно-управленческих технологий.
При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора:
Децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Оно подкреплено самостоятельностью в формировании и расходовании областных и муниципальных бюджетов, свободой предпринимательской, коммерческой деятельности.
Отсутствие программных разработок, обосновывающих цели деятельности и средства их достижения, ясных представлений о конкретных задачах и об этапах их решения, о финансовых, материальных и кадровых ресурсах, оборачивается рассогласованностью их действий, распылением сил и средств, неэффективностью деятельности.
Выход из этого положения возможен при условии четкого определения перспектив социокультурного развития региона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществления социокультурной деятельности, создания организационно-управленческого механизма регулирования этой деятельностью.
Реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии: — соответствия их глубины социально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой независимости личности;
— соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокулътурной сфере (социокультурное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культуры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность и т.д.):
— осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы — модель управления социокулътурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преобразования.
Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности.
Инновационные формы регионального управления
Современное управление социокультурного развития региона имеет приоритеты:
— учет специфики исторического развития области (края, республики, округа);
— опора на традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на территории;
— развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения;
— наличие профессиональных кадров, способных развивать социокультурный потенциал региона, спрос и удовлетворение культурных потребностей, информированности и образования.
Предметная конкретизация приоритетов в управлении социокультурной деятельностью, которая могла бы очерчивать контуры вполне определенной оптимальной модели управления содержанием социокультурных процессов, может проявляться в виде реализации организационно-управленческих шагов социокультурного развития.
1. Принятие в каждом субъекте федерации Закона о социокультурном развитии, в качестве законодательной базы устойчивого развития культуры, искусства, социальной сферы региона.
2. Создание при администрации всех уровней общественных советов по культуре, социальному развитию, объединяющих представителей общественных организаций, политических партий и движений, религиозных конфессий, с целью координации и поддержки духовно-нравственной жизни в регионе.
3. Организация выпуска периодического издания "Социокультурное развитие региона" под патронажем администрации и органов управления культурой.
4. Реализация в полном объеме "Основ Законодательства РФ о культуре", в которых закреплена доля расходов на культуру региона не менее 6 % средств местных бюджетов.
5. Создание "Независимого фонда культуры" для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов, с помощью субсидий населения, предпринимателей, общественных движений и политических партий.
6. Разработка и внедрение инновационных методов управления социокультурной, культурно-досуговой деятельностью адекватно запросам населения, в том числе социально незащищенных слоев.
7. Вовлечение в социокультурную сферу исторического, культурного наследия региона, музейных, архитектурных, художественных, литературных фондов, фольклора.
8. Восстановление объектов храмового зодчества, возрождение народных промыслов, создание природных и культурных заповедников.
9. Создание научно-общественных институтов регулирования научных исследований в области народной культуры, социокультурного развития.
10. Финансирование программ социокультурного развития, образовательных программ подготовки специалистов культуры, приобщения детей и молодежи к народной художественной культуре.
В число приоритетных направлений управления социокультурной деятельности, таким образом, входит:
— создание механизма эффективной реализации законов в области культуры и искусства, закрепление статуса работников культуры, творческих деятелей;
— в сфере профессионального образования: расширение специализаций в подготовке кадров, разработка инновационных программ и методов обучения;
— реорганизация системы управления социокультурной сферой, взаимоотношений "центра и периферии", развитие федерализма;
— выравнивание социокультурного развития территорий, региона, обмен культурной продукцией между территориями, регионом и центром;
— государственная поддержка культурной самобытности регионов, широкого доступа всех социальных групп к культурным ценностям;
— установление налоговых льгот социокультурным учреждениям, материальная поддержка культуры средствами предпринимательской деятельности, бюджетных и внебюджетных источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юридических лиц.