Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 522
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Кремлёвские куранты: «Бо-омм! Бо-омм! Бо-омм! Бо-омм!» (голос и тарелки).
Будильник: «Дзинь» (голос).
Наручные часы: «Тик-так» (голос и металлофон).
Настенные часы с кукушкой: «Дили-дон, дили-дон» (треугольник) и «Ку-ку» (голос).
Заключительный раздел пособия -Музыкальный глобус, позволяет сформировать у детей первоначальные представления о многообразии музыкальных традиций и музыкальных культур народов мира, о мировых шедеврах классической музыки, о национальной специфике и самобытности музыки разных стран и континентов. Предлагаемый наглядный материал познакомит детей с образами музыкантов и музыкальных инструментов разных стран и народов, а также с народными песенными традициями. «Маршрут» музыкального путешествия начинается с России, затем продолжается в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Упражнения и игры
1.Вокальные упражнения и игры со звуками
«А-у!». Дети парами повторяют друг за другом интервалы, стараясь точно интонировать их.
«В лесу».Звукоподражательные импровизации на звук «А» и слова, начинающиеся с буквы «А». Например, музыкальный руководитель просит детей представить, что они пошли в лес вместе со своей собачкой («Ав-ав!»). Тропинка привела их на красивую лесную поляну («Ах, ах, ах!»). Вдруг у них из-под ног вспорхнула птичка («Ай!»). Кто-то заблудился в лесу и поет: «А-у!» (педагог делит ребят на две группы, сначала одна группа поет «А-у!» - кварта вверх, им отвечает другая группа – «А-у!»,кварта вниз). Наконец, все «нашли друг друга» и вместе весело поют: «А-а-а» (восходящее и нисходящее мажорное трезвучие, исполняемое хором и разными группами – «ансамблями» детей).
«Веселый старичок». Выразительное чтение нараспев стихотворения Д. Хармса «Весёлый старичок»:
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»
Можно дополнить чтение «звуковым сопровождением» с использованием разных предметов и музыкальных инструментов.
«Ветер воет». Дети своими голосами изображают завывание ветра: «Ввветер вввоет: ввввв, ввввв!» (на занятии по теме «Звук В»).
«Ворона». Дети поют резкие, отрывистые звуки «Кар-кар» на выдохе.
«Гуси». Музыкальный руководитель поёт на одной ноте фразу «Гуси-гуси!», дети должны ответить на той же ноте «Га-га-га!» (упражнение повторяется по звукам звукоряда).
«Доктор Айболит». Дети жалобно, нараспев, с разными интонациями повторяют вслед за педагогом разные мелодические рисунки на слово «Ай!» (на занятии по теме «Буква «А») и слова «Ой!» и «Ох!» (на занятии по теме «Буква О»).
«Дятел». Дети вслед за музыкальным руководителем или одним из детей поют на одной ноте слова «Тук-тук», исполняя разные ритмические рисунки. Другой вариант упражнения – на слова «Тук-тук» дети сочиняют свои ритмические рисунки и поют под аккомпанемент деревянных ложек.
«Едем». Дети поют на одной ноте:«Едем, едем, не спешим». Потом «поднимаются» по звукам звукоряда. Так же можно «двигаться» по звукам звукоряда вниз.
«Жук». Дети поют звук «Жжж….» сначала на одной ноте, затем глиссандо вверх (жук взлетает) и вниз (жук приземляется).
«Звоны». Дети имитируют звон колокольчика и колокола, меняя высоту голоса и темп пения.
- Колокольчик:
Тили-тили,тили-тили……..
Динь-динь, динь-динь……….
-Колокол:
Дон-дон, дон-дон.
Бом-бом, бом-бом.
«Звук И». Пение звука «И» по трем восходящим, а потом нисходящим звукам звукоряда (в пределах терции), повторение упражнения со следующей ступени звукоряда и т.д.
«Звуковые волны». Пение волнообразного мелодического рисунка с закрытым ртом или на разные гласные звуки.
«Комар». Дети поют звук «Зззз……» в высокой тесситуре сначала на одной ноте, а затем звучание «колеблется» в пределах малой секунды.
«Кукушка». Дети поют «Ку-ку» (большая терция вниз), повторяя друг за другом высоту звуков.
«Ля-ля-ля». Дети по три раза весело, игриво поют «Ля-ля-ля» на одной ноте, Затем повторяют на следующей ступени звукоряда и т.д. (вверх и вниз по звукам звукоряда). Так же выполняются упражнения на слоги «Ля, ле, ли, ле, лю»и «Ма, мэ, ми, мо, му».
«Лягушка» Дети поют «Ква-ква-ква-ква» (чистая кварта вверх), повторяя друг за другом высоту звуков.
«Петушок». Дети поют «Ку-ка-ре-ку» (громко, на одной высокой ноте, в унисон ).
«Милая мама моя». Первый вариант: повторение мелодических рисунков, исполненных музыкальным руководителем на слова «Милая мама моя». Второй вариант: мелодические импровизации детей на эти же слова.
