ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
точен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.
Внастоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления государственной молодежной политики. Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах, так как очевидно, что недостаточный профессионализм и функциональная несостоятельность кадрового состава неизбежно становятся причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде.
Всвязи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики.
Решение проблем реализации государственной молодежной политики в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики предполагает:
——формирование в общественном сознании представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;
——подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая изучение вопросов организации работы с молодежью;
——подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи;
——объединение интеллектуальных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и неправительственных организаций) для решения задач кадрового обеспечения государственной молодежной политики.
Цель, задачи и принципы развития кадрового потенциала молодежной политики
Основной целью развития кадрового потенциала молодежной политики является создание условий для оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами, обеспечивающими развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.
31
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
——определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
——организация профориентационной работы с молодежью, направление выпускников общеобразовательных школ на учебу на условиях целевой контрактной подготовки;
——отбор специалистов для формирования резерва руководителей организаций и учреждений, их обучение и стажировка;
——подготовка и повышение квалификации кадров в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
——изучение причин текучести кадров, выработка мер по закреплению специалистов на местах, включая дополнительные специальные гарантии и льготы как для работающих руководителей, специалистов, так и для поступивших на работу выпускников образовательных учреждений.
Организация системы формирования кадрового потенциала требует обоснования и разработки целевой программы действий и определяет следующие подходы и решения:
——разработку концепции кадровой политики и кадрового обеспечения молодежной политики на всех уровнях (от федерального до муниципального);
——постоянный мониторинг ситуации в отраслях сферы государственной молодежной политики;
——оценку и характеристику развивающегося рынка труда, определение потребности в специалистах сферы государственной молодежной политики с высшим профессиональным образованием;
——разработку системы профессиональной ориентации и непрерывного образования как единого комплекса, включающего в себя: школы — СПТУ (лицеи) — техникумы (колледжи) — ВУЗы; разработку бюджета подготовки кадров для сферы молодежной политики с определением местных источников финансирования.
В практике кадрового обеспечения функционируют четыре источника:
——первый — федеральная система планирования и воспроизводства руководителей и специалистов, научных работников (фор-
32
мирование федеральных органов исполнительной власти, подготовка кадров в вузах федерального подчинения, планирование процессов повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе федеральных структур повышения квалификации, формирование кадрового резерва различных отраслей народного хозяйства и т.п.);
——второй — отраслевая система организации работы с кадрами, управления кадровыми процессами (формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения отрасли, проведенwеспечения процесса развития кадрового потенциала отрасли, формирование сети специализированных организаций в регионах и т.п.);
——третий — региональная система воспроизводства, подготовки, использования кадрового потенциала работников, а также регионального заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения региона кадрами по работе с молодежью, проведение научных исследований в этой сфере, организация информационного обеспечения процесса развития кадрового потенциала региона, формирование сети специализированных организаций в регионе и т.п.;
——четвертый — структуры формирования кадрового потенциала организаций и учреждений (организация мониторинга востребованности кадров по работе с молодежью в организациях и учреждениях, формирование специализированных подразделений по работе с молодежью, формирование их кадрового резерва, заказ на повышение их квалификации и переподготовку, информирование молодых работников об их правах и обязанностях, организация удовлетворения их потребностей в образовании, занятости, жилье, воспитании детей, досуге,
оздоровлении и т.п.).
В основу процесса реализации данной Концепции положена трехуровневаясистемавзаимодействиягосударственныхиобщественных структур, осуществляющих работу с молодежью на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное
33
ресурсное обеспечение. В рамках федеративного устройства нашего государства необходимо выделить три уровня государственной молодежной политики: на федеральном уровне Концепция ориентируется на общероссийские социокультурные ценности; на региональном уровне учитываются традиции молодежного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым людям из числа малых народов); на местном уровне происходит поддержка молодых людей с учетом специфических особенностей местных условий.
Основными принципами развития кадрового потенциала являются:
——признание молодежи как социальной группы, имеющей стратегическое значение для будущего общества;
——разностороннее развитие образовательного процесса (вариативность организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания обучения, расширение диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов);
——функциональное взаимодействие образовательной и профессиональной деятельности в целях совершенствования образовательного процесса;
——дифференциация обучения — выбор форм и методов обучения в зависимости от состава обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;
——осуществление поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации кадрового потенциала государственной молодежной политики в Российской Федерации;
——развитие преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодеж-
ной политики в Российской Федерации.
Совокупность указанных принципов, определяющих концептуальные основы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации, должна учитываться при определении стратегических приоритетов данного направления.
34
Основные направления реализации Концепции
Основными направлениями развития кадрового потенциала молодежной политики в рамках данной Концепции являются:
Всфере определения методологических подходов
1.Определение приоритетов кадровой работы и перспектив разработки и внедрения единого подхода к координации и регулированию деятельности.
2.Проведение мониторинговых исследований по анализу структур и кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи регионального и муниципального уровней.
Результаты исследований станут основанием для разработки стандартов государственной молодежной политики, требований к подготовке специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, организации их переподготовки и повышения квалификации.
3.Разработка методологических, организационно-методических, правовых и экономических основ работы с кадрами, подготовка концепции управления кадровыми и образовательными процессами.
