ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I
-
Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы…………………………………………………….4
-
Цель и содержание государственной политики занятости……………...7
Глава II
-
Методы государственного регулирования занятости и снижения
безработицы ………………………………………………………………...10
-
Приоритетные направления государственного регулирования
занятости и снижения безработицы населения РФ на современном
этапе……………………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………….……………….24
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема занятости и безработицы населения является одной из наиболее актуальных и все чаще выступает предметом научных исследований, и изучается в практике управления. Сложное положение с занятостью и безработицей в стране и регионах поставило перед экономической наукой проблему разработки теоретических основ, новых подходов к управлению занятостью населения, рекомендаций по регулированию рынка труда. При рассмотрении этой проблемы, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на региональные особенности формирования и функционирования рынка труда. Для развития экономики необходимо обеспечивать адекватность трудовых ресурсов требованиям и спросу на современном рынке труда.
Предметом исследования данного реферата является «Политика на рынках труда по снижению безработицы и улучшению занятости».
Цель исследования анализ политики на рынках труда по улучшению занятости и снижению безработицы.
Задачи:
- охарактеризовать основные направления политики на рынках труда по улучшению занятости и снижению безработицы;
- изучить методы регулирования занятости и снижения безработицы;
- раскрыть приоритетные направления государственного регулирования занятости и снижения безработицы населения РФ на современном этапе;
Глава I
-
Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы
Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются :
законодательное оформление и защита прав трудящихся;
защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);
подготовка и переподготовка трудящихся;
обеспечение минимальной оплаты труда;
гарантирование приемлемых условий труда;
обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников. На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.
Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 1).
рис.1
Рисунок 1 - Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»
К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.
Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается, а безработица возвращается к своему естественному уровню
Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.
В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Главная идея совместных действий правительства и Государственной Думы состоит сегодня в принятии комплекса законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. Уменьшается фискальное бремя при ликвидации налоговых льгот, принятие нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от заработной платы.
Повышая эффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяя одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться [10, c. 45].
Регулирование безработицы являлось на протяжении всего периода реформ основной сферой государственной политики регулирования рынка труда. При этом основной акцент традиционно делался на социальной составляющей - поддержке доходов лиц, оставшихся без работы, - а не на активных мерах борьбы с безработицей (таких, как посредничество в трудоустройстве, программы профессионального обучения, переподготовки и профессиональной ориентации, политика создания рабочих мест).
Российское законодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода в статус длительно безработных) доступ к программам, проводимым службами занятости. Это, с одной стороны, ведет к распылению и без того скудных финансовых ресурсов, и, с другой стороны, делает активные программы «социальным убежищем» для безработных, имеющих мало шансов получить работу и стремящихся путем получения новой квалификации повторно получить право на получение пособия.
Обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, и в том числе, развитие эффективных трудовых отношений.
-
Цель и содержание государственной политики занятости.
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.
Политика на рынках труда по улучшению занятости и снижению безработицы
• Политика формирования спроса на рабочую силу
- Сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях
- Создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства
- Организация общественных работ
- Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала
• Политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы
• Политика формирования предложения рабочей силы
- Обучение, переобучение и повышение квалификации работников
- Развитие самозанятости
- Регулирование продолжительности рабочего времени
- Регулирование миграционных процессов
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:
• тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
• предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
• государству.
Функции служб занятости:
• Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда
• Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства
• Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников
• Организация профориентации и профконсультирования высвобождаемым работникам и незанятому населению
• Организация профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации безработных в системе службы занятости или в других учебных заведениях
• Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости
• Регистрация безработных и оказание им помощи, включая выплату пособий