ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
кает вопрос, на какое количество товаров X и У должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизировать свою полезность? Предположим, что вначале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем товара У. Тогда он начнет увеличивать потребление товара X и сокращать потребление товара У. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара X его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У— увеличиваться. В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров X и У. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приобрести дополнительное количество товара X, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара У. Создается идеальное положение, когда человеку не выгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т. е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена. В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров Хи У.
Таким образом, правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребительтак должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны, быть истрачены полностью:
Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль. Так, если предельная полезность от потребления второго яблока равна трем (см. табл. 5.1), то при цене единицы товара 10 руб. предельная полезность на 1 затраченный рубль равна 0,3. При рассмотрении максимизации благ для потребителя мы не можем сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. Например, нельзя сравнить предельную полезность первой машины и •первой кофеварки. Однако же предельные полезности в расчете на 1 рубль сравнить можно. Что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы снова сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:
После того, как цена товара X уменьшилась, каждый рубль, затраченный на приобретение товара X, стал приносить большую предельную полезность, чем рубль, затраченный на товар У:
2. В случае снижения цены товара X реальный доход потребителя увеличивается. Реальный доход — это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т. е. выраженный в деньгах. Общая сумма благ увеличится за счет дополнительного приобретения товаров X и У. Максимизация полезности будет уже при другом наборе товаров X и У, когда деньги (доход) будут истрачены полностью.
С проблемой выбора, какие товары следует купить на свой ограниченный доход, а от каких товаров следует отказаться, потребитель сталкивается всякий раз, когда формирует свою потребительскую корзину. Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет бюджетному ограничению и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.
--------------------------
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
Теория предельной полезности позволяет понять, как возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек. Потребительский излишек представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому от покупки первых он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов заплатить 150 руб. за 1 кг говядины, но платит НО руб. Сэкономленные 40 руб. представляют его потребительский излишек. Если слои жить потребительские излишки всех покупателей, то получим совокупный потребительский излишек.
Концепция потребительского излишка применяется для определения выгоды, получаемой людьми при покупке товаров, выраженной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение потребительского излишка является приближенным показателем, он оказывается очень полезным для практических целей.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И ПАРАДОКС
СТОИМОСТИ ВОДЫ И БРИЛЛИАНТОВ
Долгое время многих людей волновал вопрос: чем определяется цена товара? Ко второй половине
XVIII в. сформировалось два альтернативных ответа на данный вопрос. Первый заключался в том, что цена товара определяется количеством вложенного в него труда (трудовая теория стоимости), а второй — цена товара определяется его полезностью для потребителя. Согласно второй концепции товар, который нужен всем, будет стоить 84
Раздел II. Микроэкономика
дорого, а тот, который не нужен никому, не будет стоить ничего. А. С-мит сформулировал убийственный аргумент против этой концепции, получивший в истории экономической мысли название «парадокс: вода и бриллианты». Он спрашивал, почему вода, которая столь необходима для жизни человека, имеет такую низкую цену, в то время как на бриллианты, которые могут быть совершенно не нужны, цена столь высока? Потому, — отвечал А. Смит, — что для огранки бриллиантов необходимо большое количество труда, а добыча воды практически ничего не стоит. Теперь, зная теорию предельной полезности, можно добавить: еще один стакан воды дает гораздо меньше дополнительной полезности человеку, чем еще один бриллиант, поэтому люди в большинстве случаев готовы платить больше за дополнительный бриллиант, чем за дополнительный объем воды. Однако умирающий от жажды человек в пустыне с готовностью отдаст все свои бриллианты за стакан воды. В этих условиях предельная полезность воды будет намного больше, чем предельная полезность бриллиантов. Таким образом, совокупная полезность воды не определяет спрос на нее. Потребители будут покупать товар до тех пор, пока отношение его предельной полезности к цене равно этому отношению для всех остальных благ. Теперь становится ясно, почему большое количество воды стоит дешево, несмотря на ее огромную полезность.
-
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ В ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ
В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии заработать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует 300, 400, 600 руб. и более, которые мог бы заработать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров: знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать не просто рыночную цену, а рыночную цену плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление. Например, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билета в театр — 500 руб. Если предположить, что пре-
Глава 5. Теория потребительского поведения
85
дельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч, а в театр — 2 ч. Тогда, при ценности времени для потребителя 300 руб. в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + + 300 ■ 4 = 1500 руб., а посещения театра — 500 + 300 ■ 2 = 1100 руб., т. е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «полной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол.
Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдаемые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработающий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень получаемого дохода.