ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.

Внастоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления государственной молодежной политики. Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах, так как очевидно, что недостаточный профессионализм и функциональная несостоятельность кадрового состава неизбежно становятся причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде.

Всвязи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики.

Решение проблем реализации государственной молодежной политики в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров молодежной политики предполагает:

——формирование в общественном сознании представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;

——подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая изучение вопросов организации работы с молодежью;

——подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи;

——объединение интеллектуальных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и неправительственных организаций) для решения задач кадрового обеспечения государственной молодежной политики.

Цель, задачи и принципы развития кадрового потенциала молодежной политики

Основной целью развития кадрового потенциала молодежной политики является создание условий для оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами, обеспечивающими развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.

31

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

——определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

——организация профориентационной работы с молодежью, направление выпускников общеобразовательных школ на учебу на условиях целевой контрактной подготовки;

——отбор специалистов для формирования резерва руководителей организаций и учреждений, их обучение и стажировка;

——подготовка и повышение квалификации кадров в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;

——изучение причин текучести кадров, выработка мер по закреплению специалистов на местах, включая дополнительные специальные гарантии и льготы как для работающих руководителей, специалистов, так и для поступивших на работу выпускников образовательных учреждений.

Организация системы формирования кадрового потенциала требует обоснования и разработки целевой программы действий и определяет следующие подходы и решения:

——разработку концепции кадровой политики и кадрового обеспечения молодежной политики на всех уровнях (от федерального до муниципального);

——постоянный мониторинг ситуации в отраслях сферы государственной молодежной политики;

——оценку и характеристику развивающегося рынка труда, определение потребности в специалистах сферы государственной молодежной политики с высшим профессиональным образованием;

——разработку системы профессиональной ориентации и непрерывного образования как единого комплекса, включающего в себя: школы — СПТУ (лицеи) — техникумы (колледжи) — ВУЗы; разработку бюджета подготовки кадров для сферы молодежной политики с определением местных источников финансирования.

В практике кадрового обеспечения функционируют четыре источника:

——первый — федеральная система планирования и воспроизводства руководителей и специалистов, научных работников (фор-

32


мирование федеральных органов исполнительной власти, подготовка кадров в вузах федерального подчинения, планирование процессов повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе федеральных структур повышения квалификации, формирование кадрового резерва различных отраслей народного хозяйства и т.п.);

——второй — отраслевая система организации работы с кадрами, управления кадровыми процессами (формирование отраслевого заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения отрасли, проведенwеспечения процесса развития кадрового потенциала отрасли, формирование сети специализированных организаций в регионах и т.п.);

——третий — региональная система воспроизводства, подготовки, использования кадрового потенциала работников, а также регионального заказа на подготовку специалистов, повышение их квалификации и переподготовку, мониторинг процессов кадрового обеспечения региона кадрами по работе с молодежью, проведение научных исследований в этой сфере, организация информационного обеспечения процесса развития кадрового потенциала региона, формирование сети специализированных организаций в регионе и т.п.;

——четвертый — структуры формирования кадрового потенциала организаций и учреждений (организация мониторинга востребованности кадров по работе с молодежью в организациях и учреждениях, формирование специализированных подразделений по работе с молодежью, формирование их кадрового резерва, заказ на повышение их квалификации и переподготовку, информирование молодых работников об их правах и обязанностях, организация удовлетворения их потребностей в образовании, занятости, жилье, воспитании детей, досуге,

оздоровлении и т.п.).

В основу процесса реализации данной Концепции положена трехуровневаясистемавзаимодействиягосударственныхиобщественных структур, осуществляющих работу с молодежью на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное

33

ресурсное обеспечение. В рамках федеративного устройства нашего государства необходимо выделить три уровня государственной молодежной политики: на федеральном уровне Концепция ориентируется на общероссийские социокультурные ценности; на региональном уровне учитываются традиции молодежного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым людям из числа малых народов); на местном уровне происходит поддержка молодых людей с учетом специфических особенностей местных условий.

