Файл: Drevn_russkaya_literatura_dlya_MGGU.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Древнерусская литература

4.2. Содержание разделов дисциплины лекции 1-2. Специфика древней русской литературы

Лекции 3-4. Система жанров литературы Киевской Руси. Летопись как жанр древнерусской литературы

Лекция 5. «Слово о полку Игореве»

Лекция 6. Жанр воинской повести в русской литературе хш-хiv веков

Лекция 7. Эволюция жанров древней русской литературы в литературе XV века

Лекция 8. Своеобразие литературного процесса XVI века

Лекция 9. Своеобразие литературного процесса XVII века Историческая, бытовая и сатирическая повесть в литературе XVII века

Старообрядческая литература.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Справочно-библиографическая литература:

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и литература к ним Практическое занятие №1.

Практическое занятие №2

Продумайте ответы на вопросы:

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4.

Семинарское занятие №1

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие № 3

Семинарское занятие № 4

Семинарское занятие № 5

7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Древняя русская литература»

7.3. Тематика рефератов, курсовых работ

7.4. Тексты для заучивания наизусть

7.5. Список произведений для текстуального изучения

7.6. Примерные вопросы и задания для контрольных работ по древней русской литературе

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8. 1. Рейтинговая оценка деятельности студента Методика формирования

Рейтинг студента по курсу “Древняя русская литература”

Древнерусская литература

Практическое занятие №2

Тема: Жанр поучения в литературе Древней Руси. Владимир Мономах - писатель

Задание:

1. Используя справочную, учебную, научную литературу, дайте определение жанрам «поучение», «слово», «беседа», охарактеризуйте такой вид литературного творчества, как «красноречие». Определите разновидность «Поучения» Ярослава Мудрого (1054), «Поучения Феодосия Печерского» и найдите в художественной ткани этих произведений черты красноречия, выделите составляющие части поучений.

2. «Поучение Владимира Мономаха» и другие его произведения. Прочитайте об эпохе, личности и деятельности

В. Мономаха. Прочитайте «Повесть об ослеплении Василька Теребовольского» и сравните с образом князя в «Поучении». Сравните «Поучения» Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Каково представление об идеальном князе в этих произведениях?

Продумайте ответы на вопросы:

1. Красноречие как вид литературного творчества.

2. Основные философские, политические и этические идеи «Поучения». Личное и государственное в поучениях Владимира Мономаха.

3. Автобиографический характер произведений Владимира Мономаха. Принципы отбора, характер и цель использования биографического материала в его произведениях.

4. Образ Владимира Мономаха как политический и нравствен- ный идеал эпохи. Исторические сведения о Владимире Мономахе и идеальный образ князя.

5. Структура «Поучения», жанровая природа отдельных частей и их стилевые особенности. Этикетность и «общие места» в поуче- нии.

6. Какими художественными средствами создается в «Поуче- нии» эффект непрерывною движения и многотрудности жизни? Устно-поэтическая традиция в письме Владимира Мономаха Олегу Гориславичу.

7. «Поучение» Владимира Мономаха в контексте развития русской литературы. Что нового в плане идеи и художественных решений появляется в «Поучении» Владимира Мономаха по сравнению с Ярославом Мудрым?

Тексты:

1. Поучение Владимира Мономаха / подгот. текста О. В. Творогова, перевод Д. С. Лихачева / Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы. XI - начало XII века. - М., 1978. - С.393-413; для сравнения - С.174-175, 248-257 («Поучение» Ярослава Мудрого, «Повесть об ослеплении Василька Теребовольского»).

2. Поучение Владимира Мономаха. Послание Мономаха. Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу / Древняя русская литература : хрестоматия / сост. Н. И. Прокофьев. - М., 1980. - С. 48-54; для сравнения - С. 26-29 («Повесть об ослеплении Василька Теребовольского»).


3. Поучение Владимира Мономаха / Литература Древней Руси : хрестоматия / сост. Л. А. Дмитриев. - М., 1990. - С.104-122 (древнерусский текст, перевод и примечания); для сравнения - С.21-24, 37-42 («Повесть об ослеплении Василька Теребовольского»).

Исследования:

1. Орлов, А. С. Владимир Мономах / А. С. Орлов. - М., 1946. - С. 5-34, 66-70, 100-126.

2. Копреева, Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха / Т. Н. Копреева // ТОДРЛ. Т. 27. - Л., 1972. - С. 99-108.

3. Лихачев, Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев. - М., 1975. - С. 111-131.

4. Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской литературе / Д. С. Лихачев. - Л., 1986. - С. 137-139.

5. Лихачев, Д. С. Владимир Всеволодович Мономах /

Д. С. Лихачев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; отв. ред.

Д. С. Лихачев. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - С. 98-102.


Практическое занятие № 3

Тема: «Слово о полку Игореве» и летописная повесть о походе Игоря - исторический и литературоведческий комментарии

Задание:

1. Прочитайте «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке, сравните с переводами произведения на современный русский язык. Найдите в тексте «темные места», имеющие разное толкование в научной литературе. Подумайте, что меняется в содержании от разного толкования.

2. Составьте письменно композиционный план произведения. Выделите в нем лирические и эпические части. Дайте исторический комментарий к основным лицам и событиям «Слова».

