Файл: Камаев Сокр курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3.4. Рынок и механизм

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Глава 3. Рыночная организация хозяйства

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Раздел II микроэкономика

Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса

Шкала спроса на бананы

Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

4.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения предложение.Закон предложения. Кривая предложения

Неценовые детерминанты предложения

4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия

Паутинообразная модель рыночного равновесия

4.4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность предложения

Эластичность спроса по доходу

Перекрестная эластичность

Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

27

Камаев Сокр курс

3.4. Рынок и механизм

ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СТРУКТУРА РЫНКАИ ЕГО ФУНКЦИИ

Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элемен­тов, а также их удельный вес в общем объеме. Рынок можно класси­фицировать по ряду признаков:

I. По типу экономических отношений:

• свободной конкуренции;

• монополистический;

• монополистической конкуренции;

• олигополистический;

• смешанный.

П. По характеру производимого продукта:

• товаров и услуг;

• капиталов;

• рабочей силы;

• научно-технических знаний;

• земли и др.

III. По способу хозяйствования:

• командно-распределительный;

• государственно-регулируемый.

IV. По характеру продаж:

• оптовый;

• розничный.

V. По отраслям:

• автомобильный;

• сельскохозяйственный;

• машиностроительный и т. д.

VI. По правовому положению: ,

• легальный;

• теневой.

VII. По географическому признаку:

• местный;

• национальный;

• мировой.

52

Раздел I. Введение в экономическую теорию

Глава 3. Рыночная организация хозяйства

53

Большинство из этих рынков мы рассмотрим в соответствующих темах. В структуре рынка большое значение имеет его инфраструк­тура — комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нор­мальный режим функционирования отдельных рынков. К ней, как правило, относят биржи, банки, страховые компании, торговые дома, магазины, склады, аукционы, фонды, торгово-промышленные пала­ты, службы занятости, рекламные агентства и пр., а также транспорт­ную и информационную системы.

Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрыва­ются его содержание и роль. В экономической теории различают сле­дующие функции рынка.


1. Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товаров и услуг, издержках на их производство и т. д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

2. Регулирование пропорций общественного воспроизводства (ре­гулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.

3. Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирую­щая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество то­варов и услуг, поскольку только так можно выжить в современной конкурентной борьбе.

4. Распределение и обмен национального продукта (распредели­тельная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствии с полу­чаемыми доходами.

5. Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очи­щает» экономику от нерентабельных предприятий, которые разоря­ются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка представляет собой рыноч­ный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить.

СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Мы уже отмечали, что рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать. Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убы­вающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основ­ные элементы механизма рынка, к которым относятся:

1)цена;

2) спрос и предложение;

3)конкуренция;

4) государственное регулирование экономики.

Идеальную картину рынка и его механизма представляют „ > собой кривые спроса и предло­жения. График зависимости спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предло­жения (S) от цены (Р) — восходящей (рис. 3.1). В точке пересечения этих кривых достигается рыночное равнове­сие. Цена, при которой оно имеет место (Ро), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qo) ~ равновесным объемом. Равновесие


Рис. 3.1. Рыночное равновесие

никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влияни­ем то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графи­ке. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.

Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то ры­ночная цена на него растет, и производители получают большие дохо­ды. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложе­ние превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.

54

Если механизм цен характеризует одну сторону рыночной систе­мы, то другой ее стороной выступает конкуренция, механизм которой также обеспечивает решение триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить.

Рыночная конкуренция это соперничество между участника­ми рыночного хозяйства за лучшие условия приложения капитала, рынки сырья и рынки сбыта. Конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены. Чем сильнее конкуренция сре­ди продавцов, тем больше превышение предложения над спросом, в результате рыночная цена падает, и это ведет к свертыванию произ­водства. Чем сильнее конкуренция между покупателями, тем больше превышение спроса над предложением, в результате рыночная цена растет, производство товаров становится выгодным и расширяется. Фридрих фон Хайек рассматривает конкуренцию как «обнаружива­ющую» процедуру, т. е. процедуру открытия новых товаров, которые нужны потребителю, и новых, более прогрессивных способов их про­изводства.

