ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 381
Скачиваний: 0
259)Образование Фавста должно было казаться очень скудным бл. Августину, который уже в раннем своем произведении (Против академиков, 3, 17–19) вкратце изложил историю философии от Платона до неоплатоников. В «Граде Божием» он цитирует Платона, Плотина, Порфирия, Гомера, Вергилия, Энния, Горация, Лукиана, Персия, Плавта, Теренция, Цицерона, Саллюстия, Ливия, Плиния, Сенеку, Апулея, Варрона, Геллия, Флора, не говоря уже о церковных писателях.
260)Пс.17:6.
261)Пс.36:23.
262)В Риме студенты находились под надзором гражданских властей: Кодекс Феодосия, 14, 9, 1. О студенческих нравах того времени см. И. Цветаев. Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902, с. 78–114.
263)Пс.141:5.
264)Часовня была расположена на Новой Площади к северу от Карфагена. В дальнейшей жизни бл. Августин находился под большим влиянием сочинений этого великого карфагенского епископа, которого чтили и как мученика за веру (казнен в 258 г.), и как мудрого и опытного пастыря. Августин часто ссылался на него в спорах
сдонатистами, как на борца за единство Церкви.
265)Первородный грех, по бл. Августину, включает: 1) наследственную вину и как следствие ее смертность; 2) беспорядочность и слабость человеческой души, выражающуюся: а) в бессилии воли, неспособной решиться на доброе; б) в незнании Бога и добра; в) в активном стремлении к злу. Мысли эти коренились в собственном опыте и самонаблюдении – «умирали в Адаме» (1Кор.15:22).
266)Еф.2:15–16.
267)Всякая материя, по мнению манихеев, принадлежит к царству мрака. Поэтому они утверждали, что Христос не имел реального человеческого тела и крестная смерть была мнимой.
268)Т. е. телесной и духовной.
269)Пс.50:19.
270)Т. е. хлеб и вино для Евхаристии.
271)Пс.117:1; Пс.137:8.
272)Антитеза, часто встречающаяся у разных писателей (Филон, Дион Хрисостом, Юлиан). Вендлянд полагал, что она идет от Гераклита. См. P.Wendland. «Betrogene Betrüger», Rhein. Museums, 1894, В. 49, 5. 309–310.
273)См. прим. 49 к книге III.
274)Пс.40:5.
275)Т. е. зло не было в нем особым началом, которое можно было отделить от его личности.
276)«Добрая душа», по учению манихеев, была частицей Божества. Бл. Августин, следуя манихеям, должен признать, что, когда он грешит, то Сам Бог терпит поражение.
277)Пс.140:3–4.
278)Бл. Августин предполагал, что скептицизм Новой Академии только прикрывал ее подлинную цель: защитить спиритуализм Платона от материалистической критики стоиков и эпикурейцев.
279)По учению манихеев, на севере находится царство добра и света, на юге – мрака и материи; царство мрака вдается клином («клин манихеев») в царство света. Для пояснения этого «клина» Августин взял обычный в римской древности хлеб, который формовали так, что его легко было разломать на четыре клиновидных части; в царстве света было три белых «клина», бесконечных вверх, вниз и в обе стороны; четвертый «клин», черный, принадлежал царству мрака, был бесконечен в глубину и в длину; вверху над этой «землей мрака» простиралась бесконечная пустота (Бл.
Августин. Против манихейских епископов, 21). Стоит отметить иронию в этой комбинации противоречий: бесконечное и более узкое или широкое.
280)Понять христологию манихеев довольно трудно, потому что, во-первых, первоначальная концепция ее контаминировалась с местными поверьями; во-вторых, сами манихеи, ввиду ее тайного характера, любили ограничиваться намеками, и, в-третьих, манихсйские тексты, касающиеся христологии, сохранены противниками манихеев, которые, опровергая частности, упускали общий смысл. Некоторые положения уловить все-таки можно: владыка света посылает для борьбы с «племенем мрака» «первого человека»; «вы хотите, чтобы сына этого «первого человека» считали Господом Иисусом Христом» («Против Фавста», 2, 3–4). Он не рожден от Девы: человеческое рождение, т. е. смешение с материей, недостойно Божества. Человеческое в Христе только видимость. «У нас три Христа: одного породила земля, зачав от Св. Духа: он висит не только на каждом дереве, но и пребывает в травах; другого распяли иудеи при Понтии Пилате; третий разделился между солнцем и луной» («Против Фавста», 20, 11).
