Файл: Камаев Теор. потреб. повед..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Как мы уже отмечали, между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности

существует определенная взаимосвязь: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации по­лезности другой. Рассмотрим кривую безразличия на рис. 5.7.

Перей­дя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получа

Итак, из правила максимизации полезности теории ординалис-тов мы вывели правило максимизации полезности теории кардина-листов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы пос­ледний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, при­носил бы одинаковую предельную полезность, т. е. действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, резуль­тат оказывается одинаковым.

* * *

6 данной главе мы рассмотрели теорию потребительского поведения с точки зрения теории предельной полезности и теории потребительско­го выбора. Выяснили сущность предельной и совокупной полезности; выявили существующую между ними взаимосвязь,- сформулировали за­кон убывающей предельной полезности, а также правило максимиза­ции полезности согласно учению кардиналистов. Далее мы построили модель потребительского выбора, в связи с чем проанализировали ли­нию бюджетного ограничения, карту кривых безразличия, а также ре­шили задачу анализа потребительского выбора, совместив желания потребителя с его возможностями, т. е. нашли равновесное положение потребителя согласно учению ординалистов. И наконец, мы выявили вза­имосвязь между теориями предельной полезности и потребительского выбора.

Щ Вопросы для повторения

1. Каковы основные предпосылки теории потребительского поведения?

2. Чем отличаются кардиналистская и ординалистская теории потреби­тельского поведения?

3. Объясните различие между предельной и совокупной полезностью. Как они связаны между собой?

4. В чем сущность закона убывающей предельной полезности? Объясните механизм его действия.

5. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения тео­рии предельной полезности. Что означает равенство оценок предельных полезностей товаров?


6. Объясните, в чем состоит эффект замещения и эффект дохода с точки зрения теории предельной полезности.

7. Что такое потребительский излишек и как он возникает?

8. В чем состоит парадокс противоречия между предельной и общей по­лезностью?

9. Как в теории потребительского поведения учитывается временной аспект?

10. Каков экономический смысл теории потребительского выбора? В чем состоит задача анализа?

11. Что показывает линия бюджетного ограничения? Как она зависит от дохо­да и цены товаров? Чему равен наклон линии бюджетного ограничения?

12. Что такое кривая безразличия? В каких случаях кривая безразличия име­ет линейную и прямоугольную формы?

13. Что представляет собой карта кривых безразличия?

14. Чему равна предельная норма замены одного товара другим?

15. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения тео­рии потребительского выбора.

16. Какая существует взаимосвязь между теорией предельной полезности и теорией потребительского выбора?

•Л


Глава 6. Теория производства

И ФИРМЫ_________________

От анализа кривой спроса (поведения потребителей) переходим к ана­лизу кривой предложения, т. е. будем анализировать поведение про­изводителя. Мы увидим, что между теориями производства и потреб­ления есть много общего.

Производство — основная область деятельности фирмы. От того, как работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет. Эф­фективность ее зависит, например, от того, какой набор производствен­ных факторов — труда, земли, капитала и др. она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции. Эффективность деятельнос­ти фирмы зависит и от предпринимательских способностей руководителя, который не только не должен бояться новаторства, но еще и обладать даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая техно­логия или новый материал иметь коммерческий успех. Теория производства изучает технологию производства на фирме, т. е. процесс, в ходе которого взаимодействие факторов производства за­вершается выпуском готовой продукции. Представив технологию про­изводства в форме производственной функции и используя производ­ственную функцию, покажем, как меняется выпуск продукции фирмы, когда изменяются производственные факторы. Но вначале раскроем содержание понятия «фирма», проанализируем, чем фирма отличает­ся от предприятия, а также рассмотрим основные организационно-пра­вовые формы предпринимательства.