В экономической теории различают следующие методы конку­рентной борьбы:

1. Ценовая конкуренция, или «война цен»: товары с одинаковыми потребительными свойствами продаются на рынке по различным ценам. Данный метод был характерен для ранних этапов развития свободного предпринимательства, но не потерял своей актуальности и в наши дни. Однако сегодня резкое снижение цены на товар приво­дит к аналогичным действиям конкурентов, в результате позиции фирм на рынке не меняются, а прибыли снижаются. Поэтому чаще применяется другой метод конкурентной борьбы — неценовая кон­куренция.


2. Неценовая (товарная) конкуренция. Центр тяжести борьбы пе­реносится в такие сферы, как новизна, качество, высокий техничес­кий уровень производства продукции, уровень послепродажного сер­виса и т. д.

3. Лишение конкурентов рынков сырья и рынков сбыта, кредитов.

4. Переманивание специалистов.

5. Финансовые махинации.

6. Промышленный шпионаж и др.

По степени развития конкуренции в экономической теории выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. На со­вершенно конкурентном рынке ни покупатель, ни продавец не

55

способны влиять на рыночную цену, в то время как при несовер­шенной конкуренции производитель или потребитель способны влиять на рыночную цену. Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополистическую конкуренцию, которая связана с умением производителя выпускать особые, дифферен­цированные товары; олигополию, где действует небольшое коли­чество фирм, каждая из которых может влиять на рыночную цену, и монополию, означающую господство на рынке только одного производителя.

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но и способствует обострению социальных от­ношений равенства, не гарантирует полной занятости и стабильно­го уровня цен, не создает стимулов для производства обществен­ных товаров (национальная оборона, охрана общественного поряд­ка и т. д.), не способствует развитию фундаментальных научных исследований, сохранению невоспроизводимых ресурсов и пр. Это вопросы, относящиеся к функциям государства. Вот почему в каче­стве одного из элементов механизма рынка мы назвали государ­ственное регулирование экономики.

Вопросы для повторения

1. Какие основные формы организации общественного хозяйства вы знаете?

2. Каковы основные черты натуральной формы организации экономики?

3. В чем сущность рынка и каковы причины его возникновения?

4. Назовите основные черты рыночной организации хозяйства.

5. Какими двумя свойствами обладает товар согласно воззрениям предста­вителей классической школы?

56


Раздел I. Введение в экономическую теорию

6. Как объясняют проблему соизмерения товаров при обмене представи­тели теории предельной полезности?

7. Что означает создание информационного общества?

8. Каковы основные отличия информации от материального продукта?

9. Что такое деньги и какова их эволюция? Назовите основные функции денег.

10. Какова структура рынка и его основные функции? Что понимается под инфраструктурой рынка?

11. Что такое рыночный механизм? Назовите его основные элементы.

12. Какую роль в рыночном механизме играет конкуренция? Каковы основ­ные методы конкурентной борьбы?

13. Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?

Раздел II микроэкономика

Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Мы начнем изучение этого раздела экономической теории с теории спро­са и предложения: подробно рассмотрим вопросы рыночного ценооб­разования и его влияние на хозяйственную практику, при этом познако­мимся с понятиями спроса и предложения, механизмом образования равновесной цены, а также с эластичностью спроса и предложения. Раз­работанная модель спроса и предложения является общей и может быть применима к любому рынку, будь то рынок недвижимости, автомоби­лей, услуг общественноср питания, парикмахерских услуг и т. д.

4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

Спрос — это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособ­ная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы — 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень вы­соким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только пове­дением покупателей, тогда как объем покупок — как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимо­сти между ценой товара и спросом на него при прочих равных услови­ях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, на­оборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?