281)Кто был этот Элпидий, неизвестно.
282)«Когда противники говорят тебе «докажи», ты не обращаешься к рукописям более верным, более многочисленным, более старым или написанным на другом языке, с которого был сделан перевод. Ты просто говоришь: «Это я принимаю, как подлинное, потому что это меня поддерживает, а то я отвергаю, потому что мне противоречит». Так ты мерило истины?» (Против Фавста, 11, 2).
283)Пс.138:22. «Ненавидеть совершенной ненавистью – значит не ненавидеть людей ввиду их пороков и не любить пороки ввиду людей» (Бл. Августин. «На Псалмы»).
284)Пс.72:27.
285)Префект города (т. е. Рима) – один из крупнейших чиновников Римской империи, ведающий всей жизнью огромного города, единоличный распорядитель во всех городских делах. Пост этот в 384 г. занимал Симмах, оратор и писатель. Как префект города, он должен был знать всех грамматиков и риторов, преподававших в Риме, школа в это время была государственной. Медиоланцы обращались к нему и как к главе города, и как к писателю, на оценку которого можно было положиться. Города уже с I в. Римской империи начинают устраивать у себя школы, содержимые на городские средства. Между желавшими занять учительскую кафедру происходит конкурс; медиоланцы предоставили устройство его Симмаху. Бл. Августин, получив одобрение Симмаха, становился, хотя и неофициально (для утверждения в должности требовалось еще решение городского совета, но в данном случае это оказывалось пустой формальностью), государственным чиновником и как следующий к месту назначения мог «пользоваться лошадьми, предназначенными для езды по государственной надобности».
Медиолан со времени Диоклетиана и до взятия его Аттилой был местопребыванием императора Запада.
286)Пс.80:17; Пс.103:15; Пс.44:8.
287)Т. е. с гостеприимством настоящего епископа. См. 1Тим.3:2.
288)Пс.118:155.
289)Основания, по которым бл. Августин ушел от манихеев:
1)их система не удовлетворила его духовного голода: он искал Бога, а ему предлагали сказки о солнце и луне; требуя аскетизма, они не могли дать силы для самообуздания («О пользе веры», 1, 3);
2)нравственность некоторых «избранных» не отвечала ее требованиям («О нравах манихеев», 68–72);
3)«они были красноречивее в опровержении других, и не так сильны в
доказательствах своего» («О пользе веры», 1, 2, ср. 7, 3);
4)их утверждение, что все тексты Писания, противоречащие их учению, суть вставки, абсурдно («О пользе веры», 3, 7; 5, 21);
5)ложность их «астрономии» («Исповедь», V, 6, IX, 12);
6)Фавст, человек невежественный, был прославленным учителем в этой секте. Чего же стоила вся секта%]%[: я не считал возможным в этот период своих сомнений оставаться в секте, которой я уже предпочел некоторых философов; этим философам, однако, я отказался доверить лечение своей расслабленной души, потому что они не знали спасительного имени Христова. И я решил оставаться катехуменом в Православной Церкви, завещанной мне родителями, пока не засветится передо мной что-то определенное, к чему я и направлю путь.
290)Пс.70:5.
291)Пс.34:6, 72:26, 67:23. Это последнее место бл. Августин объясняет так: «В
бездне мирской лежат утонувшие под грузом грехов».
292)Моника приехала в Милан весной 385 г.
293)Лк.7:12–15.
294)Ин.4:14.
295)Привратник, кладбищенский сторож, в это время был вместе с иподиаконами, чтецами и служками причислен к младшим членам клира (Код. Феодосия, 13, 1).
296)Став священником, бл. Августин употребил все свое влияние на то, чтобы уничтожить этот обычай и в Африке. См. «Письма» 29, 9–10 к Алипию, епископу Тагасты, и 22, 3–6 к Аврелию, епископу Карфагенскому. Помимо своего сходства с языческими поминками, праздник этот часто служил предлогом для пьяных и разгульных пирушек.
297)Намек на церковную службу, которой бл. Августин постарался заменить привычные поминки: «Я уговаривал их прийти в полдень послушать чтение Писания
ипение псалмов: таким образом, в большей чистоте следует справлять этот день» (из упомянутого выше письма к Алипию).
