Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 508
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Дружат дети всей Земли. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова
Методические рекомендации по работе с пособием
«Музыкальный мир» для детей 5-7 лет
Общие рекомендации по работе с пособием «Музыкальный мир».
Пособие для детей 5-7 лет «Музыкальный мир» состоит из двух частей. Первая часть пособия («Музыкальная азбука») инвариантная, рассчитана на 32 занятия. Вторая часть – вариативная, содержит материалы к темам «Музыкальный календарь», «Музыкальные часы» и «Музыкальные путешествия».
Особенность пособия состоит в том, что дидактические задачи решаются в нём в основном через изобразительный материал (репродукции картин, иллюстрации, фотографии). Это обусловлено тем, что пособие предназначено для детей, только начинающих учиться чтению. Основу видеоряда составили репродукции картин В. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова, В. Сурикова, В. Тропинина, И. Шишкина, К. Васильева, И. Глазунова и других выдающихся русских художников. Особое внимание уделено образам сказочных героев, а также иллюстрациям к сказкам (работы И. Билибина, Ю. Васнецова, И. Хохлова, В. Чарушина и др.). В иллюстративный ряд вошли и произведения народных художественных промыслов (например, дымковские, филимоновские и богородские игрушки, лаковые миниатюры). Эти изобразительные материалы помогают формировать у детей наглядные представления о художественно-образном содержании русской классической и народной музыки, развивать их творческое воображение. Знакомство с пейзажами русских художников и использование метода «Звучащая картина» поможет развить музыкально-слуховые представления учащихся о звуках природы и их отражении в музыкальных произведениях. Работу по картинам и произведениям декоративно-прикладного творчества рекомендуется интегрировать с занятиями изобразительным искусством.
Минимальные словесные обозначения в «Музыкальной азбуке» детям, которые ещё не умеют читать, может прочесть педагог. Тексты в приложениях «Наш песенник» предназначены для чтения воспитателями или родителями детям, которые по какой-либо причине пропустили занятия или нуждаются в повторении слов песни. Пособие содержит вопросы и задания, обеспечивающие включение учащихся в разную по характеру музыкальную деятельность: слушание музыки, пение, элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения. Следует также предусмотреть в ходе занятий творческие задания на сочинение мелодий к поэтической строчке, скороговорке, четверостишию.
Пособие позволяет повысить внимание семьи к организации домашней музыкально-познавательной и творческой деятельности (пению, игре на музыкальных инструментах, слушанию музыкальных записей, сочинению мелодий, чтению книг о музыке и музыкантах и т. д.). Через некоторые целенаправленно отобранные образы и задания «Музыкальный мир» ориентирует на возрождение традиций домашнего музицирования, семейных концертов и вечеров и других форм домашнего музыкального досуга, а также на участие родителей в детских музыкальных праздниках.
Решение дидактических задач в данном пособии подчинено сверхзадаче приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и идеалам отечественной культуры, патриотическому воспитанию, развитию художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы личности. Целенаправленный отбор произведений музыкального и изобразительного искусства позволяет воспитывать у детей такие качества, как доброта, способность к сочувствию (например, при знакомстве с жалобным голосом жалейки), стремление утешить, развеселить грустного человека (например, в беседе по слову «Юмореска»), любовь к родной природе (например, на основе «Времён года» П. Чайковского), интерес к народному творчеству и традициям народной культуры (при знакомстве с потешками, прибаутками, колыбельными песнями, хороводами, народными музыкальными инструментами и праздниками народного календаря). Особое внимание уделяется формированию у детей осознания ценности родного дома, семьи, матери и материнства (например, на основе «Детского альбома» П. Чайковского), а также традиционных для отечественной культуры идеалов человека (на основе образов сказочных героев в музыки и в живописи – Снегурочки, Царевны-лягушки, Ивана Царевича и др.).
Кроме решения музыкально-образовательных и воспитательных задач, пособие позволяет развивать ассоциативное мышление детей, их представления об окружающем мире (например, при беседе о высоте звука и высоте полёта – по картине В. Васнецова «Ковёр-самолёт»; при знакомстве со словами «Темп», «Ритм», при сравнении нотного знака с буквой). Он даёт первые навыки сравнительного анализа (например, при сравнении аккордеона, баяна и гармони) и обобщения (при знакомстве с обобщённым понятием «фортепьяно» и др.).
Знакомство детей с нотами осуществляется на уровне формирования у них первоначальных зрительных и слуховых представлений о ноте как знаке и ноте как музыкальном звуке. Пение по нотам простейших одноголосных детских песенок, включенных в приложение «Нотная тетрадь» к части первой пособия, не является обязательным. Знакомые мелодии народных песен, потешек, прибауток («Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ладушки» и др.) дети могут петь, глядя в ноты. Ноты и слова песен в приложении рекомендуется также использовать и для повторения детьми разученных на занятиях песен дома, вместе с родителями.
Необходимое оборудование и наглядные материалы.