3. Прочитайте летописную повесть о походе Игоря на половцев в 1185 году (Хрестоматия Н. К. Гудзия. - М., 1973. - С. 76). Сравните летописное повествование и «Слово».

Продумайте ответы на вопросы:

1. Какой принцип положен в основу повествования летописной повести и «Слова»?

2. Какие цели ставил перед собой летописец и автор «Слова»? Каким показан князь Игорь, какими причинами объясняется его поражение в летописи и в «Слове»? Какой идейный смысл и замысел повествования?

3. Выпишите из текста «Слова» слова и словосочетания, имеющие символическое значение. Как соотносится христианская и языческая символика в «Слове»? Какова роль символа в произведении?

4. «Слово о полку Игореве» - идейно-художественное своеобразие:

а) патриотический пафос «Слова» и его образное воплощение;

б) проблема жанра «Слова» в литературоведении;

в) композиция «Слова». Язык и организация речи в «Слове».

Примечание:

1. К ответам подобрать примеры в тексте.

2. Выучить наизусть 2 отрывка из «Слова».

3. Познакомиться со школьными учебниками нового поколения, где рассматривается произведение.

Тексты:

Летописные повести о походе князя Игоря. Слово о полку Игореве / подгот. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова / Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М., 1980. - С. 344-371; 372-387.

Слово о полку Игореве: 800 лет. Древнерусский текст. Переводы и переложения. Поэтические варианты / подгот. текста Л. А. Дмитриева.- М., 1986.

Исследования:

1. Рыбаков, Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1971. - С. 9-23, 170-194 (глава 3).

2. Рыбаков, Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве» / Б. А. Рыбаков. - М., 1972. – С. 393 (глава «Автор «Слова о полку Игореве»).


3. Лихачев, Д. С. Слово о полку Игореве. Историко-литературный очерк / Д. С. Лихачев. - М. ; Л. : Изд. АН СССР, 1950. 2-е изд. - 1955.

4. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы / Д. С. Лихачев. - М. ; Л. : Гослитиздат, 1961/1967.

5. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д. С. Лихачев. - Л., 1985.

6. Лихачев, Д. С. Избранное. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д. С. Лихачев. – СПб. : Logos, 2000.

7. Исследования «Слова о полку Игореве» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - С. 16-32.

Практическое занятие № 4.

Тема: Эволюция жанров в литературе периода монголо-татарских завоеваний. Жанр воинской повести

Задание:

1. Дайте исторический комментарий основным событиям XIII-XIV веков. Какие исторические события нашли отражение в литературе этого периода? Продумайте понятие историзма древней литературы. Составьте хронологическую таблицу основных исторических событий ХIII-ХIV веков и художественных произведений этого времени.

2. Составьте композиционные планы прочитанных воинских повестей. Выпишите устойчивые литературные формулы, характерные для жанра «воинской повести». Дайте определение жанра.

3. Прочитайте жития этого времени. Сравните с житийной литературой Киевской Руси. Подумайте, чем жития этого времени отличаются от житий Киевской Руси. Подберите примеры.

4. Выучите наизусть «Слово о погибели Русской земли». Какие особенности приемов ораторской прозы проявились в этом произведении?

Продумайте ответы на вопросы:

1. Жанровое своеобразие литературы ХШ-ХIV веков. Какие жанры и почему получили развитие в этот период?

2. Какие изменения Вы увидели в жанрах воинской повести, житиях, красноречии? С чем связана эта трансформация?

Подготовьте выступления:

1. Героическая тема в литературе XIII-XIV веков и особенности ее решения в произведениях разных жанров. «Герой времени» в представлении русских писателей этого периода и типы антигероев («образ врага»).

2. Традиционное и новое в поэтике батальных сцен в «Повести о разорении Рязани Батыем». Как взаимодействуют агиографическое, ораторское, летописное и фольклорное начала в поэтике произведения?

3. Сделайте вывод по проблеме: эволюция жанров в литературе ХШ-ХIV веков.


Тексты:

1. Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году.

2. Слово о погибели Русской земли.

3. Повесть о житии Александра Невского.

4. 3адонщина.

5. Летописная повесть о Куликовской битве.

6. Сказание о Мамаевом побоище.

В книгах:

1. Древняя русская литература : хрестоматия / сост.

Н. И. Прокофьев. - М., 1980.

2. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. - М., 1981;

3. Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV века. - М., 1981.

4. Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985.

5. Сказание и повести о Куликовской битве. – Л., 1982. - (Серия «Литературные памятники»).

Исследования:

1. Кузьмин, А. И. Героическая тема в русской литературе /

А. И. Кузьмин. - М., 1974.

2. История русской литературы : в 4 т. Т. 1. - Л., 1980.

3. Лихачев, Д. С. Великое наследие: Классические произведения Древней Руси / Д. С. Лихачев. - М., 1975.

4. Словарь книжников и книжности Древней Руси : в 3 вып. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987.- Л., 1987.

5. Робинсон, А. Н. Эволюция героических образов в повестях о Куликовской битве / А. Н. Робинсон // Куликовская битва в литературе и искусстве. - М., 1980.

6. «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания «Слова» / АН СССР, Ин-т рус. лит. - М. ; Л. : Наука, 1966.