ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(употребление слов от одного и того же корня).

180)Рим.5:5.

181)Пс.105:2.

182)Пс.35:7; ср. Рим.11:33.

183)Друг бл. Августина был, вероятно, как и сам Августин, «оглашенным» с детства. К крещению больных Церковь относилась сдержанно, считая, что оно совершено не по доброй воле, а по необходимости. Лица, окрещенные таким образом, не могли стать священниками. Естественным, однако, было желание не оставить катехумена без крещения: крестили людей даже лежавших без сознания. Третий Карфагенский Собор санкционировал эту практику в тех случаях, когда родственники больного ручались, что он выражал желание креститься.

184)Манихеи отвергали крещение, считая, что никакого спасения оно не приносит.

185)Пс.41:6, 12.

186)«Надейся на Бога». Бл. Августин вспоминает слова того же псалма; бог, в которого он тогда верил, был только созданием воображения, «призраком», phantasma. См. прим. 25 к кн. III (В этой публикации кн.3, гл.6, сноска 6. – Редакция

«Азбуки Веры»).

187)Ср. Еврипид, irg., 577: «Услада для смертных в бедствиях, стенаниях и потоках слез. Они облегчают скорбь и разрешают великую сердечную муку».

188)Такова ли трансцендентность Бога, чтобы Ему безразличны были наши страдания, и нам нечего ожидать от Него помощи и утешения в горе? Бл. Августин никогда не сомневался в том, что Провидение внимательно к людям и заботится о них.

189)Герои греческой мифологии, бывшие примером идеальной дружбы.

190)Пс.24:15.

191)Гораций. «Оды», 1, 3, 8.

192)По словам Диогена Лаертия (6, 1, 20), Аристотель дал такое определение дружбы: «Одна душа, живущая в двух телах».

193)Т. е. понимая и принимая человеческую смертность и ограниченность.

194)Августин уехал, ничего не сказав матери (Против академиков, 2, 2, 3). Романиан, гражданин Тагасты, богатый человек и друг бл. Августина, который жил у него, когда Моника отказалась пустить Августина в родной дом, снабдил его средствами на переезд и на устройство в новом месте.

195)Так бл. Августин называет учение манихеев.

196)Prurientes in auribus – «с зудом в ушах». Ср. 2Тим.4:3.

197)Redamantium («взаимная любовь»); redamare впервые у Цицерона – «О дружбе», 14, 49. Как и многие слова, созданные им, оно появляется опять только у поздних писателей: Макробия (Сатурналии, 6, 6, 8); Симмаха («Письма» 3, 2) и др.

198)Быт.1:1 и Иер.23:24.

199)Пс.118:142; Ин.14:6.

200)Пс.79:8.

201)Пс.145:1–2.

202)Первая строка амвросиева вечернего гимна. См. «Исповедь», IX, 15 и 32.

203)Пс.101:13.

204) В этом противоположении «части» и «целого» есть, может быть, реминисценция из порфириевых «Aphormai», где или афористически сжаты, или подробно развиты главные положения Плотина, высказанные в «Эннеадах». Плотиново Εις («Одно») и есть бог, «Целое».

205)Деян.17:27.

206)Современные исследователи бл. Августина полагают, что неоплатоники могли


приобщить Августина к философии «разумного делания»: входя в себя, очищаясь от чувственного, чтобы лучше овладеть собой, душа находит истину. См. A. Solignac. «Reminescences plotiniennes et porphyriennes», р. 455–464.

207)Бл. Августин думает о законе, написанном в сердце человека (Рим.2:15).

208)Пс.18:6.

209)Ин.1:10; 1Тим.1:15.

210)Пс.40:5.

211)Пс.72:9.

212)«Смиряясь в покаянии, душа получает свою высоту» (Бл. Августин. «О свободной воле», 3, 5). «Человеческая смертная природа надута гордыней. И чтобы человек не считал недостойным себя подражать уничиженному, Сам Господь стал уничиженным, чтобы хоть после этого человеческая гордыня не считала недостойным идти по Его следам».

213)Пс.83:7.

214)О Гиерии ничего не известно, кроме того, что сообщает бл. Августин: во второй половине IV в. много философов и государственных людей носило это имя (финикийский философ, корреспондент Либания; философ неоплатоник; ученик Ямвлиха и учитель Максима; викарий Африки). Кому посвятил Августин свою книгу? Во всяком случае, адресат был фигурой крупной: философом и оратором.

