ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
где - частота вращения идеального холостого хода двигателя при I =
0; β i - коэффициент жесткости электромеханической характеристики, =
U/сФ;
β i = (rя + Rдоб)/cФ. |
(2.6) |
Электромеханическая характеристика - это прямая линия 1, которая проходит через две точки (рис.2.1):
координаты первой точки: частота вращения |
равна нулю, ток |
равен пусковому п. |
|
координаты второй точки: ток равен нулю, частота вращения =
о. Из курса электрических машин известно, что значение электромагнитного момента
М = сФI. |
(2.7) |
Подставим значение тока из выражения (2.7) в (2.4):
= U/сФ - (rя + Rдоб)М/(сФ)2. |
( 2.8 ) |
Рис.2.1.Электромеханические - 1, 2 и механические – 3, 4
характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Это выражение представляет механическую, характеристику
двигателя. При постоянстве U, ФU и Rдоб , уравнение (2.8) можно записать в виде
= о - β МM. |
(2.9) |
где β М - жесткость механической характеристики,
β М = ( rя + Rдоб)/(cФ)2
График механической характеристики 3 представлен на рис 2.1.
В области значительных нагрузок (I > IH) в электрической машине начинает проявляться реакция якоря, и график 2 реальной электромеханической характеристики будет иной. При учете реакции якоря и механические харак-
теристики двигателя несколько изменяются [4].
Механическая и электромеханическая характеристики являются естественными, если U = UHДВ; Rдоб = 0: Ф = ФНОМ . Их. уравнения имеют следующий вид:
|
|
U н |
|
rя |
I 0н i I |
|
(2.10) |
||||
|
сФн |
сФн |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
U |
|
|
|
r |
|
M 0н |
м M |
(2.11) |
||
сФн |
сФн 2 |
||||||||||
|
|
|
|
|
На практике необходимо знать характер изменения частоты вращения на валу от момента двигателя. График изменения частоты вращения и момента строят следующим образом [18]. Вначале определяют номинальный момент на валу, соответствующий номинальной частоте вращения:
М нв Рн / н . |
(2.12) |
Номинальный электромагнитный момент равен
М нэ сФн Iн |
(2.13) |
Разность Мнэ и Мнв дает момент холостого хода. Этот момент
обусловлен потерями самого двигателя на перемагничивание стали якоря,
вентиляцию и на трение в подшипниках:
Мхх = Мнэ - Мнв . |
(2.14) |
Если подставим значение Мхх в выражение (2.11), получим частоту вращения холостого хода. При работе на естественной характеристике частота вращения двигателя обычно изменяется незначительно, следова-
тельно, Мхх можно считать постоянным.
Рис.2.2. Зависимость угловой скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения от электромагнитного момента и
момента на его валу.
Соединив точки (Мнв и н ) и (М = 0, и õõ), получим график изменения частоты вращения на валу двигателя от момента (рис.2.2). Для построения естественных электромеханической и механической характеристик двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения необходимы
РH - номинальная мощность двигателя, кВт;
UH - номинальное напряжение двигателя, В;
IH - номинальный ток двигателя, А;
н - номинальная частота вращения вала, мин .
Иногда в паспортных данных отсутствует значение номинального тока двигателя, дается номинальный КПД двигателя н.
