ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
5.2. Теория потребительского выбора
Мы уже знаем, что теория потребительского выбора (ординалист-ская теория) отрицает возможность количественного измерения полезности. Ординалисты (в отличие от кардиналистов) предъявляют к потребителю менее строгие требования: надо только определить, дает ли комбинация товаров X и Y большую, меньшую или такую же величину полезности по сравнению с любой другой комбинацией этих товаров. И эту теорию они применяют для объяснения схемы, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между необходимыми для них товарами.
----------------------------------------------------
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА
Итак, задается функция полезности U = f (Qx Qy, Qz где Q - количество товаров X, Y, Z ..., потребляемое потребителем. Мы (как и ординалисты) будем рассматривать функцию полезности для двух товаров: U = / (Q,., 0„)> полагая, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откладывать одно благо, а на другой — все остальные). Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U = / (Q, О) —> max, т. е. найти оптимальную комбинацию двух товаров (X и У), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом — задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями.
В начале главы мы сделали некоторые предпосылки, необходимые для анализа теории потребительского поведения в целом. При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается также, что:
1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он способен расставлять по порядку альтернативные наборы товаров либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и У, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно отдать предпочтение набору Л, а купить набор В, так как его цена ниже.
2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, составленный из двух товаров X и Y, предпочитает набору В, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочтителен нежеле набор С. Эта предпосылка очень важна, так как существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голосов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс голосования. Например, проблемы национальной обороны важнее строительства туннеля, строительство туннеля предпочтительнее возведения плотины, а в результате, когда сравнивается важность проблемы национальной обороны и возведения плотины, последняя оказывается предпочтительнее первой (подробнее см. гл. 11).
3. Большее количество товара потребитель предпочитает меньшему, так как потребитель — человек рациональный (при этом предполагается, что потребляемые товары — не антиблага, т. е. они не вредят здоровью потребителя).
Все эти предпосылки образуют основу модели потребительского выбора.
--------------------------------------
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. Например, товар X покупается по цене Рx , а товар У — по цене Рy. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:
Мы видим, что зависимость здесь линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/P , а угловой коэффициент (PJP) отрицательный и равен отношению цены товара X к цене товара У. Расположение линии бюджетного ограничения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:
а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов товаров, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо (рис. 5.3). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;
б) снижение цен товаров X и У сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;
в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X. нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо (см. рис. 5.3);
г) снижение цены товара К(при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара Г(см. рис. 5.3).
Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.
-------------------------------------------- Потребительские предпочтения
КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ мы можем представить графичес-И ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ ки, используя кривые безразли-
-------------------------------------------- чия. Кривая безразличия — это
линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безразлично, какой набор товаров (X и У) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам Л, В, С, D, составленным из определенного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова (табл. 5.2):
Таблица 5.2 Таблица безразличия
Таблица 5.2 Таблица безразличия
Наборы фруктов Количество персиков, шт. Количество яблок, шт.
А 12 2 '
В 6 4
С 4 6
D 3 8
По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия (рис. 5.4).
Каждая точка на этой кривой (at) представляет набор фруктов, общая полезность которых для потребителя одинакова. Но если мы увеличим количество персиков и яблок (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на дру-
гую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор фруктов, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой их набор на кривой av так как общая полезность от потребления этих наборов увеличится. В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров, т. е. распределяет наборы по порядку: от наиболее предпочтительных до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель, купивший набор товаров, отобранных на кривой ау в два раза довольнее того, который купил набор товаров, отобранных на кривой а,). На графике все кривые, расположенные выше а, (например, а2), находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а{ (например, а3) — в зоне ухудшения его материального положения.
Таблица безразличия и кривая безразличия ах показывают, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради приобретения двух дополнительных яблок. Вначале, чтобы получить два дополнительных яблока, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух яблок покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух яблок он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере движения вниз по кривой безразличия а, покупатель готов отказаться от все меньшего
количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше удовольствия по мере потребления все большего количества товара.
Количество товара У, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены (MRS) товара У товаром X.
Знак «минус» вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим товаром была величиной положительной, так как числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, отказавшись от шести персиков ради двух дополнительных яблок, предельная норма замены персиков яблоками равна трем (6/2); в случае отказа от двух персиков ради двух яблок норма замены будет равна единице (2/2); а в случае отказа от одного персика ради следующих двух яблок предельная норма замены равна 1/2, т. е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одного дополнительного яблока. Величину предельной нормы замены одного товара другим товаром отражает наклон кривой безразличия: проведем касательную к точке Л на кривой безразличия (см. рис. 5.4), тогда tg α = — AQy/Qx, что и является предельной нормой замещения, которая уменьшается по мере продвижения вниз вдоль кривой безразличия. Но бывают случаи, когда предельная норма замены одного товара другим товаром не снижается:
1. Что касается взаимозаменяемых товаров, то потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара У для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — свинина, сливочное масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 5.5, а).
2. В отношении взаимодополняемых товаров, когда потребление одного товара не возможно без другого (молоток и гвозди, теннисные ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 5.5, 6).
РАВНОВЕСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
На этом мы завершаем анализ потребительского выбора, т. е. совместим желания потребителя с его возможностями. Мы найдем такой набор товаров X и У, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров X и У, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне цен, иллюстрирует линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинаций товаров Хи У окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т. е. принесет ему максимум полезности? Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка FHa рис. 5.6). Возникает вопрос: почему, например, равновесное положение потребителя достигается не в точке М? Ответ: потому, что двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара X, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров X и У будет больше. В свою очередь возникает следующий вопрос: почему, например, оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности, достигается не в точке К? Ответ: потому что она оказывается за пределами бюджетной линий, а, следовательно, недоступна потребителю. В точке касания
наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия отражает предельную норму замены одного товара другим (MRS = -ΔQy /ΔQx.), а наклон бюджетной линии — отношение цены товара X к цене товара Y (tg α = = Px/Py ), то равновесное положение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим товаром равна обратному отношению цен: