ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Экон. Т.
Теория потреб. Повед.
Глава 5. Теория потребительского поведения
8 данной главе мы продолжим изучение теории спроса: построим экономическую модель потребительского поведения, которая объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют спрос на товары и услуги.
Потребительское поведение объясняется как с помощью теории предельной полезности, так и на основе теории потребительского выбора. Однако, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой, что мы и сделаем в конце данной главы. При рассмотрении поведения потребителя на рынке предполагается, что потребитель.*— человек разумный, он пытается так распределить свой денежный доход, чтобы получить максимум совокупной полезности. Мы предполагаем также, что потребитель ведет себя рационально, и он хотя бы примерно представляет себе, какое именно удовольствие он получает от каждой последующей единицы потребляемого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетное ограничение, поэтому ему приходится формировать такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его материальным возможностям и в то же время приносила максимум совокупной полезности. Сначала рассмотрим поведение потребителя на рынке с точки зрения теории предельной полезности, а затем — исходя из положений теории потребительского выбора.
Глава 5. Теория потребительского поведения
77
5.1. Теория предельной полезности
ПОНЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ » И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Полезность
потребительским предпочтением
Концепция предельной полезности возникла в 40—50-х гг. XIX в., однако широкое распространение
------------------------------------------ получила лишь в 70-х гг. после
опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и других экономистов. Используя концепции полезности и предельной полезности, можно описать потребительские предпочтения. — это степень удовольствия, полученного потребителем от потребления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар У) называется.
В конце XIX в. представители австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель полезности, или измеритель счастья. Ученые с самого начала ввели в свой анализ слово «маржинализм» — использование предельных величин. В данном случае речь идет о предельной полезности.
Предельная полезность (мы ее будем обозначать MU — от англ. marginal utility) — это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Так как предельная полезность — это приращение общей полезности, то она (предельная полезность) является производной от функции полезности. Экономисты считали, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полезность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда имеется «предельный экземпляр» (конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность. Е. Бем-Баверк иллюстрировал это на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу». Он предполагал, что у поселенца есть пять мешков зерна, из которых первый — для того, чтобы не умереть от голода; второй — для улучшения питания;-третий — для откорма домашней птицы; четвертый — для приготовления спиртных напитков; пятый — для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать. По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий — меньшую, чем второй и т. д. Полезность пятого мешка — это предельная полезность. Отсюда делался вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра.
78
Раздел II. Микроэкономика
Со временем теория предельной полезности претерпела значительные изменения: в ней выделяются кардиналисты (Дж. Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П. Самуэльсон). По теории кардина-листов полезность можно количественно измерить, т. е. потребитель способен определить, сколько именно добавочной полезности он получает при потреблении дополнительной единицы товара X или товара Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности — ютиль, что позволяет перевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Ординалисты же отрицают возможность количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. По мнению П. Самуэльсо-на, полезность — это абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта, и измерить ее невозможно. Мы будем использовать теорию предельной полезности в микроэкономическом анализе, заранее определив ее границы: нельзя эмпирически вычислить функцию полезности/(и). Она носит индексный характер (1,2,3,4,5...). Важно лишь то, что большая полезность имеет большую величину, чем меньшая. Но насколько большую, этого никто сказать не может.
На примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит... «мы видим, что австрийские ученые говорили о снижении предельной по-
ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
лезности, т. е. о насыщении. Ф. Визер подчеркивал, что убывание полезности распространяется на все жизненные процессы: от голода до любви.
Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том, что, начиная с определенного момента, предельная полезность снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия этого закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результате происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т. е. спрос сокращается, цены снижаются, и происходит отвлечение ресурсов на производство других товаров, предельная полезность которых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается 'его предельная полезность и т. д.
Глава 5. Теория потребительского поведения
79
Чем больше товара потребляет потребитель, тем большую совокупную полезность он получает. Совокупная (общая) полезность
( U) определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит отрицательную предельную полезность, то совокупная полезность будет уменьшаться.
Закон убывающей предельной полезности может быть представлен следующим примером (табл. 5.1).
Таблица 5.1 Предельная и совокупная полезность от потребления яблок
-
Количество потребляемого товара (шт.)
Предельная полезность (MU)
Совокупная
полезность (U)
0
-
0
1
4
4
2 .
3
7
3
2
9
4
1
10
5
0
10
6
-з
7
В табл. 5.1 показан прирост общей полезности, получаемой от потребления каждого дополнительного яблока (предельная полезность), и совокупная (общая) полезность, получаемая от потребления яблок. Мы видим, что при положительной предельной полезности общая полезность растет, но замедляющимся темпом (к совокупной величине добавляется все уменьшающаяся величина дополнительной полезности). При отрицательной предельной полезности общая полезность снижается, так как к совокупной величине добавляется отрицательная величина: при потреблении шестого яблока совокупная полезность снижается с 10 до 7.
Закон убывающей предельной полезности можно проиллюстрировать и с помощью графика: по оси абсцисс откладываем количество потребляемого блага (количество яблок), а по оси ординат — полезность единицы этого блага. Тогда график зависимости полезности каждого яблока от их общего количества будет иметь следующий вид (рис. 5.1). Иногда кривая предельной полезности (MU) может сначала идти вверх (когда, например, разыгрывается аппетит, т. е. второй кусочек яблока приносит большее удовольствие, чем первый), а
Здесь необходимо обратить внимание на взаимосвязь графиков предельной и совокупной полезности (см. рис. 5.1 и 5.2). Когда объем потребляемых яблок равен 0, совокупная и предельная полезность также равны 0. Совокупная полезность возрастает при таком потреблении яблок, когда предельная полезность положительна (функция возрастает на том участке, где ее производная больше 0, т. е. MU> 0). Общая полезность достигает максимума в точке А, где предельная полезность равна 0 (функция максимальна в той точке, где ее производная равна 0, f. e. MU - 0). Совокупная полезность начинает убы-
вать при таком потреблении, когда предельная полезность отрицательна (функция убывает на том участке, где ее производная меньше 0, т. е. MU < 0). Кривая предельной полезности идет вниз, а кривая совокупной полезности является выпуклой вверх, поскольку согласно закону убывающей предельной полезности общая полезность увеличивается все более медленными темпами.
Теперь, зная закон убывающей предельной полезности, мы можем объяснить нисходящий характер кривой спроса: так как каждая последующая единица блага обладает все меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии, что цена падает. С другой стороны, убывающая предельная полезность заставляет производителя снижать цену в целях стимулирования спроса на свою продукцию.
ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ
Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Возни-