Для практических целей обычно строится не вся механическая характеристика, а часть, соответствующая изменению момента от нуля до Мном (иногда до 2,5 Мном) В этой части механическая характеристика линейна. Для ее построения достаточно двух точек с координатами:
0 ; |
Ì 0; í ; |
Ì Ì í . |
При расчете координат этих точек последовательно определяем
1) номинальный КПД двигателя
í |
ÐÍ |
103 /UH IH ; (2.15) |
если известен к.п.д., определяем ток:
Iн РН 103 /UH H ;
2) сопротивление якорной цепи
r |
0,5 |
UH |
(1- |
|
); |
|
н |
||||
Я |
|
IH |
|
||
|
|
|
|
3) номинальную угловую частоту вращения
í nH / 30;
4)постоянный коэффициент
сФн (Uн Iн rя ) / н ;
5)координаты первой точки
0 Uн / cФн ; |
М 0; |
6) координаты второй точки
3 |
|
í ; |
|
МНЭ = сФHIHMНВ = РН10 / |
|
í |
7)момент холостого хода
МХХ = МНЭ - МНВ;
8) уравнение естественной характеристики для
электромагнитного момента |
|
= UН/сФН - МrЯ/(сФн)2. |
|
Приравниваем М = МХХ и определяем |
|
õõ = UН/сФН - rЯ М / (сФн)2 |
МВ = 0 |
По данным пунктов 5 и б строим график = f(MЭ), а пунктов б и 9 -
график = f(Мв) (рис.2.2). График = f(Мв) можно получить сразу после построения = f(MЭ), не проводя вычислений по пунктам 7, 8, 9. Для этого необходимо отложить М при номинальной частоте вращения и через полученную точку провести прямую, параллельную графику электромагнитного момента. Пересечение вновь построенной прямой с осью частоты вращения дает ХХ.
При необходимости исследовать характер изменения момента двигателя на всем диапазоне изменения частоты вращения от н уля
до 0 , то координаты третьей точки:
0 ; МП = сФНUH/rЯ ; |
IП = UH/rЯ |
По полученным данным строят график механической
характеристики.
2.2. Искусственные механические и электромеханические
характеристики ДПТ НВ
Механические и электромеханические характеристики становятся искусственными, если UДВ UН или ФДВ = ФН или Rдоб > 0. Изменение значения напряжения или потока возбуждения машины, увеличение добавочного сопротивления в цепи якоря могут возникнуть при пуске, а также при регулировании частоты вращения двигателя. Изменение U, Ф или Rдоб
может быть обусловлено и отдаленностью источника питания от электрического двигателя. При больших токах нагрузки в этом случае возникает значительное падение напряжения в сети, что приводит к снижению напряжения на якоре и потока возбуждения машины.
Рассмотрим характеристики двигателя постоянного тока при изменении напряжения, потока и добавочного сопротивления. Грачев Г.М. [4]
рекомендует рассматривать при этом три случая.
Первый случай. U = UH , Ф = Rдоб > 0 частота вращения идеального холостого хода двигателя параллельного (или независимого)
возбуждения при введении в цепь якоря добавочного сопротивления остается неизменной:
⁄
При введении в цепь якоря добавочного сопротивления снижается. пусковой ток, следовательно, и пусковой момент двигателя
IП = UН/(rя + Rдоб); МП = UН сФ/(rя + Rдоб).
Графики механической характеристики приведены на рис.2.3. Из графиков видно, чем больше значение добавочного сопротивления, тем мягче характеристики. С ростом RДОБ растет падение напряжения на
сопротивлениях (rДВ + RДОБ). следовательно, на якорь двигателя приходится меньшее значение напряжения. С уменьшением напряжения на якоре
(при постоянстве потока) снижается частота вращения двигателя.
Второй случай. Ф = ФН0М, RДОБ = 0, |
U < UH |
В электрических машинах постоянного тока напряжение на якоре |
|
можно изменять в пределах н |
н (т.е. только в сторону |
понижения от номинального значения).
Рис. 2.3. Характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения при изменении сопротивления в цепи якоря:
а - электромеханические ; б – механические.
При уменьшении напряжения на якоре уравнения искусственных характеристик имеют вид:
|
|
U |
|
|
|
r Я |
I |
|
U |
i I |
, |
(2.16 ) |
|
cФН |
сФН |
|
cФН |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
U |
|
r |
Я |
|
M |
U |
M M. |
(2.17 ) |
|||
|
cФН |
|
2 |
|
cФН |
||||||||
|
|
|
|
сФН |
|
|
|
|
|