Файл: Камаев Теор. потреб. повед..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2. Теория потребительского выбора

Мы уже знаем, что теория потребительского выбора (ординалист-ская теория) отрицает возможность количественного измерения по­лезности. Ординалисты (в отличие от кардиналистов) предъявляют к потребителю менее строгие требования: надо только определить, дает ли комбинация товаров X и Y большую, меньшую или такую же величину полезности по сравнению с любой другой комбинацией этих товаров. И эту теорию они применяют для объяснения схемы, по ко­торой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между необходимыми для них товарами.

----------------------------------------------------

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА

Итак, задается функция полезности U = f (Qx Qy, Qz где Q - количество товаров X, Y, Z ..., потребляемое потребителем. Мы (как и ординалисты) будем рассматривать функцию полезности для двух товаров: U = / (Q,., 0„)> полагая, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откла­дывать одно благо, а на другой — все остальные). Потребитель стре­мится максимизировать функцию полезности U = / (Q, О) —> max, т. е. найти оптимальную комбинацию двух товаров (X и У), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом — задача ана­лиза. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Эко­номический смысл теории потребительского выбора состоит в том, что­бы совместить желания потребителя с его возможностями.

В начале главы мы сделали некоторые предпосылки, необходи­мые для анализа теории потребительского поведения в целом. При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается так­же, что:

1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он спо­собен расставлять по порядку альтернативные наборы товаров либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Напри­мер, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и У, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно отдать предпочтение набору Л, а купить набор В, так как его цена ниже.

2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, со­ставленный из двух товаров X и Y, предпочитает набору В, состав­ленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочтителен нежеле набор С. Эта предпосылка очень важна, так как существуют случаи при принятии решений о производстве общественных товаров большинством голо­сов (теория общественного выбора), когда наблюдается парадокс го­лосования. Например, проблемы национальной обороны важнее стро­ительства туннеля, строительство туннеля предпочтительнее возве­дения плотины, а в результате, когда сравнивается важность проблемы национальной обороны и возведения плотины, последняя оказывается предпочтительнее первой (подробнее см. гл. 11).


3. Большее количество товара потребитель предпочитает мень­шему, так как потребитель — человек рациональный (при этом пред­полагается, что потребляемые товары — не антиблага, т. е. они не вре­дят здоровью потребителя).

Все эти предпосылки образуют основу модели потребительского выбора.

--------------------------------------

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобре­тены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. Например, товар X покупается по цене Рx , а товар У — по цене Рy. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

Мы видим, что зависимость здесь линейная, следовательно, ли­ния бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее мож­но построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/P , а угло­вой коэффициент (PJP) отрицательный и равен отношению цены товара X к цене товара У. Расположение линии бюджетного ограни­чения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:

а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов то­варов, доступных покупателю, и линия бюджетного ограниче­ния сдвинется вправо (рис. 5.3). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;

б) снижение цен товаров X и У сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохо­да), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;

в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) при­ведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X. нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо (см. рис. 5.3);

г) снижение цены товара К(при неизменной цене товара X) сдви­нет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара Г(см. рис. 5.3).


Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существу­ют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение по­требителя. Этими факторами являются различные вкусы потреби­телей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кри­вых безразличия.

-------------------------------------------- Потребительские предпочтения

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ мы можем представить графичес-И ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ ки, используя кривые безразли-

-------------------------------------------- чия. Кривая безразличия это

линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для по­требителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безраз­лично, какой набор товаров (X и У) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам Л, В, С, D, составленным из опреде­ленного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова (табл. 5.2):

Таблица 5.2 Таблица безразличия

Таблица 5.2 Таблица безразличия

Наборы фруктов Количество персиков, шт. Количество яблок, шт.

А 12 2 '

В 6 4

С 4 6

D 3 8

По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия (рис. 5.4).

Каждая точка на этой кривой (at) представляет набор фруктов, общая полезность которых для потребителя одинакова. Но если мы увеличим количество персиков и яблок (а наш потребитель боль­шее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на дру-

гую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от на­чала координат (а2). И любой набор фруктов, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой их набор на кривой av так как об­щая полезность от потребления этих наборов увеличится. В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ран­жирование наборов потребительских товаров, т. е. распределяет на­боры по порядку: от наиболее предпочтительных до наименее пред­почтительных, но не указывает, насколько один набор предпочти­тельнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель, купивший набор товаров, отобранных на кривой ау в два раза до­вольнее того, который купил набор товаров, отобранных на кривой а,). На графике все кривые, расположенные выше а, (например, а2), находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а{ (например, а3) — в зоне ухудшения его ма­териального положения.


Таблица безразличия и кривая безразличия ах показывают, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради приоб­ретения двух дополнительных яблок. Вначале, чтобы получить два дополнительных яблока, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух яблок покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух яблок он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере движения вниз по кривой безразличия а, покупатель готов отказаться от все меньшего

количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребите­ли получают все меньше удовольствия по мере потребления все боль­шего количества товара.

Количество товара У, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены (MRS) товара У товаром X.

Знак «минус» вводится для того, чтобы предельная норма заме­ны одного товара другим товаром была величиной положительной, так как числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, от­казавшись от шести персиков ради двух дополнительных яблок, пре­дельная норма замены персиков яблоками равна трем (6/2); в слу­чае отказа от двух персиков ради двух яблок норма замены будет равна единице (2/2); а в случае отказа от одного персика ради сле­дующих двух яблок предельная норма замены равна 1/2, т. е. толь­ко половину персика согласен отдать потребитель ради одного до­полнительного яблока. Величину предельной нормы замены одного товара другим товаром отражает наклон кривой безразличия: прове­дем касательную к точке Л на кривой безразличия (см. рис. 5.4), тогда tg α = — AQy/Qx, что и является предельной нормой замещения, ко­торая уменьшается по мере продвижения вниз вдоль кривой без­различия. Но бывают случаи, когда предельная норма замены одно­го товара другим товаром не снижается:

1. Что касается взаимозаменяемых товаров, то потребитель в рав­ной степени будет жертвовать определенным количеством товара У для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — сви­нина, сливочное масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид пря­мой линии (рис. 5.5, а).


2. В отношении взаимодополняемых товаров, когда потребле­ние одного товара не возможно без другого (молоток и гвозди, тен­нисные ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 5.5, 6).

РАВНОВЕСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

На этом мы завершаем анализ потребительского выбора, т. е. совместим желания потребителя с его возможностями. Мы найдем такой набор това­ров X и У, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров X и У, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне цен, иллюстрирует линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в сле­дующем: какая из этих комбинаций товаров Хи У окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т. е. принесет ему максимум по­лезности? Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех дос­тижимых кривой безразличия (точка FHa рис. 5.6). Возникает воп­рос: почему, например, равновесное положение потребителя дости­гается не в точке М? Ответ: потому, что двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара X, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена даль­ше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров X и У будет больше. В свою очередь возникает следующий вопрос: почему, например, оптимальный набор благ, приносящий по­требителю максимум полезности, достигается не в точке К? Ответ: потому что она оказывается за пределами бюджетной линий, а, сле­довательно, недоступна потребителю. В точке касания

наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Так как на­клон кривой безразличия отра­жает предельную норму замены одного товара другим (MRS = Qy /ΔQx.), а наклон бюджетной линии — отношение цены товара X к цене товара Y (tg α = = Px/Py ), то равновесное поло­жение потребителя достигается при условии, что предельная норма замены одного товара другим товаром равна обратно­му отношению цен: