ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Глава 3. Рыночная организация хозяйства
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения
4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса
Неценовые детерминанты предложения
4.3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие понятие рыночного равновесия
Паутинообразная модель рыночного равновесия
4.4. Эластичность спроса и предложения
Камаев Сокр курс
3.4. Рынок и механизм
ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СТРУКТУРА РЫНКАИ ЕГО ФУНКЦИИ
Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также их удельный вес в общем объеме. Рынок можно классифицировать по ряду признаков:
I. По типу экономических отношений:
• свободной конкуренции;
• монополистический;
• монополистической конкуренции;
• олигополистический;
• смешанный.
П. По характеру производимого продукта:
• товаров и услуг;
• капиталов;
• рабочей силы;
• научно-технических знаний;
• земли и др.
III. По способу хозяйствования:
• командно-распределительный;
• государственно-регулируемый.
IV. По характеру продаж:
• оптовый;
• розничный.
V. По отраслям:
• автомобильный;
• сельскохозяйственный;
• машиностроительный и т. д.
VI. По правовому положению: ,
• легальный;
• теневой.
VII. По географическому признаку:
• местный;
• национальный;
• мировой.
52
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Глава 3. Рыночная организация хозяйства
53
Большинство из этих рынков мы рассмотрим в соответствующих темах. В структуре рынка большое значение имеет его инфраструктура — комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный режим функционирования отдельных рынков. К ней, как правило, относят биржи, банки, страховые компании, торговые дома, магазины, склады, аукционы, фонды, торгово-промышленные палаты, службы занятости, рекламные агентства и пр., а также транспортную и информационную системы.
Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его содержание и роль. В экономической теории различают следующие функции рынка.
1. Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товаров и услуг, издержках на их производство и т. д. Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.
2. Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.
3. Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку только так можно выжить в современной конкурентной борьбе.
4. Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствии с получаемыми доходами.
5. Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику от нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.
Перечисленные выше функции рынка представляет собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить.
СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Мы уже отмечали, что рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать. Рыночный механизм — это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, законов спроса и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т. д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка, к которым относятся:
1)цена;
2) спрос и предложение;
3)конкуренция;
4) государственное регулирование экономики.
Идеальную картину рынка и его механизма представляют „ > собой кривые спроса и предложения. График зависимости спроса (D) от цены (Р) имеет вид нисходящей кривой, а график зависимости предложения (S) от цены (Р) — восходящей (рис. 3.1). В точке пересечения этих кривых достигается рыночное равновесие. Цена, при которой оно имеет место (Ро), называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения (Qo) ~ равновесным объемом. Равновесие
никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием то спроса, то предложения. На месте оно стоит только на графике. Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия.
Если спрос на товар превышает предложение, т. е. какой-то товар производится в меньшем количестве, чем это нужно обществу, то рыночная цена на него растет, и производители получают большие доходы. Это побуждает производителей из других отраслей, где доходы меньше, вкладывать свои средства в данную отрасль. Производство товара расширяется, и если достигнет такого момента, что предложение превышает спрос, то цена, а вместе с ней и доходы, падают. Тогда средства из этой отрасли переливаются в другие, где доходы выше.
54
Если механизм цен характеризует одну сторону рыночной системы, то другой ее стороной выступает конкуренция, механизм которой также обеспечивает решение триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить.
Рыночная конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия приложения капитала, рынки сырья и рынки сбыта. Конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем больше превышение предложения над спросом, в результате рыночная цена падает, и это ведет к свертыванию производства. Чем сильнее конкуренция между покупателями, тем больше превышение спроса над предложением, в результате рыночная цена растет, производство товаров становится выгодным и расширяется. Фридрих фон Хайек рассматривает конкуренцию как «обнаруживающую» процедуру, т. е. процедуру открытия новых товаров, которые нужны потребителю, и новых, более прогрессивных способов их производства.
В экономической теории различают следующие методы конкурентной борьбы:
1. Ценовая конкуренция, или «война цен»: товары с одинаковыми потребительными свойствами продаются на рынке по различным ценам. Данный метод был характерен для ранних этапов развития свободного предпринимательства, но не потерял своей актуальности и в наши дни. Однако сегодня резкое снижение цены на товар приводит к аналогичным действиям конкурентов, в результате позиции фирм на рынке не меняются, а прибыли снижаются. Поэтому чаще применяется другой метод конкурентной борьбы — неценовая конкуренция.
2. Неценовая (товарная) конкуренция. Центр тяжести борьбы переносится в такие сферы, как новизна, качество, высокий технический уровень производства продукции, уровень послепродажного сервиса и т. д.
3. Лишение конкурентов рынков сырья и рынков сбыта, кредитов.
4. Переманивание специалистов.
5. Финансовые махинации.
6. Промышленный шпионаж и др.
По степени развития конкуренции в экономической теории выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке ни покупатель, ни продавец не
55
способны влиять на рыночную цену, в то время как при несовершенной конкуренции производитель или потребитель способны влиять на рыночную цену. Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополистическую конкуренцию, которая связана с умением производителя выпускать особые, дифференцированные товары; олигополию, где действует небольшое количество фирм, каждая из которых может влиять на рыночную цену, и монополию, означающую господство на рынке только одного производителя.
Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но и способствует обострению социальных отношений равенства, не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен, не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т. д.), не способствует развитию фундаментальных научных исследований, сохранению невоспроизводимых ресурсов и пр. Это вопросы, относящиеся к функциям государства. Вот почему в качестве одного из элементов механизма рынка мы назвали государственное регулирование экономики.
Вопросы для повторения
1. Какие основные формы организации общественного хозяйства вы знаете?
2. Каковы основные черты натуральной формы организации экономики?
3. В чем сущность рынка и каковы причины его возникновения?
4. Назовите основные черты рыночной организации хозяйства.
5. Какими двумя свойствами обладает товар согласно воззрениям представителей классической школы?
56
Раздел I. Введение в экономическую теорию
6. Как объясняют проблему соизмерения товаров при обмене представители теории предельной полезности?
7. Что означает создание информационного общества?
8. Каковы основные отличия информации от материального продукта?
9. Что такое деньги и какова их эволюция? Назовите основные функции денег.
10. Какова структура рынка и его основные функции? Что понимается под инфраструктурой рынка?
11. Что такое рыночный механизм? Назовите его основные элементы.
12. Какую роль в рыночном механизме играет конкуренция? Каковы основные методы конкурентной борьбы?
13. Какова роль государственного регулирования в рыночном механизме?
Раздел II микроэкономика
Глава 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения
Мы начнем изучение этого раздела экономической теории с теории спроса и предложения: подробно рассмотрим вопросы рыночного ценообразования и его влияние на хозяйственную практику, при этом познакомимся с понятиями спроса и предложения, механизмом образования равновесной цены, а также с эластичностью спроса и предложения. Разработанная модель спроса и предложения является общей и может быть применима к любому рынку, будь то рынок недвижимости, автомобилей, услуг общественноср питания, парикмахерских услуг и т. д.
4.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса
СПРОС. ЗАКОН СПРОСА
Спрос — это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы — 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупок — как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?