ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. изучает общие закономерности

2. Изучает и общие и частые закономерности

3. Изучает общие и частные, являютщиеся противоположностью закономерности

Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы:

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Кроме методов в рамках методологии выделяют принципы научного познания – основополагающие начала, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки, принципы:


- Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

- Принцип объективности означает стремление получения максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов сводится к минимуму.

- Принцип универсальности - ТГП изучает общие закономерности развития государства и права, без относительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформированные в рамках ТГП, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена любая реально существующая государственно-правовая система.

- Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения. 27. Принципы построения и деятельности государственного аппарата Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.

Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.

Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления.

Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип законности: заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности.

Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов.

Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.


Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.

Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе РФ.

Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека.

Принцип сочетания координации и субординации.

Экономичность государственного аппарата. 28. Причины множественности теорий происхождения государства, виды теорий 1. Объективная область.

  • Поскольку возникновение первых государств осуществлялось в давний исторический период

  • Длительность процесса возникновения государства.

2. Субъективная область

  • Влияние мнений ученых на теории

  • Теории возникают в разное время (мировоззрение эпохи)

Виды теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, материалистическая, договорная, теория насилия, расовая, психологическая, органическая.

29. Психологическая теория происхождения государства Основатели психологической теории происхождения государства: Петражицкий, Фрейд. Государство возникает из-за склонности по своим психологическим свойствам одних к власти, а других – к подчинению. Первые стремятся получить власть, а другие стремятся найти руководителя, которому они бы подчинялись, и государство, как организация, возникает во имя их всех. 30. Расовая и органическая теории происхождения государства  1. Органическая теория. Основоположники: Спенсер, Вормс. Возникновение государства аналогично организма.

Функции мозга в государстве осуществляет правительство.

Функции питательных веществ и крови выполняют финансы.

2. Расовая теория. В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Основоположник: Жозеф Артур де Гобино. Согласно его теории, в мире существуют «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших». 31. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и виды Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:


  • Существование единоличного или коллегиального главы государства;

  • Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

  • Осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

  • Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

  • Обязательность решений верховной государственной власти.

Виды республик: 1. Президентская (дуалистическая) - глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак) 2. Парламентская - состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия) 3. Смешанная (полупрезидентская) - предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия) Нетрадиционные республики: 1. Республика советов – диктатура сосредоточена в руках пролетариата 2. Суперпрезидентская – увеличение полномочий президента

32. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук Теория государства и права (ТГП) как учебная дисциплина - общетеоретическая дисциплина о сущности и назначении государства и права, об основных ведущих закономерностях их возникновения и развития.

Отличия теории государства и права как учебной дисциплины и науки:

  • 1. Рамки изучения ТГП как дисциплины уже, чем науки;

  • 2. ТГП как дисциплина субъективна;

  • 3. ТГП как дисциплина базируются на науке;

  • 4. ТГП как дисциплина входит в систему юридических дисциплин, а не в систему юридических наук.

Цель теории государства и права как науки – теоретическое осмысление государственно-правовых явлений, а учебной дисциплины – формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юридических дисциплин.

Предмет ТГП как науки составляет наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, структура, основные элементы, принципы, институты.

Структура предмета:

  • 1. Юридическая догматика (понятийно-категорийный аппарат);

  • 2. Юридическая техника (основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права);

  • 3. Юридическая методология (основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки).


33. Взаимосвязь элементов формы государства  Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правленияформа государственного устройства и политический режим. Форма государства (ФГ) – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характеренавторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления. 34. Структура политической системы общества. Критерии отбора элементов политической системы Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • Организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

  • Культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

  • Нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

  • Коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

  • Функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.