ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
-
Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
-
Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
-
Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.
-
Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
-
Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
-
Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.
Суперпрезидентская республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.
Суперпрезидентскую республику характеризуют: 1. Концентрация всей полноты власти в руках "сильного" президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии; 2. Фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент; 3. Право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей; 4. Право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения; 5. Практическая невозможность отрешения президента от должности; 6. Деформация или полное отсутствие системы "сдержек" и "противовесов", которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей; 7. Ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. 52. Суверенитет государства Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1. Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 2. Ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); 3. наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.). Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. 53. Характеристика унии, протектората, фузии Уния - уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах. Разделяются личная (различный принцип престолонаследия) и реальная (один принцип престолонаследия) унии (Британское Содружество). Протекторат - форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей (Крымское Ханство, Речь Посполитая) Фузия - под фузией понимается слияние в одно государство двух или нескольких государств. Примером фузии является воссоединение ФРГ и ГДР. Признаки фузии: 1. Народы объединяющихся государств, как правило, представляют единый этнос.
2. Объединяющиеся государства, ранее входили в единое государство. Раздел проходил, в основном на идеологической основе. 54. Характеристика экономики и социальной структуры первобытного общества Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт. 1. Это самый длительный в истории человечества период — от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. 2. В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей — письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей — эволюции форм собственности. Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшней день, и не может претендовать на абсолютную полноту. 55. Цивилизационный подход к типологии государств Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Г. Еллинек разделял: идеальные, эмпирические, древневосточные, античные, средневековые, новые, современные. 56. Частнонаучные методы теории государства и права Частнонаучные методы – методы, разработанные конкретной наукой, но находят свое применение и в других науках. Используются на конкретном этапе научного исследования.
-
Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.
-
Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.
-
Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах
57. Соотношение государства и права Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности. Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности. Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы. Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения. Соотношение права и государства проявляется: 1. В единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения; 2. Различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм; 3. Взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства; 4. Противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства. Выделяют модели взаимоотношений права и государства: тоталитарная, либеральная, прагматическая 58. Понятие и признаки права, его сущность Объективное определение права можно дать только с учетом всех положительных сторон теорий правопонимания.
Философский подход рассматривает право как систему естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.
Социологический подход рассматривает право как совокупность общеобязательных для исполнения норм, определяющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой момент времени.
Нормативный подход рассматривает право как систему общеобязательных формально определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.
Психологическая теория рассматривает право как продукт психологического переживания людей.
Таким образом, право – система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально определены, регулируют общественные отношения, общеобязательны для всех членов общества.
Признаки права:
-
Система особых социальных норм – данные нормы устанавливаются государственными органами как одним из социальных институтов, закрепляются в нормативно-правовых актах и характеризуются в связи с этим иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.
-
Общеобязательность – все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.
-
Охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение.
-
Форменная определенность – право содержится в определенных формах.
-
Регулирует наиболее важные общественные отношения – государство закрепляет в определенных формах только те общественные отношения, которые являются социально значимыми.
-
В процесс формирования права возводится в норму воля той социальной группы, которая находится у власти, но с учетом общечеловеческой справедливости и свободы.
Сущность права (основные подходы к пониманию):
-
Воля господствующего класса или всего народа;
-
Социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью;
-
Реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе.
Сущность права - формально-правовая свобода, формально-правовое равенство, формально-правовая справедливость. 59. Государство и общественные организации Говоря об отношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что это отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер. Некоторые еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе, исследования вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства государства в их деятельность, правотворчество общественных организаций.
Нормативная регламентация деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных, в них потенциальных возможностей. 60. Понятие правового государства Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином. 61. Признаки (свойства, черты, принципы) правового государства 1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье); 2. Наличие Конституционного Суда; 3. Верховенство закона и права; 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений; 5. Взаимная ответственность государства и личности; 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности; 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов; 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться. 62. Нетипичные формы правления Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь (Малайзия). Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. (КНДР, Гамбия) Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). 63. Классификация и эволюция функций российского государства Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.