ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
Как мы уже отмечали, между теорией потребительского выбора и теорией предельной полезности
существует определенная взаимосвязь: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой. Рассмотрим кривую безразличия на рис. 5.7.
Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, потребитель получа
Итак, из правила максимизации полезности теории ординалис-тов мы вывели правило максимизации полезности теории кардина-листов: потребитель должен так распределить свой доход, чтобы последний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров, приносил бы одинаковую предельную полезность, т. е. действительно, несмотря на два разных подхода к поведению потребителей, результат оказывается одинаковым.
* * *
6 данной главе мы рассмотрели теорию потребительского поведения с точки зрения теории предельной полезности и теории потребительского выбора. Выяснили сущность предельной и совокупной полезности; выявили существующую между ними взаимосвязь,- сформулировали закон убывающей предельной полезности, а также правило максимизации полезности согласно учению кардиналистов. Далее мы построили модель потребительского выбора, в связи с чем проанализировали линию бюджетного ограничения, карту кривых безразличия, а также решили задачу анализа потребительского выбора, совместив желания потребителя с его возможностями, т. е. нашли равновесное положение потребителя согласно учению ординалистов. И наконец, мы выявили взаимосвязь между теориями предельной полезности и потребительского выбора.
Щ Вопросы для повторения
1. Каковы основные предпосылки теории потребительского поведения?
2. Чем отличаются кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения?
3. Объясните различие между предельной и совокупной полезностью. Как они связаны между собой?
4. В чем сущность закона убывающей предельной полезности? Объясните механизм его действия.
5. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности. Что означает равенство оценок предельных полезностей товаров?
6. Объясните, в чем состоит эффект замещения и эффект дохода с точки зрения теории предельной полезности.
7. Что такое потребительский излишек и как он возникает?
8. В чем состоит парадокс противоречия между предельной и общей полезностью?
9. Как в теории потребительского поведения учитывается временной аспект?
10. Каков экономический смысл теории потребительского выбора? В чем состоит задача анализа?
11. Что показывает линия бюджетного ограничения? Как она зависит от дохода и цены товаров? Чему равен наклон линии бюджетного ограничения?
12. Что такое кривая безразличия? В каких случаях кривая безразличия имеет линейную и прямоугольную формы?
13. Что представляет собой карта кривых безразличия?
14. Чему равна предельная норма замены одного товара другим?
15. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения теории потребительского выбора.
16. Какая существует взаимосвязь между теорией предельной полезности и теорией потребительского выбора?
•Л
Глава 6. Теория производства
И ФИРМЫ_________________
■
От анализа кривой спроса (поведения потребителей) переходим к анализу кривой предложения, т. е. будем анализировать поведение производителя. Мы увидим, что между теориями производства и потребления есть много общего.
Производство — основная область деятельности фирмы. От того, как работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет. Эффективность ее зависит, например, от того, какой набор производственных факторов — труда, земли, капитала и др. она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции. Эффективность деятельности фирмы зависит и от предпринимательских способностей руководителя, который не только не должен бояться новаторства, но еще и обладать даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь коммерческий успех. Теория производства изучает технологию производства на фирме, т. е. процесс, в ходе которого взаимодействие факторов производства завершается выпуском готовой продукции. Представив технологию производства в форме производственной функции и используя производственную функцию, покажем, как меняется выпуск продукции фирмы, когда изменяются производственные факторы. Но вначале раскроем содержание понятия «фирма», проанализируем, чем фирма отличается от предприятия, а также рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательства.