ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 0
человеком высокой мудрости и «полным человеком», т. е. имеющим тело, душу и разум.
430)Аполлинарий, епископ Лаодикийский († 382), утверждал, что Христос имел человеческое тело и Божественный ум (νους θειος), но не человеческую разумную душу (ψυχη λογικη). «Православная Церковь утверждает, что человек, в которого облеклась Божественная мудрость, имел всё, что и остальные люди, цельную человеческую природу» («На Псалмы», 29,2–3).
431)Фотин, епископ Сирмии (ок. 340 г.), объявлял Христа человеком, которого отличает от других только его чудесное рождение и полнота благодати, дарованная ему за его нравственное совершенство. Фотин был низложен Сирмийским Собором
351 г.
432)1Кор.11:19. Винцент (Викентий) Лиринский так объяснял эту мысль св. Павла: «Надлежит быть ересям, – говорит он, – чтобы обнаружились среди нас люди испытанные. Он как бы говорит: ересиархи потому не сразу по воле Божией изничтожаются, чтобы стало ясно, насколько каждый крепок, верен и утвержден в православной вере. И правда, когда вскипит что-то новое, сразу же видны тяжелые зерна и легковесная мякина, и легко тогда выметается с тока то, что не могло остаться на току, не имея веса».
433)Августин называет две опасности, которым он подвергался, если бы ограничился чтением только книг неоплатоников: 1) он мог отойти от христианской веры; 2) поверить, что философия могла дать душе то же, что и Писание.
434)О влиянии ап. Павла Гарнак писал: «Маркион после апостольских отцов; Ириней, Климент и Ориген после апологетов; Августин после греческих отцов; великие реформаторы средних веков в лоне средневековой Церкви от Агобарда до Весселя; Лютер после схоластиков; янсенизм после Тридентского Собора – во всех этих людях действовал и вел к реформации Павел» (История догматов, 1, 136).
435)Пс.2:11.
436)Рим.7:22–23.
437)Дан.3:27–32.
438)Т. е. дьяволу. Евр.2:14.
439)Рим.7:24.
440)«Создал» – один из опорных текстов для ариан. Августин относил «создал» к человеческой природе и понимал «в начале путей Твоих» как свидетельство о человеческой природе Христа, через которую люди приблизились к Богу.
441)Ин.14:30.
442)Кол.2:14.
443)Пс.50:19.
444)Откр.21:2.
445)2Кор.1:22.
446)Пс.61:2–3.
447)Мф.11:25–28.
448)Пс.90:13.
449)Ап. Павел так назвал себя (1Кор.15:9; Еф.3:8).
450)Пс.34:10, 115:7–8.
451)Пс.8:2, 75:2.
452)1Кор.13:12.
453)Августин намечает свой дальнейший путь: ему надлежит вывести из своей новой веры практические заключения, надлежит осуществить ее в жизни. Ср. 1Кор.5
:7.
454)Христос сказал о Себе: «Я есмь Путь...» (Ин.14:62).
455)О происхождении и юности Симплициана (умер ок. 400 – 401) ничего не
известно. Он был духовным отцом Амвросия и преемником его по епископству. Августин познакомился с ним в 386 г. Амвросий характеризовал его как человека острого ума, умело изобличавшего «философские учения, уклонявшиеся от истины»
(«Письма», 65, 1).
456)Солиньяк, автор последнего комментария к Августину, толковал эти слова так: «Один жил в воздержании, другой в браке».
457)Пс.25:8.
458)1Кор.7:25–28.
459)Мф.19:12.
460)Прем.13:1.
461)Рим.1:21.
462)Пс.17:36.
463)Иов.28:28 и Рим.1:22; Притч.3:7.
464)Мф.13:45–46.
465)Викторин, знаменитый оратор и учитель риторики. Родился ок. 300 г. в проконсульской Африке, ок. 340 г. переселился в Рим. Горячий последователь Плотина, перевел на латинский язык несколько его сочинений и «Isagoge» Порфирия. Христианство принял ок. 355 г. Статуя ему была поставлена на форуме Трояна.
466)Кол.2:8; Мф.11:25;
467)Утверждение это несомненно преувеличено. Во всяком случае, лет 30 спустя Амвросий утверждал, что в римском сенате сенаторы-христиане составляли большинство («Письма», 17, 9–10).
468)Принимаю конъектуру Солиньяка. Чтения разных рукописей: popilies iam, /popilius iam, /popilosiam, /populuosiam и populiosirim не помогают уяснить смысл,
почему и был предложен ряд исправлений, ничего по существу не улучшавших. Солиньяк предложил читать popillo Osiri («младенец Озирис») исходя из следующих соображений: в тексте, с которого делал копию переписчик, стояло какое-то ученое слово, которое переписчик не разобрал и которое обозначало божество из мистерий, причем египетское. Конъектура Солиньяка подкреплена еще тем, что текст В (рукопись XI в.) дает чтение: populiosirim.
469)Верг. Эн. 8, 698–699.
470)Infans fontis («дитя источника») – техническое определение новокрещеных
471)Пс.143:5.
472)Вавилон в Ветхом Завете – символ гордыни (Пс.28:5).
473)Лк.12:9; Мк.8:38; Мф.10:31–33.
474)Если язычник желал перейти в христианство, то над ним совершали определенную церемонию: священник осенял его крестом, возлагал на него руки и давал ему крупицу освященной соли со словами: «Прими соль мудрости, вводимой с миром в жизнь вечную». После этого он был «оглашенным«- катехуменом (от греческого κατιχεω – устно наставлять). Если катехумен хотел затем креститься, то он «давал свое имя» и его в начале Великого поста вносили в список желающих креститься. Крещение происходило на пасхальной неделе.
475)Пс.111:10, 39:5.
476)Вот эта «крещальная формула», древний Символ веры: «Верую во всемогущество Бога Отца и в Христа Иисуса, единственного Сына Его, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтии Пилате
ипогребенного. Он воскрес из мертвых в третий день, восшел на небеса и сидит справа от Отца: он придет судить живых и мертвых. И в Духа Святого; Святую Церковь; отпущение грехов и воскресение плоти».
477)Безумцы – бывшие ученики ритора Викторина, язычники.
478)Лк.15:4–6, 7–8, 11–32.
479)Августин имеет в виду ангелов.
480)Ин.1:12.
481)Иак.2:1–9.
482)1Кор.1:27–28.
483)Еврейское имя ап. Павла было Савл. Мнение, что он стал называться Павлом по имени кипрского проконсула Сергия Павла, первого язычника, обращенного им в христианство (Деян.13:6–12), не имеет основания. У евреев диаспоры было в обычае принимать второе имя, под которым они в местной, окружающей их языческой среде
ибыли известны; обычай этот сохраняется многими до сих пор. В данном случае, латинское имя апостола Павла на основании Церковного Предания объясняется тремя обстоятельствами, которые легко утвердили за ним это имя, прозвание: 1) по преданию, он был маленького роста (лат. paulus – малый); 2) сам называет себя «наименьшим из апостолов» – 1Кор.15:9 и см. еще Еф.3:8) имел римское гражданство, «родился в нем» – Деян.22:27 – 28. Это имя в отношении Апостола язычников оказалось настолько подходящим со всех сторон, что оно скоро стало его апостольским именем, и сам он, как это видно из посланий, охотно принял его: все свои послания он начинает этим новым своим – апостольским именем, и, наконец, сами ученики Господа – двенадцать апостолов называют его этим именем (2Пет.3:15).
484)Христианство очень рано обратилось со своей проповедью к высшим классам. Обращенные из аристократии были уже в I веке, число их особенно увеличивается со времени императора Коммода (180–192). См. A. Harnack. «Die Mission und Ausbreitung des Christentums», 1915, В. II, 5. 30–47.
485)2Тим.2:21.
486)Закон этот, имевший целью уничтожить влияние учителей-христиан в школе, был издан в 362 г.
487)Прем.10:21.
488)Libido – распущенность, распутство. Оно приводит душу в совершенный беспорядок, вырывает ее из-под власти разума. «Привычка» – это личное согласие на libido, которое ее укрепляет: «От греха грех и к греху грех в силу греха» («На Псалмы», 57, 4).
489)Это состояние человека, подчиненного греху и злой привычке. «Жестокому рабству» противоположно «свободное рабство», когда «служить заставляет не необходимость, а любовь» («На Псалмы», 99, 8).
490)Гал.5:17.
491)Тонкий психологический и моральный анализ: Августин в борьбе, высшие стремления берут верх, но ни «похоть», ни «привычка» еще не изжиты. Августин
отдает себе ясный отчет в том, что каждое человеческое действие обусловлено прошлым и, в свою очередь, обусловливает будущее.
492)
Melius tuæ caritati me dedere Quam malæ cupiditati cedere Sed illud placebat et vincebat Hoc libebat et vincebat.
Антитезы и ассонансы очень трудны для перевода. В этих старательно отобранных словах выражена психология моральной свободы: «уступая желанию», человек терпит поражение, попадает в плен похоти и привычки; «отдавая себя», он делает свободный выбор, освобождается от cupiditas.
493)Рим.7:22–23.
494)Рим.7:24.
495)См. прим. 38 к кн. VI «Исповеди» (В этой публикации – кн.6, гл.10, сноска 1.).
496)Предполагают, что житие Антония Великого было написано св. Афанасием ок. 357 г., приблизительно через год после смерти знаменитого отшельника. Житие это было переведено на латынь Евагрием Антиохийским до 388 г. Сохранились оригинал
иперевод. Антоний, как принято считать, род. в 251 г., 20 лет провел в пустыне в строгом уединении. Постепенно вокруг него собрались ученики, и он основал общежитие, с которого и начались монастыри.
497)«Видел я обитель святых в Милане; было их немало, а во главе стоял один единственный священник, муж превосходный и ученый» (Бл. Августин. О нравах Кафолической Церкви, 32–33).
498)Ныне Трир. Богатый цветущий город на реке Мозелле (ныне Мозель), в III–IV вв. частое местопребывание императоров, командовавших рейнской армией.
499)Мф.5:3.
500)Это был узкий круг приближенных к императору людей сенаторского или всаднического звания, которых он созывал для обсуждения государственных дел. Место было высокое, но беспокойное и опасное.
501)Лк.14:28; оба высчитали, во что обойдется им это решение.
502)Бл. Августин представляет себя раздвоившимся: он как бы спрятался у себя же за спиной, чтобы себя не видеть.
503)Бл. Августин неоднократно говорит, что он никогда не был всей душой предан манихейству («О блаженной жизни», 1, 4; «О пользе веры», 1, 2). Это подтверждается и тем, что в манихейской иерархии он так и оставался все время на самой низшей ступени «слушателя». Расстался с манихейством он без всякого внутреннего потрясения. Был, однако, в его жизни период, хотя и краткий, когда он был убежденным проповедником манихейства, в которое обратил ряд своих друзей.
504)Пс.34:10.
505)Слова эти подсказаны Плотином, который говорит об удалении души от Бога
ивозвращении ее к Нему: «Наша родина – это место, откуда мы пришли, и отец наш там... чтобы отправиться туда, не нужно идти пешком, не нужно запрягать колесницу или готовить корабль» (Энн. 1, 6, 8).
506)Буквально: «полураненой» – неологизм, созданный Августином.
507)Слабость воли есть одно из наказаний за грех Адама.
508)Воля – voluntas – способность решить, выбрать; выполнение принятого решения – это potestas. Душа должна выразить свое внутреннее решение во внешнем действии, и тут оказывается, что «хотеть» и «мочь» не одно и то же. В воле есть трещина: она двоится, не вкладывает себя целиком в свое желание. Душа больна, и болезнь ее – следствие злой привычки, отягощающей душу. Дальше Августин скажет, что эта слабость воли, двойственность ее – наказание, наложенное на человека как следствие первородного греха.
509)Последовательно: Пс.67:3; Тит.1:10; Еф.5:8. Августин имеет в виду манихеев.
510)Ин.1:9.
511)Пс.33:6.
512)Рим.7:17 – по Августину высшая свобода состоит в абсолютном повороте воли к добру: «Следует внимательно и зорко различать возможность не грешить и невозможность грешить... в первой выражается свобода воли: я могу не грешить; вторая значительно выше: я не могу грешить» (Бл. Августин. «О сердце и благодати», 12, 33).
513)Conventiculum (от conventus: «сходка», «собрание») – ранний пример уменьшительной формы, употребленной с оттенком презрения.
514)Августин, пользуясь двойным смыслом слова voluntas – «воля» и «желание», совершает ту ошибку, которая в логике называется quaternio terminorum. Манихеи могли возразить, что все дурные желания происходят от одной, злой воли, и все