4.Прогнозирование демографической базы формирования кадрового потенциала и рынка труда, разработка методических рекомендаций определения потребности в кадрах, моделирование долгосрочных потребностей кадрового обеспечения, разработка информационно-поисковых систем и банка данных по профессионально-квалификационным признакам персонала, совершенствование методик его оценки, проведение аттестации, разработка методологии формирования кадрового резерва руководителей.
5.Разработка рекомендаций по оценке эффективности действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере молодежной политики и предложений по ее совершенствованию с учетом отечественного и зарубежного опыта; оценка путей решения проблемы воспроизводства кадров с привлечением внебюджетных источников финансирования; разработка инновационных программ учебно-рабочих мест для кадров новых специализаций.
35
6.Издание методической литературы, сборников нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области молодежной политики.
Всфере организационной работы
1.Создание Экспертного совета Минспорттуризма России по вопросам кадрового и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики.
2.Создание и поддержка Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики.
3.Формирование базы данных кадрового состава и резерва учреждений органов по делам молодежи.
4.Проведениевсероссийскихконференций,совещанийпопроблемам кадрового обеспечения государственной молодежной политики для руководителей и специалистов органов по делам молодежи.
5.Проведение конкурса проектов и программ для изучения и обобщения инновационного опыта по данному направлению.
6.Проведение ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Работник сферы государственной молодежной политики».
Всфере подготовки кадров
Подготовка специалистов по работе с молодежью стала возможна
в2003/2004 учебном году после принятия Приказа Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2003 г. № 3310 «Об эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью».
В2009 году будет первый выпуск по специальности «Организация работы с молодежью» по 15 специализациям. С сентября 2009 года будет осуществляться переход на многоуровневое образование
врамках новых федеральных государственных образовательных стандартов (далееФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью».
Всоответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью», утвержденным Мини-
36
стерством образования и науки Российской Федерации 27 декабря 2005 года (регистрационный номер: 767 гум/СП), областью профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью является:
——организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;
——осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;
——организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в общество;
——организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;
——содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;
——содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;
——участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;
——содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;
——организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;
——поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодеж-
ной среде.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью выступают:
——муниципальные, государственные, неправительственные организации и учреждения, реализующие функции государственной молодежной политики и работы с молодежью;
——организации, учреждения и предприятия, на которых обучаются, трудятся, пребывают молодые люди;
——формальные и неформальные объединения и сообщества молодежи;
——федеральные, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Основные виды профессиональной деятельности включают:
——воспитательную;
——управленческую;
37
——профилактическую;
——исследовательскую;
——информационную;
——консалтинговую.
Однако, по социологическим данным, к настоящему моменту чет-
ких нормативов численности специалистов по работе с молодежью не разработано. Хотя даже приблизительная оценка вышеописанных задач, которые должны решать специалисты по работе с молодежью показывает, что прием студентов на современном уровне менее 1000 человек в год по всем регионам Российской Федерации явно не достаточен.
Необходимо отметить, что действующий количественный принцип подготовки молодых кадров (больше набрать учащихся, больше включить дисциплин для изучения и т.д.) без учета количественного и качественного предложения и спроса на рынке труда молодых работников приводит к тому, что значительная часть выпускников не востребована сферой молодежной политики. Повышение эффективности трудоустройства молодых кадров требует более тесно увязать объемы их подготовки, а также учебные планы и программы подготовки учащихся с реальным спросом работодателей для конкретных производств и предприятий.
С этой целью необходимо:
1.Развивать систему профессионального обучения работников сферы государственной молодежной политики.
2.Постоянно совершенствовать государственные образовательные стандарты в соответствии с государственным заказом и изменяющимися требованиями работодателей.
3.Обеспечить единый образовательный процесс программами обучения кадров для всех уровней непрерывной системы образования, нормативной, методической и учебной литературой, обучающими компьютерными программами, пособиями для дистанционного обучения с учетом региональных особенностей.
4.Разработать методические рекомендации по реализации государственных требований дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики».
5.Выявлять, обобщать и внедрять инновационный и перспективный опыт регионов в данном вопросе.
38
Всфере профессиональной переподготовки
В2002 году были утверждены государственные требования к миниму-
му содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эти программы реализуются целым рядом учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Для совершенствования работы в сфере профессиональной переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики необходима реализация следующих мероприятий:
1.Организация непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации субъектов кадровой политики с установлением периодичности не реже одного раза в три года с последующей аттестацией и присвоением квалификационных разрядов (категорий) по оплате труда.
2.Применение практики интенсивных (1-2 мес.) курсов переподготовки кадров с привлечением ведущих специалистов с современными знаниями и опытом в области финансов, кредита, финансового права, управления имуществом, прибылью, капиталом.
3.Проведение тематических семинаров по различным направлениям государственной молодежной политики для специалистов органов по делам молодежи, учреждений и организаций («Финансово-хозяйственное обеспечение деятельности органов и учреждений по делам молодежи», «Современные подходы к организации оздоровительного отдыха детей и молодежи» и др).
4.Проведение научно-практических конференций по учебнометодическому обеспечению ФГОС высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.
5.Разработка и издание программ, учебных пособий в рамках ФГОС и дополнительной квалификации по направлению «Организация работы с молодежью».
Всфере повышения квалификации
Повышение квалификации стимулирует профессиональный рост работников сферы молодежной политики и должно стать неотъемлемым звеном системы работы с кадрами молодежной политики.
39