Файл: Камаев Теор. потреб. повед..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

Экон. Т.

Теория потреб. Повед.

Глава 5. Теория потребительского поведения

8 данной главе мы продолжим изучение теории спроса: построим эко­номическую модель потребительского поведения, которая объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют спрос на товары и услуги.

Потребительское поведение объясняется как с помощью теории предель­ной полезности, так и на основе теории потребительского выбора. Одна­ко, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинако­вым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой, что мы и сделаем в конце дан­ной главы. При рассмотрении поведения потребителя на рынке предпо­лагается, что потребитель.*— человек разумный, он пытается так распре­делить свой денежный доход, чтобы получить максимум совокупной по­лезности. Мы предполагаем также, что потребитель ведет себя рационально, и он хотя бы примерно представляет себе, какое именно удовольствие он получает от каждой последующей единицы потребляе­мого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетное ограничение, поэтому ему приходится формировать такую потребитель­скую корзину, которая бы соответствовала его материальным возмож­ностям и в то же время приносила максимум совокупной полезности. Сначала рассмотрим поведение потребителя на рынке с точки зрения теории предельной полезности, а затем — исходя из положений теории потребительского выбора.

Глава 5. Теория потребительского поведения

77

5.1. Теория предельной полезности

ПОНЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ » И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Полез­ность

потребительским предпочтением

Концепция предельной полезнос­ти возникла в 40—50-х гг. XIX в., однако широкое распространение

------------------------------------------ получила лишь в 70-х гг. после

опубликования трудов У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса и дру­гих экономистов. Используя концепции полезности и предельной по­лезности, можно описать потребительские предпочтения. это степень удовольствия, полученного потребителем от по­требления какого-то блага. Оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров (например, товар X лучше, чем товар У) называется.


В конце XIX в. представители австрийской школы маржинализма (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) полагали, что для каждого человека существует определенный количественный измеритель по­лезности, или измеритель счастья. Ученые с самого начала ввели в свой анализ слово «маржинализм» — использование предельных ве­личин. В данном случае речь идет о предельной полезности.

Предель­ная полезность (мы ее будем обозначать MU — от англ. marginal utility) — это дополнительная полезность, полученная от потребле­ния последующей единицы данного блага по сравнению с предыду­щей. Так как предельная полезность — это приращение общей полез­ности, то она (предельная полезность) является производной от фун­кции полезности. Экономисты считали, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, имеет меньшую полез­ность, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага всегда име­ется «предельный экземпляр» (конечный), который меньше всего удовлетворяет конкретную потребность. Е. Бем-Баверк иллюстриро­вал это на примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит в первобытном лесу». Он предполагал, что у поселенца есть пять меш­ков зерна, из которых первый — для того, чтобы не умереть от голо­да; второй — для улучшения питания;-третий — для откорма домаш­ней птицы; четвертый — для приготовления спиртных напитков; пя­тый — для кормления попугая, болтовню которого приятно слушать. По этой теории второй мешок зерна имеет меньшую полезность, чем первый, третий — меньшую, чем второй и т. д. Полезность пятого меш­ка — это предельная полезность. Отсюда делался вывод, что стоимость данного блага определяется полезностью предельного экземпляра.

78


Раздел II. Микроэкономика

Со временем теория предельной полезности претерпела значи­тельные изменения: в ней выделяются кардиналисты (Дж. Нейман) и ординалисты (Парето, Хикс, П. Самуэльсон). По теории кардина-листов полезность можно количественно измерить, т. е. потребитель способен определить, сколько именно добавочной полезности он по­лучает при потреблении дополнительной единицы товара X или то­вара Y. При этом экономисты используют вымышленную единицу измерения полезности — ютиль, что позволяет перевести рассужде­ния о поведении потребителя в количественную плоскость. Ордина­листы же отрицают возможность количественного измерения абсо­лютных величин предельной полезности. По мнению П. Самуэльсо-на, полезность — это абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта, и измерить ее невоз­можно. Мы будем использовать теорию предельной полезности в микроэкономическом анализе, заранее определив ее границы: нельзя эмпирически вычислить функцию полезности/(и). Она носит индекс­ный характер (1,2,3,4,5...). Важно лишь то, что большая полезность имеет большую величину, чем меньшая. Но насколько большую, этого никто сказать не может.