298)Языческие поминки сопровождались всегда пирушками у могил усопших.
299)Церковью установлен был обычай в праздник поминовения мучеников совершать литургию и причащать верующих на том кладбище, где покоились останки мучеников, чью «память совершали».
300)Рим.12:11.
301)Пс.15:11.
302)Буквально: «пережевывало». Бл. Августин сравнивал людей, раздумывающих над словами Писания и неоднократно возвращавшихся к одному и тому же тексту, со жвачными животными.
303)Молчаливое чтение Амвросия казалось удивительным; древние читали вслух.
304)2Тим.2:15.
305)То, что бл. Августин оспаривал в Церкви, следуя манихеям и считая, что она приписывает Богу человеческий облик, Церковью как раз отвергалось. Августин радуется, что его мысли совпадают с церковной верой, и стыдится своей ошибки.
306)Точный перевод παιτακου κα ουδαμου неоплатоников. См. Энн. 3, 9, 4; 5, 5, 8
и9.
307)Быт.1:27.
308)2Кор.3:6.
309)В сочинениях, написанных вскоре после своего обращения, бл. Августин говорит о геометрии и арифметике как о науках, подтверждающих существование незыблемой истины; они как бы открывают дверь в мир духовный (Монологи, 1, 4, 9; «О порядке», 2, 19, 50; «О свободной воле», 2, 8, 20).
310)«Истинная религия может быть приобретена только послушанием
авторитетному приказу и верой в то, что впоследствии, если человек будет хорошо жить и окажется достоин, он все постигнет и поймет» (О пользе веры, 9). «Никто не способен найти Бога, если раньше не поверит в то, что потом узнает» (О свободной воле, 2, 2, 6). «Пойми мое слово, чтобы поверить ему; поверь слову Божиему, чтобы понять его» (Проповеди, 4, 3). «Трудно рассмотреть и узнать сущность Бога, Который, не изменяясь, творит изменяющееся, вне времени создает временное. Поэтому чтобы несказанным образом увидеть несказанное, надо очистить ум; если он еще не очищен, нас питает вера и ведет какими-то доступными дорогами к тому, чтобы сделать нас способными к восприятию этого (несказанного)» («О Троице», 1, 13).
311) Августин подробно развивает мысль о роли доверия в человеческой жизни в
«De fide rerum, quae non videntur», 1–2; «О пользе веры», 9–14, 21–32.
312) Каких философов читал молодой Августин? Так как речь идет о существовании Бога и о Провидении, то можно подумать, о Цицероне и его «О природе богов», но Августин, вероятно, его бы прямо и назвал. Скорее всего, он читал доксографические сборники (т. е. сборники мнений разных философов), где вопросы о природе божества трактуются подробно (H.Diels, ук. соч., с. 297–307), а о Провидении кратко (там же, с. 329–330). Аристотель и Эпикур отрицали заботу богов о человеке; стоики думали, что «боги заботятся о важном и пренебрегают малым» ( Цицерон. О природе богов, 2, 66). Августин отвергал это «пренебрегающее провидение» (О природе, I, 1).
313)Altitudo Sacramentorum. Речь идет о символическом («духовном») истолковании Писания, которое Августин услышал от Амвросия и которое восходит к Оригену и ап. Павлу (Гал.4:22–31). Sacramentum означает чувственную, непосредственно воспринимаемую реальность, через которую постигается истина духовная. Писание есть Sacramentum: факты, о которых оно рассказывает, можно понимать и буквально, в прямом смысле, но эти реальные факты раскрывают и глубины духовных истин.
314)Мф.7:13.
315)Панегирик императору Валентиниану II по поводу десятой годовщины его царствования, которую праздновали 22 ноября 385 г. Августин как официальный учитель риторской школы должен был сочинить его.
316)Пс.41:11.
317)Африканская безнравственность вошла в поговорку: «Кто не знает, что все вообще африканцы бесстыдны, кроме тех, которые обратились к Богу» (Сальвиан. О правлении Божием, 7, 16). Карфаген он особенно выделяет: «В этом городе нет части, которая не была бы полна мерзости. Есть ли в городе площадь или переулок, который не представлял бы собой непотребного дома» (там же, 17). (Сальвиан был священником в Массилии – Марсель – в середине V в.).