215)Бл. Августин чувствует, что, восхищаясь актером, он видит в нем орудие, действующее для его удовольствия, а не человека в его высоком достоинстве. Останавливается он здесь, однако, не столько на моральной проблеме, сколько на психологической загадке.

216)Мф.10:30.

217)Еф.4:14.

218)Пс.71:18.

219)Книга бл. Августина «О прекрасном и соответственном» потеряна. Она дала бы многое для суждения о нем, молодом, о его умственных интересах, философской культуре и о влиянии на него манихеев. Августин рассматривал в ней одну из центральных проблем платонизма: сущность прекрасного, взаимоотношения между ним и «подходящим» (см. «Пир» 211а ; «Федр» 249а ; 264 и особенно «Гиппий Старший» 290 а – 296 с. Ср. Цицерон. «Об обязанностях», I, 27–28, 93–99. О возможных источниках Августина см. K. Sloboda. «L'esthetique de S. Augustin et ses sources», Brno et Paris, 1935, р. 10–16. Бл. Августин в этой работе принимает манихейский дуализм, но мифологическая форма, в которую он был обличен, видимо, его уже не удовлетворяла, и он обратился к философской терминологии, использовав по-своему пифагорейские монаду и диаду – sine sexu (ср. Макробий. Сон Сципиона, 1, 6, 8): «Монада, т. е единство, одновременно и мужского и женского пола».

220)Пс.17:29; Ин.1:16; Иак.1:17.

221)1Пет.5:5.

222)По манихейскому учению, добро в человеческой душе «от самой субстанции

Бога».

223)В подл. ventosa cervix – «шея, надутая ветром» – смелая метафора.

224)Пс.77:39.

225)«Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться... тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступить правильно» (О свободной воле, 3, 18, 52).

226)Ин.3:29.

227)Пс.50:10.

228)«Категории» Аристотеля образуют первую часть Organon (собрание трактатов


по логике); подлинность их теперь оспаривается многими, но вопрос остается неразрешенным. Книгу эту обильно комментировали в первые века по Р.Х., особенно неоплатоники. Переведенная по-латыни Марием Викторином, она стала в средние века на Западе фундаментом для преподавания логики. Этот перевод, вероятно, и читал бл. Августин. Аристотель перечисляет предикаты, которые могут быть приложены к субъекту: ουσια – качество; ποτον – какой величины; ποσον – какого качества; προσ τι – в каком отношении к тому-то; πυ – где; ποτε – когда; κεισυα – положение; εχειυ – состояние; παειυ – что делает; πασχεσυ – что переносит. Находясь под влиянием манихейской антропологии, бл. Августин считал, что эти девять категорий приложимы и к Богу, как субъекту, отличному от атрибутов величия, красоты и т. д.

229)Различие между субстанцией и ее признаками неприложимо к Богу.

230)Быт.3:18.

231)Какие это были книги? Прежде всего «Novem disciplinarum libri» Варрона (первая латинская энциклопедия свободных искусств), служившая источником для работ на те же темы в Касициаке, которые бл. Августин начал вскоре после своего обращения, но не довел до конца. Книга Варрона утеряна, как и другие книги, которые читал Августин. Об объеме тогдашних знаний бл. Августина можно судить только на основании его же сочинений. Он хорошо был знаком с астрономией и арифметикой. Знатоки первой – их называли «математиками», включали в себя два класса: настоящих специалистов – астрономов и астрологов, составителей гороскопов. Бл. Августин много занимался книгами последних, но интересовался и настоящей астрономией.

Знал он и принципы «арифметики» своего времени, т. е. теорию чисел и ряд числовых операций, которые можно рассматривать как преддверие алгебры.

Руководством был тот же Варрон, его «De arithmetica, de principiis numerorum» –

учение о числах в духе пифагорейской школы, придававшей числам мистическое значение (напр., 10, символ вселенной: пифагорейская тетрада (четверица): 1 + 2 + 3 + 4). Читал он, вероятно, и «Introductio arithmetica» Никомаха из Геразы,

пифагорейца и последователя Платона конца I в. по Р.Х., которого Апулей перевел по-латыни.

232)Как блудный сын из евангельской притчи (Лк.15).

233)Пс.62:8; Ис.46:3–4

234)De manu linguae mea: в подлиннике «рукой языка моего» ср. XI, 13: «рука уст моих»; IX, 2: «возвещать языком тростника».

235)Пс.34:10.