На примере «поселенца, избушка которого одиноко стоит... «мы ви­дим, что австрийские ученые гово­рили о снижении предельной по-

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

лезности, т. е. о насыщении. Ф. Визер подчеркивал, что убывание полезности распространяется на все жизненные процессы: от го­лода до любви.

Сущность закона убывающей предельной полезности состоит в том, что, начиная с определенного момента, предельная полезность снижается по мере увеличения массы потребляемого товара. Каков же механизм действия этого закона? Если хотя бы один из товаров по сравнению с другими имеет более высокую предельную полезность, то его потребление, спрос увеличиваются и цены растут. В результа­те происходит отвлечение ресурсов к данному товару от производ­ства других товаров, предельная полезность которых ниже. Данного товара становится много, его предельная полезность снижается, т. е. спрос сокращается, цены снижаются, и происходит отвлечение ре­сурсов на производство других товаров, предельная полезность ко­торых выше. В конечном итоге данного товара становится мало и опять повышается 'его предельная полезность и т. д.


Глава 5. Теория потребительского поведения

79

Чем больше товара потребляет потребитель, тем большую сово­купную полезность он получает. Совокупная (общая) полезность

( U) определяется путем суммирования показателей предельной по­лезности. Если потребитель получит отрицательную предельную по­лезность, то совокупная полезность будет уменьшаться.

Закон убывающей предельной полезности может быть представ­лен следующим примером (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Предельная и совокупная полезность от потребления яблок

Количество потребляемого товара (шт.)

Предельная полезность (MU)

Совокупная

полезность (U)

0

-

0

1

4

4

2 .

3

7

3

2

9

4

1

10

5

0

10

6

7

В табл. 5.1 показан прирост общей полезности, получаемой от по­требления каждого дополнительного яблока (предельная полезность), и совокупная (общая) полезность, получаемая от потребления яблок. Мы видим, что при положительной предельной полезности общая по­лезность растет, но замедляющимся темпом (к совокупной величине добавляется все уменьшающаяся величина дополнительной полез­ности). При отрицательной предельной полезности общая полезность снижается, так как к совокупной величине добавляется отрицатель­ная величина: при потреблении шестого яблока совокупная полез­ность снижается с 10 до 7.


Закон убывающей предельной полезности можно проиллюстри­ровать и с помощью графика: по оси абсцисс откладываем количе­ство потребляемого блага (количество яблок), а по оси ординат — по­лезность единицы этого блага. Тогда график зависимости полезнос­ти каждого яблока от их общего количества будет иметь следующий вид (рис. 5.1). Иногда кривая предельной полезности (MU) может сначала идти вверх (когда, например, разыгрывается аппетит, т. е. вто­рой кусочек яблока приносит большее удовольствие, чем первый), а

затем — вниз. Если кривая предельной полезности опустится ниже оси абсцисс, то это означает, что очередное яблоко принесло потре­бителю отрицательную полезность.

Здесь необходимо обратить внимание на взаимосвязь графиков предельной и совокупной полезности (см. рис. 5.1 и 5.2). Когда объем потребляемых яблок равен 0, совокупная и предельная полезность также равны 0. Совокупная полезность возрастает при таком потреб­лении яблок, когда предельная полезность положительна (функция возрастает на том участке, где ее производная больше 0, т. е. MU> 0). Общая полезность достигает максимума в точке А, где предельная полезность равна 0 (функция максимальна в той точке, где ее произ­водная равна 0, f. e. MU - 0). Совокупная полезность начинает убы-

вать при таком потреблении, когда предельная полезность отрица­тельна (функция убывает на том участке, где ее производная меньше 0, т. е. MU < 0). Кривая предельной полезности идет вниз, а кривая совокупной полезности является выпуклой вверх, поскольку соглас­но закону убывающей предельной полезности общая полезность уве­личивается все более медленными темпами.

Теперь, зная закон убывающей предельной полезности, мы мо­жем объяснить нисходящий характер кривой спроса: так как каждая последующая единица блага обладает все меньшей предельной по­лезностью, то потребитель станет покупать дополнительные едини­цы блага лишь при условии, что цена падает. С другой стороны, убы­вающая предельная полезность заставляет производителя снижать цену в целях стимулирования спроса на свою продукцию.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ

Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Возни-