– Музыкальные инструменты: пианино или рояль, ложки, трещотки, бубенцы, треугольник, колокольчики; индивидуальные свистульки и дудочки; игрушечные пианино, гармошка, металлофон, барабаны. Дополнительно - детские электронные музыкальные инструменты (синтезатор).
– Магнитофон или музыкальный центр, видеомагнитофон. Дополнительно – караоке.
– Фонотека с записями звуков природы, звучания музыкальных инструментов и рекомендованных для прослушивания произведений.
– Видеотека (с записями детских мультфильмов, балетов и опер, включенных в программу).
– Репродукции картин (см. список иллюстраций), произведения народного декоративно-прикладного творчества (отражающие образы сказочных героев, музыкантов и музыкальных инструментов).
Рекомендации по работе с первой частью пособия «Музыкальный мир»
В первой части пособия, которая называется «Музыкальная азбука», предлагается игровая форма занятий, аналогичная работе с букварём на уроках чтения в школе. Конечно, в «Музыкальной азбуке» не представлены некоторые буквы алфавита (й, ь, ъ, ы).
Логично проводить распевание и музыкальные игры на разные звуки. Например, можно начинать занятие с упражнения «Весёлые звуки»: гласные пропеваются с улыбкой на лице. Как считают арт-терапевты, сочетания некоторых гласных благоприятно для здоровья: «э-э» благотворно действует на железы внутренней секреции; «а-о» массирует глотку, гортань, щитовидную железу; «о-о» приводит в порядок среднюю часть груди; «о-и-о-и» массирует сердце.
Можно также проводить разнообразные музыкальные игры с буквами и звуками, сопровождая их движениями. Например, дети «превращаются» в разные буквы алфавита (гнутся, как С или О, и т. д.). Попробуйте сыграть и в «Живые буквы», выстраивая разные слова и затем протяжно, нараспев произнося их. Особое внимание предлагается уделить упражнениям на звукоподражание шумам природы, голосам птиц и животных и другим звукам окружающего мира. Их можно выполнять на разной высоте, с разной громкостью звучания и с разными эмоциональными оттенками.
Предполагается, что вокруг каждой буквы «Музыкальной азбуки» разворачивается вербальная и наглядная информация о музыке как виде искусства и части культуры (получаемая детьми от педагога, из пособия и других источников), а также о различных видах музыкальной деятельности детей (пение, элементарное музицирование, слушание музыки, музыкально-пластические импровизации). Информация должна не доминировать над музыкальной деятельностью, а лишь комментировать, дополнять её.
Рекомендации по работе со второй частью пособия «Музыкальный мир»
Во второй части пособия, названной «Музыкальные находки», последовательно представлены «волшебные» предметы, которые символизируют разнообразные возможности музыкального искусства и ее связь с различными сторонами жизни людей.
Основа «Музыкального календаря» – цикл пьес «Времена года» П. Чайковского (от «Января» до «Декабря»). Музыку дополняют записи звуков природы, а также пейзажи русских художников. Основной методический приём работы с иллюстрациями – «звучащая картина». Он открывает возможности для совместного творческого поиска детьми ответа на вопрос: «Какие звуки «спрятаны» в этой картине?»
Каждый месяц «Музыкального календаря» связан с современными или старинными народными праздниками. Как известно, народный праздник – явление синкретичное. В нём музыка (песни, инструментальные наигрыши) обычно представлена во взаимосвязи с народными танцами, играми, сценками. Не обходятся без музыки и современные праздники (Международный женский день, День защитника Отечества и др.), обычно отмечаемые в каждом дошкольном учреждении. В рамках занятий по «Музыкальному календарю» можно готовиться к праздникам и одновременно выполнять требования, предусмотренные программой обучения и развития детей.
Изучая раздел «Музыкальные часы», дети получают первоначальные представления о «красках», с помощью которых изображаются в музыке разные времена суток, рассвет (просветление) и закат (затухание солнечного света), а также соответствующие эмоциональные состояния людей и картины природы. Образы утра, полдня, вечера, рассвета и заката нашли отражение в музыкальной культуре разных народов мира (например, в индийских рагах), в классической и современной музыке. Эти образы широко используются в арт-терапии.
Предлагаемые музыкальные произведения и репродукции картин могут служить дополнением к занятиям в течение всего года с целью создания необходимого настроя и регуляции эмоциональных состояний детей. Так, активизации эмоциональных реакций детей помогут пьесы для слушания и пения, включенные в темы «Утро» и «День». Успокоить, расслабить чрезмерно возбуждённых детей помогут музыкальные произведения из «Вечера» и «Ночи».
Введением к работе по данному разделу могут стать упражнения «Музыка часов» на звукоподражание и элементарное музицирование. Детям предлагается импровизировать, изображая голосом и с помощью музыкальных инструментов (колокольчиков, треугольника, металлофона, игрушечного пианино, детского синтезатора и др.) звучание настенных часов с кукушкой, будильника, маленьких наручных часиков и, возможно, даже кремлёвских курантов.