318)Цирк – у древних это место, где происходили конские бега. Об увлечении цирком см. Плиний. «Письма», 9, 6, 2–7.
319)Алипий был епископом в Тагасте уже в 395 г.; год его смерти неизвестен, но в 428 – 429 гг. он был жив и занимал должность архиепископа Нумидии. Он всегда поддерживал Августина в его борьбе с ересями как ученик и как друг. См. P. Monceaux. «Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne», Paris, 1923, v. VII, р. 54–58.
320)Притч.9:8.
321)Этика манихеев предписывала «три печати»: «печать рта» – запрещены ложь, кощунство, отступничество, клятва; «печать руки» – запрещено убивать людей и животных, уничтожать растения; «печать лона» – предписано воздерживаться от полового общения.
Судя по словам Августина, манихеи не очень строго исполняли эти предписания.
322)Августина интересовала психология толпы. См. «Исповедь», кн. II, гл. 8–9
(кража груш в дружеской компании). Здесь тонко и точно изображено ее влияние на человека.
323)Декламацией называлась речь, которую ученик составлял на тему, заданную учителем, затем выучивал ее наизусть и произносил («декламировал») в классе в присутствии учеников и всех, кто захотел прийти послушать юного оратора. Декламация была завершением и венцом преподавания в риторской школе.
324)Древние писали острой палочкой (стилем) на дощечках, покрытых слоем
воска.
325)Улица Ювелиров находилась под Форумом и соединялась с ним лестницей.
326)Разбор тяжб стал одной из постоянных обязанностей епископа: верующие не хотели обращаться в языческий суд. Поссидий, биограф Августина, рассказывает, что Августин целый день занимался судебным разбирательством.
327)Это была очень высокая должность, которая по «табели о рангах» шла сразу за консулярами (бывшими консулами): они ведали императорскими финансами во всем округе. Асессоры – это юрисконсульты, обязанные помогать официальным лицам по вопросам юридическим.
328)Алипий, видимо, не захотел, чтобы переписчики, занятые перепиской официальных документов и получавшие за это плату из судейских средств, переписывали книги для него, получая вознаграждение из тех же средств. Практика эта, видно, была распространена и даже не возбранялась («власть разрешала»).
329)Лк.16:10–12.
330)Пс.144:15.
331)Т. е. когда мне готовиться к занятиям.
332)По учению Эпикура, считавшего смерть полным уничтожением и души и тела.
333)Августин мечтает о должности præses. После реорганизации империи при Диоклетиане и Константине число провинций было увеличено; правители их в зависимости от важности управляемых областей и объема своей юрисдикции делились на три класса: консуляры, корректоры, президы. На Западе было 22 консула, 3 корректора и 31 презид. Последние правители, третьего класса, распоряжались в маленьких провинциях.
334)«Я знал, что могу быть воздержанным только, если мне дарует Бог» (ср. Прем.
8:21).
335)Быт.3:1.
336)Августин часто пользуется этой метафорой, когда речь идет о любви к красивым предметам, о физическом наслаждении, плотских желаниях, вообще обо всем, что привязывает человека к тленному, преходящему.
337)Сир.3:25.
338)«Брачным возрастом» считался двенадцатилетний (Юстин. Инст. 1, 10, 22).
339)Идея этого «философского фаланстера» была, вероятно, подсказана манихейским монастырем, основанным в Риме неким Констанцием («О нравах манихеев», 20, 74; Против Фавста, 5, 5) и проектом «Платонова города», который был
унеоплатоников и о котором Августин мог прочесть в Порфириевой «Жизни Плотина», приложенной к «Эннеадам».
340)Пс.32:10, 11; Притч.19:21.
341)Пс.144:15–16.
342)Союз с этой женщиной, по тогдашним понятиям, отнюдь не был ни постыдным, ни предосудительным. Римское право признавало конкубинат законным союзом, правда, несколько низшего порядка. Lex Julia и Papia Poppæa («Римские законы о союзе мужчины и женщины») ныне утеряны, но Гейнеций (немецкий юрист, 1681 – 1741), читавший их, говорит, что там было сказано: «Тех, кого нельзя по этому закону взять в жены, можно иметь наложницами». В законе 425 г. конкубинат