Файл: Экономика труда реферат.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Приоритетные направления государственного регулирования

занятости и снижения безработицы населения РФ на современном

этапе.

Россия, будучи интегрированной в мировую экономику, не могла не испытать на себе влияния мирового финансово-экономического кризиса, который во многом определяет ситуацию в сфере труда и занятости.

В январе 2009 года Федеральной службой по труду и занятости был открыт информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и более 2 тыс. центров занятости населения.

Центральное место в системе антикризисных мер в сфере занятости населения заняли мероприятия по реализации в субъектах РФ региональных программ, принятых в соответствии с положениями постановления Правительства РФ №1089. Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда были разработаны во всех субъектах РФ.

Основную долю участников региональных программ (68 %) составляют работники предприятий, которые находятся под угрозой массовых увольнений. Менее значительные доли участников программ составили безработные граждане (20 %) и ранее не занятые и ищущие работу граждане (12 %). Структура участников региональных программ по целевым группам представлена на диаграмме 1

Фактически, во всех субъектах РФ, в период активной реализации дополнительных мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло снижение как численности зарегистрированных безработных граждан, так и коэффициента напряженности на рынке труда. На целом ряде предприятий (в том числе и системообразующих), благодаря реализации региональных программ удалось сдержать массовые увольнения персонала, сократить неполную занятость, не допустить социального напряжения.

Диаграмма 1 - Структура участников региональных программ по целевым группам

Наиболее востребованной в 2009 г. была программа по развитию временных общественных работ. Львиная доля общественных работ в рамках антикризисных программ в сфере труда и занятости, реализуемых Рострудом, проходила непосредственно на предприятии, где люди находятся в постоянных трудовых отношениях. Если работник находился в простое или у него неполная занятость, он участвовал во временных общественных работах на своем предприятии с соответствующей материальной поддержкой - 4330 рублей - от государства. В основном это наведение порядка - чистка, покраска, вывоз мусора и т.д. Предприятия сейчас просто преобразились. А главное, чего этим удалось добиться, - сохранить рабочие места.


В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1 331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь - сентябрь) составил 7,5%.

Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения субъектов РФ оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.

Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, экстренная. Она принималась для того, чтобы прежде всего сохранить трудовой потенциал предприятий; второе - не допустить скачка численности безработных как общей, так и регистрируемой, и третье - не допустить социальной напряженности в тех или иных территориальных образованиях. Правительству РФ удалось через эту программу сохранить стабильность во всех субъектах Российской Федерации.

Ещё одной важной программой в сфере занятости, которая стала особенно активно реализоваться в период финансово-экономического кризиса, стала программа содействия самозанятости для безработных. Сейчас программа позволяет оказать безработным материальную помощь на открытие собственного бизнеса, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 тысяч 800 рублей. И люди этим воспользовались.

В рамках этой программы граждане получают необходимые консультации, готовят бизнес-план для своей дальнейшей работы в качестве предпринимателя. После утверждения бизнес-плана комиссией кандидат получает помощь от государства на открытие собственного дела.

Но в регионах есть еще программа, которая финансируется за счет муниципальных, региональных и федеральных средств. Чтобы создать мощный бизнес, надо свой проект составить так, чтобы можно было привлечь средства и из других источников. А источники эти сейчас есть. По линии Министерства экономического развития для развития малого бизнеса деньги выделяются всем субъектам РФ. Эти программы активно реализуются в следующих субъектах РФ: Пензенская, Вологодская, Кировская, Саратовская, Свердловская области. Если смотреть по федеральным округам, то лидером в этом вопросе является Приволжский.

В феврале 2010 г. зарегистрированная безработица составила 2,2 миллиона человек. Численность экономически активного населения, занятых и безработных дана в таблице 1.


Таблица 1 - ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ (тысяч человек)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Численность экономически активного населения1) - всего

72332

71411

72421

72835

72909

73811

74156

75060

75892

75524

мужчины

37499

36905

36997

37206

37079

37511

37627

37975

38770

38501

женщины

34833

34506

35423

35629

35831

36300

36529

37085

37122

37023

в том числе:

занятые в экономике - всего

65273

65124

66266

67152

67134

68603

69157

70814

70603

69362

мужчины

33754

33527

33709

34199

34177

34710

34996

35704

35869

35275

женщины

31519

31596

32557

32953

32958

33893

34161

35110

34734

34086

безработные - всего

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

4246

5289

6162

мужчины

3745

3378

3288

3007

2902

2801

2631

2271

2901

3225

женщины

3314

2910

2866

2676

2873

2407

2368

1975

2388

2937

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)2) - всего

1037

1123

1500

1639

1920

1830

1742

1553

1522

2147

мужчины

322

360

487

533

647

630

610

570

604

968

женщины

715

763

1013

1106

1273

1200

1132

983

918

1179

Из них безработные, которым назначено пособие по безработице - всего

910

1007

1293

1305

1624

1570

1522

1305

1253

1872

мужчины

286

328

418

415

544

536

530

476

493

849

женщины

624

679

875

890

1080

1034

992

829

760

1023


1) По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости. 2) По данным Роструда.

В 2010 г. Правительство РФ сохранило полностью все программы, которые работали в 2009 году. Более того, они были несколько расширены и ориентированы в большей степени уже не на поддержание занятости на предприятиях для граждан, которые находятся под риском увольнения, а на создание новых рабочих мест. И в этом смысле общественные работы, которые занимали львиную долю в 2009 году, в 2010 году уменьшились практически в три раза, количество предполагаемых занятых. Но зато увеличились такие направления, как переобучение и самозанятость, там, где речь идёт о создании собственного дела.

Там, где речь идёт о создании собственного дела, численность граждан увеличилась на 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Точно так же увеличилась численность тех, кто будет проходить опережающее обучение, переподготовку и стажировку. И, соответственно, Правительством РФ были смягчены условия для всех этих направлений.

К февралю 2010 г. Правительством РФ были одобрены все региональные программы содействия занятости, Правительство РФ подписало соглашения с регионами Российской Федерации по этим программам.

На реализацию этих программ из федерального бюджета было выделено 33,3 миллиарда рублей, которые ушли в регионы.

За счет совместных действий повышена конкурентоспособность предполагаемых к высвобождению граждан: опережающее обучение прошли 137,9 тыс. человек, в общественных и временных работах приняли участие 1,5 млн человек. В этот период была оказана материальная поддержка тем, кто потерял работу, в размере от 30% до 60% от ранее получаемой зарплаты. Более 70 тысяч выпускников учебных заведений прошли стажировку под руководством 44 тысяч наставников.

За 2009-2010 годы служба занятости населения подготовила и профинансировала более 326 тысяч человек, которые получили материальную поддержку на открытие собственного дела. Эта поддержка была равна двенадцатикратному размеру максимального пособия по безработице - 58 800 рублей. Гражданин, который изъявил желание открыть собственное дело, должен был сформировать бизнес-план, защитить его, и после принятия бизнес-плана он получал финансовую поддержку на открытие собственного дела.

75% тех, кто открыл собственное дело в 2010 году, - это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее большинство начинающих предпринимателей открыли собственное дело именно в селе и в регионах. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2010 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения.


В 2009-2010 годах большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности. Многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и Минздравсоцразвития РФ готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей. Эта мера оказалась крайне эффективной. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили. И этот механизм будет работать и дальше.

Хорошо проявили себя и общественные работы. Реально они помогли остаться на плаву за 2009-2010 годы практически четырем миллионам человек, находившихся под угрозой увольнения.

Заключение

Таким образом, ключевые направления государственного регулирования занятости следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.

Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;