«Мотор самолёта». Дети поют раскатистый звук «Рррр……» глиссандо вверх и вниз.
«Полёт звука». Хоровое пение лёгким, «полётным», звуком восходящих и нисходящих мелодических рисунков на звуки «А» и «И».
«Хохотушки». Весёлое пение слогов «Ха-ха-ха» в мажоре, по нотам звукоряда в пределах терции вверх и вниз, стаккато.
«Весёлая Баба-Яга». Дети поют стаккато слово «Я - а - а - а - га!» , каждый звук которого «спускается» с пятой до первой ступени гаммы до мажор.
2.Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик».Надувание воображаемого шарика, сопровождаемое звуком «Фффф» (на занятии по теме «Буква Ф). Изображение сдувающегося воздушного шарика: шарик начинает сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук «Сссс» (на занятии по теме «Буква С)
«Гармошка». Спина прямая, делается вдох. На вдохе рёбра (гармошка) расходятся в стороны. На выдохе «гармошка» не спешит вернуться на место. Музыкальный руководитель показывает детям для наглядности детскую гармошку.
«Дудочка». Дети в парах соревнуются, чья дудочка продудит дольше на одном дыхании
«Раз, два, три…». Дети должны встать ровно (можно прислониться к стене, так, чтобы её касались и плечи, и пятки). Руки кладут на рёбра, набирают побольше воздуха и считают вслух, пока не воздух не кончится. Считать надо негромко и так, чтобы голос был направлен не наружу, а «внутрь». Вдыхать надо через рот и через нос одновременно, так, чтобы воздух дошел до пояса.
«Филин». Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: «У-у-х». Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются в конце выдоха.
3. Упражнения на развитие дикции.
Скороговорки для развития певческой дикции
- На дворе трава, на траве дрова;
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски;
- На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки…
4.Музыкальные игры
«Баба Яга». По считалке выбирается Баба - Яга. Затем на земле рисуют круг. Баба - Яга берёт в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг и поют дразнилку «Баба - Яга». Тот, кого Баба - Яга заденет помелом, становится на её место.
«Горелки». Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик. Ему поют песню «Гори, гори, ясно!». После последних слов, произносимых речитативом, игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны. Горельщик опять водит, и игра повторяется. Если горельщик поймает одного из бегущих, он встаёт с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, водит.
«Живое пианино». Несколько детей «превращаются» в клавиши фортепьяно. Каждый запоминает одну из семи нот гаммы до-мажор, а потом по знаку музыкального руководителя поёт её под аккомпанемент.
«Живые нотки». На доске цветными мелками музыкальный руководитель записывает гамму до-мажор (семь нот). Участвующие в игре запоминают свою ноту (цвет) и по знаку педагога поют ее под аккомпанемент.
«Звук Р». Звук распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией, одновременно дети руками изображают, как их с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову, и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р. Можно также изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет.
«Каравай». Дети поют русскую народную песню «Каравай» и водят хоровод вокруг «именинника», показывая руками высоту и ширину каравая. После слов «Кого хочешь, выбирай!» «именинник» выбирает себе замену из участников хоровода. Игра повторяется.
«Карусель». Движение детей под музыку рядом со стоящими по кругу стульями. При внезапной остановке музыки надо успеть занять свободное место.
«Костёр». Музыкальный руководитель кладёт на пол кусок жёлтой или красной ткани. Дети под музыку (например, удары бубна или барабана) прыгают через «костёр», так чтобы не задеть «пламя».
«Качели». Дети приседают на низкий звук и поднимаются вместе с высоким. Эту игру можно проводить в парах.
«Музыкальные бусы». Ноты – до, ре, ми - записываются во всю длину нотной строки в произвольном порядке (головками без штилей) с одним условием: возможен шаг только на соседний звук вверх или вниз либо повторение предыдущего. Такая запись зрительно напоминает бусы. Частая повторяемость в ней всего трёх нот (можно и двух) позволяет детям научиться её быстро читать. Вариантов записи подобных «бус» множество.
«С Золушкой на балу». Дети танцуют под музыку, представляя себя во дворце. Желательно, чтобы движения были мягкими, плавными и ритмичными. Услышав на фоне музыки бой часов (звук колокольчика, барабана и т. п.), все разбегаются, прячутся и, замерев, ждут сигнала, что можно продолжить танец. (Ситуация повторяется трижды, как в сказке). Расслабление сидя.
«Сапоги-скороходы». Под мелодию русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я», исполняемую в быстром темпе, дети бегут, не сходя с места; при резкой смене темпа медленно, вразвалочку, бредут – также оставаясь на месте.
«Угадай, чем шуршу». Музыкальный руководитель просит детей по очереди отвернуться и угадать, с помощью каких предметов возникают разные шумовые (шуршащие) звуки.
«Филин и зайцы». Один из детей исполняет роль филина, остальные – роли зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют под музыку. Как только раздается уханье «филина», они замирают на месте и всячески выражают испуг: приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, съёживаются. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, снимая страх и напряжение.