236)Пс.18:7 и Пс.138:15; две первые главы представляют собой как бы комментарий к этому псалму.

237)Грешники представляют собой как бы темные пятна в общей картине мира.

238)«Весь мир (universitas rerum) похож на картину, где черная краска наложена на свое место; он прекрасен даже со своими грешниками, хотя, если их рассматривать самих по себе, они безобразны». («О граде Божием», XI, 23).

239)«В Писании говорится о врагах Божиих. Они противятся Богу не вследствие природы своей, но вследствие своих пороков; Ему повредить они не могут, они вредят себе. Они враги Богу по желанию своему противиться Ему, а не по силам, позволяющим нанести Ему ущерб». – О граде Божием, 12, 3. Оба места – скрытая полемика с манихеями, считавшими, что царь мрака одержал реальную победу над царством света.

240)«Нет никого, в ком Бог не присутствовал бы; он со всеми – и с теми, кто этого не знает» (Плотин. Эннеады. 6, 9, 7).

241)Фавст из Милева (ныне Мила, город в Нумидии в 50 км к с.-в. от Константины)


родился в бедной языческой семье, перешел в манихейство, провел часть жизни в Риме, где стал епископом манихеев (у манихеев было 72 «епископа»; над ними стояло 12 «учителей» и «глава учителей»; им были подчинены священники и диаконы). Вероятно, в 382 г. приехал в Карфаген, где и оставался до отъезда Августина. Около 385 г. был обвинен в манихействе и сослан на пустынный остров. Он написал книгу, в которой излагал основы манихейской религии. Бл. Августин ответил на нее ок. 400 г. сочинением «Против Фавста» из 33 книг: каждая из них начинается длинной цитатой из произведения Фавста. См. «Memoires des l'Academie des inscriptions et Belles» – Lettres, Paris, 1924.

242)1Тим.3:7.

243)Судя по контексту, речь идет о сочинениях по астрономии и естественной истории, но бл. Августин был вообще знаком с древней философией. Сведения свои он черпал из многих почтенных источников: знал доксографический сборник Корнелия Цельса «Opiniones ominum philosophoruum», «Physic_ae opiniones»

Феофраста; «Successiones» Сотина с их биографическими указаниями. Дильс считал, что философское образование Августина было значительно выше обычного уровня. H. Diels. «Doxographi græci», 1879, Berl., р. 174.

244)Прем.13:9. Точность астрономических вычислений весьма выигрывала при сравнении с «манихейскими баснями». Наука помогла Августину уйти от манихеев.

245)Пс.137:6.

246)Бл. Августин любил истолковывать аллегорические библейские образы. «Посмотри на «птиц небесных», на этих гордецов, о которых сказано, что до неба вознесли они главу свою. Посмотри, как ветром уносит их в высь. Посмотри на «рыб морских», т. е. на любопытных, «которые разгуливают по стезям морским», т. е. в пропастях века сего ищут временное – то, что также быстро исчезает, как «стези морские»: их заливает водой сразу же после того, как по ним прошли... «Полевыми скотами» всего правильнее обозначить людей, радующихся плотским наслаждением» («На Псалмы», 8, 9).

247)Втор.4:24.

248)Пс.146:5.

249)Божественная мудрость неисчислима, но Христос, Который был этой мудростью (1Кор.1:30), допустил, чтобы Его «посчитали» как плательщика податей ( Мф.22:17–21), показав тем свое смирение, столь противоположное гордости философов.

250)«Рухнули»... ср. Ис.14:12–13 «Как упал ты с неба, денница, сын зари!

разбился о землю... А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой»».

251)Рим.1:21–25.

252)«Он (Мани) учил нас о строении мира, о том, почему он создан, из чего создан... учил, почему бывает день и почему ночь, учил о движении солнца и луны» (Акты против Феликса, 1, 9). Вот как, напр., манихеи объясняли фазы луны: она увеличивалась по мере того, как ее нагружали освобожденными частицами света. Перевезя их на солнце, она скрывалась.

253)2Кор.6:10.

254)Прем.11:21.

255)Иов.28:28.

256)Трудно сказать, был ли Св. Дух в понимании Мани тем же, чем и в понимании христиан. Некоторые ученые думают, что под Утешителем он понимал мудреца, посланного Христом очистить и усовершенствовать христианство. «Обогатитель» – ditator – слово это встречается впервые.

257)Еф.3:13–14, 24; 1Пет.2:2.

258)Деян.8:21.



Смотрите также файлы