Файл: Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Программа и пособия для дошкольников Музыкальный мир (на основе народной культуры).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
Тематические блоки Блок «Музыкальный мир природы»
Примерный материал для занятий2
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Блок «Музыкальный мир родного дома»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок « Музыкальный мир родного города (села)»
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Музыкально-логопедические упражнения
Блок «Музыкальный мир разных стран»
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Раздел второй. Музыкальные находки
Примерный материал для занятий
Музыкально-пластические импровизации
Ёлочка. Муз. М. Красева, сл. З. Александровой
Что такое Новый год? Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
Примерный материал для занятий Слушание музыки
Утренняя молитва. (Из «Детского альбома».) Муз. П. Чайковского
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
Движения под музыку, музыкально-пластические импровизации
Условия успешной реализации программы
Раздел первый. Музыкальные маршруты ( 3-5 лет)
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 2. Музыка осени: листья шелестят и танцуют
Тема 3.Музыка осени: грустный дождик
Тема 4. У кого какой голос: в птичьем царстве-государстве
Тема 4. У кого какой голос? На птичьем дворе
Тема 5. У кого какой голос? в лесном царстве животных
Тема 7. У кого какой голос? в мире домашних животных
Тема 8. В гостях у красавицы Зимы
Тема 9. В гостях у красавицы Весны
Тема 10. В гостях у красавицы Лето.
Тема 3. Наши музыкальные инструменты
Тема 3. Музыкальные игры и игрушки
Тема 4. Праздники на улицах и площадях
Тема 1. Во что играют дети на всей планете?
Тема 6. Где хотим мы побывать?
Тема 1. О чём и о ком рассказывают музыкальные сказки?
Тема 2. Музыка и русские народные сказки
Тема 3. Музыка и сказки а.С. Пушкина
Раздел второй. Музыкальные находки
Дополнительно – ансамбль: барабан, гитара, скрипка (по иллюстрации к сказке «Три поросёнка»).
Тема 1. В гостях у красавицы Зимы
Тема 1. День защитников Отечества
Тема 1. В гостях у красавицы Весны
Тема 2. Музыкальные подарки для мамы и бабушки
Реченька. Муз. В. Костенко, сл. В. Болдыревой
Тема 1. Музыка и труд на родной земле
По малину в сад пойдём. Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной
Тема 1. В гостях у красавицы Осени
Тема 1. Здравствуй, гостья Зима!
Тема 2. Музыкальные путешествия по соседним странам
Веснянка .Украинская народная песня. Обр. Н. Метлова. Пер. С украинского н. Френкель
Птичка. Украинская народная песня. Обр. П. Чайковского
ББакланова т.И., Новикова г.П. «Музыкальный мир».
Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления
детей дошкольного возраста
М.,Вентана-Граф, 2011
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в условиях интегрированного образовательного пространства дошкольного учреждения и представляет собой часть целостной, преемственной, интегрированной модели образования «Тропинки». При разработке данной программы были учтены:
● лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания (в том числе - отражённые в трудах Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Э.П.Костиной, О.П. Радыновой, и др.);
● методические материалы в помощь художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества (в частности, работы Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В. Ершовой и др.);
● результаты исследований в области музыкальной психологии, музыкальной терапии, фольклорной терапии и сказкотерапии (авторы Р. Блаво, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д. Назарова, М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин, А.В.Торопова и др.).
При разработке программы учтены хорошо зарекомендовавшие себя среди учёных и практиков концепции, модели и программы развития дошкольника. Среди них – «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, а также созданные под научным руководством Т.И. Баклановой педагогическими коллективами экспериментальных площадок Москвы модели и интегрированные программы этнохудожественного воспитания и развития детей: «Сказочная страна» (образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» №1664); «Кто на свете всех милее?» (образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» №1667), «Рябинушка» (дошкольное учреждение № 1851), «Русский мир» (дошкольное учреждение № 1823).
Необходимо подчеркнуть, что работа педагогов по данной программе предполагает их самостоятельность и творческий подход. Авторы программы намеренно отказались от «педагогических трафареток» (В. Розанов) в виде единообразных поурочных планов и репертуарных списков, до настоящего времени, к сожалению, широко распространённых в сложившейся практике. Предлагаемый подход к дошкольному музыкальному образованию может быть применён каждым педагогом на основе его собственных учебно-методических разработок и авторских программ, в которых конкретизируются, с учётом специфики того или иного дошкольного учреждения и его локальной социокультурной среды, сформулированные в нашей программе основные идеи, цели, задачи, содержание, формы и методы музыкально-образовательного процесса1.
Концептуальные основы программы
В основу программы «Музыкальный мир» положена разработанная Т.И. Баклановой идея поликонтекстного подхода к проектированию музыкально-образовательных систем. Суть идеи состоит в том, что современные модели музыкального образования необходимо проектировать в многомерной системе контекстов.
Программа «Музыкальный мир» разработаны одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих художественно-эстетической культуры личности.
Аксиологический (ценностный) контекст программы является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст призван способствовать вытеснению из сознания ребенка с помощью музыкального искусства антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной художественной культуры.
Не случайно содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. Во включенных в программу музыкальных произведениях воплощены традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, милосердие, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.
Психолого-педагогический контекст программы ориентирует музыкального руководителя (своместно с психологом дошкольного учреждения) на психолого-педагогическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявление и корректировку его эмоциональных реакций на музыку, определение психолого-педагогической эффективности музыкальных занятий.
Семантический контекст программы заключаюется в акцентировании внимания музыкального руководителя на значениях и смыслах музыкальных произведений. В основу моделирования семантического пространства программы «Музыкальный мир» была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке ; предметы и предметный мир в музыке.
Культурно-исторический контекст программы позволяет музыкальному руководителю формировать у детей первоначальные общие представления о взаимосвязи музыкального искусства с историей культуры и различными историческими событиями.
Этнокультурный контекст программы обеспечивает первоначальное знакомство детей с традиционными игровыми, празднично-обрядовыми и семейно-бытовыми формами музыкальной жизни русского и других народов России.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у дошкольников первоначальных представлений о взаимосвязи музыки с природой, об отраженных в музыкальном искусстве образах различных времен года и природных стихий.
Информациологический контекст программы предполагает формирование у детей на музыкальных занятиях первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном информационном пространстве.
Арт-терапевтический контекст программы дает музыкальному руководителю возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, использовать в работе с детьми целительные возможности музыки (при условии его психолого-педагогической компетентности в этой сфере).
Следует подчеркнуть, что в программу включены только те арт-терапевтические задания, которые адаптированы специалистами для работы с обычными детьми дошкольного возраста.
Цель и задачи программы
Главная цель программы «Музыкальный мир» – формирование средствами музыкального искусства музыкальную культуру дошкольников как часть общей культуры личности.
В соответствии с данной целью выдвинуты общие и специальные задачи музыкального образования в дошкольных учреждениях.
Общие задачи:
формировать у детей средствами музыки первоначальные образные, эмоционально окрашенные представления об окружающем мире (в том числе о таких его измерениях, как пространство и время, движение и энергия), о мире природы, людей и вещей;
воспитывать на основе целенаправленного отбора музыкальных произведений для восприятия и исполнения такие важнейшие духовно-нравственные качества, как доброта, честность, милосердие, сострадание, смелость, щедрость, трудолюбие, любовь к Родине, к родной природе, к своим родителям, родному дому;
выявлять и развивать у детей творческие способности и одарённость;
развивать природную интуицию детей;
развивать речь, вести подготовку к чтению и письму в процессе освоения языка и художественно-образного содержания искусства;
формировать и развивать познавательные и художественно-эстетические потребности, интересы, вкусы, ценностные ориентации;
развивать физические и психические качества, в том числе внимание, воображение, мышление, память, сенсорные способности, мелкую моторику, координацию движений;
обеспечивать в процессе музыкальной деятельности различных видов психофизическое оздоровление, психологическую коррекцию и адаптацию детей;
формировать у детей в процессе музыкальной деятельности качества самоактуализирующейся личности (А. Маслоу), способствовать освоению ими первоначальных способов самопознания, самооценки, саморегуляции и творческой самореализации в искусстве и в жизни.
Специальные задачи:
формировать у дошкольников первоначальные представления о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь, неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;
способствовать освоению детьми доступных им средств и способоввхождения в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощённых в ней образов, духовно-нравственных ценностей и идеалов;
формировать и развивать музыкальные способностидетей, в том числе музыкально-образные представления и ассоциации, музыкальный слух, певческий голос, эмоциональную отзывчивость на музыку;
знакомить с шедеврами музыкального искусства, доступными для восприятия и / или исполнения детям дошкольного возраста;
формировать музыкальные интересы, потребности, вкусы, мотивы самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства.
Структура программы
Программа состоит из двух разделов, в каждом из которых – несколько тематических блоков.
Раздел первый. «Музыкальные маршруты»
(для детей 3-5 лет)
Тематические блоки раздела:
Музыкальный мир природы.
Музыкальный мир родного дома.
Музыкальный мир родного города (села).
Музыкальный мир разных стран.
Сказочный музыкальный мир.
Раздел второй. «Музыкальные находки»
(для детей 5-7 лет)
Тематические блоки раздела:
Музыкальная азбука.
Музыкальный календарь.
Музыкальные часы.
Музыкальный глобус.
Содержание каждого из тематических блоков включает все основные виды музыкальной деятельности дошкольников на музыкальных занятиях: слушание музыки, пение, элементарное музицирование, беседы о музыке, музыкально-игровую и музыкально-пластическую деятельность, музыкальную драматизацию.