Основными принципами развития кадрового потенциала являются:

——признание молодежи как социальной группы, имеющей стратегическое значение для будущего общества;

——разностороннее развитие образовательного процесса (вариативность организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания обучения, расширение диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов);

——функциональное взаимодействие образовательной и профессиональной деятельности в целях совершенствования образовательного процесса;

——дифференциация обучения — выбор форм и методов обучения в зависимости от состава обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;

——осуществление поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации кадрового потенциала государственной молодежной политики в Российской Федерации;

——развитие преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодеж-

ной политики в Российской Федерации.

Совокупность указанных принципов, определяющих концептуальные основы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации, должна учитываться при определении стратегических приоритетов данного направления.

34


Основные направления реализации Концепции

Основными направлениями развития кадрового потенциала молодежной политики в рамках данной Концепции являются:

Всфере определения методологических подходов

1.Определение приоритетов кадровой работы и перспектив разработки и внедрения единого подхода к координации и регулированию деятельности.

2.Проведение мониторинговых исследований по анализу структур и кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи регионального и муниципального уровней.

Результаты исследований станут основанием для разработки стандартов государственной молодежной политики, требований к подготовке специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, организации их переподготовки и повышения квалификации.

3.Разработка методологических, организационно-методических, правовых и экономических основ работы с кадрами, подготовка концепции управления кадровыми и образовательными процессами.

4.Прогнозирование демографической базы формирования кадрового потенциала и рынка труда, разработка методических рекомендаций определения потребности в кадрах, моделирование долгосрочных потребностей кадрового обеспечения, разработка информационно-поисковых систем и банка данных по профессионально-квалификационным признакам персонала, совершенствование методик его оценки, проведение аттестации, разработка методологии формирования кадрового резерва руководителей.

5.Разработка рекомендаций по оценке эффективности действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере молодежной политики и предложений по ее совершенствованию с учетом отечественного и зарубежного опыта; оценка путей решения проблемы воспроизводства кадров с привлечением внебюджетных источников финансирования; разработка инновационных программ учебно-рабочих мест для кадров новых специализаций.

35

6.Издание методической литературы, сборников нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области молодежной политики.

Всфере организационной работы

1.Создание Экспертного совета Минспорттуризма России по вопросам кадрового и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики.

2.Создание и поддержка Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики.

3.Формирование базы данных кадрового состава и резерва учреждений органов по делам молодежи.

4.Проведениевсероссийскихконференций,совещанийпопроблемам кадрового обеспечения государственной молодежной политики для руководителей и специалистов органов по делам молодежи.

5.Проведение конкурса проектов и программ для изучения и обобщения инновационного опыта по данному направлению.

6.Проведение ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Работник сферы государственной молодежной политики».

Всфере подготовки кадров

Подготовка специалистов по работе с молодежью стала возможна

в2003/2004 учебном году после принятия Приказа Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2003 г. № 3310 «Об эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью».

В2009 году будет первый выпуск по специальности «Организация работы с молодежью» по 15 специализациям. С сентября 2009 года будет осуществляться переход на многоуровневое образование

врамках новых федеральных государственных образовательных стандартов (далееФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью».

Всоответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью», утвержденным Мини-

36


стерством образования и науки Российской Федерации 27 декабря 2005 года (регистрационный номер: 767 гум/СП), областью профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью является:

——организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

——осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

——организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в общество;

——организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;

——содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

——содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;

——участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

——содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

——организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;

——поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодеж-

ной среде.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью выступают:

——муниципальные, государственные, неправительственные организации и учреждения, реализующие функции государственной молодежной политики и работы с молодежью;

——организации, учреждения и предприятия, на которых обучаются, трудятся, пребывают молодые люди;

——формальные и неформальные объединения и сообщества молодежи;

——федеральные, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Основные виды профессиональной деятельности включают:

——воспитательную;

——управленческую;

37


——профилактическую;

——исследовательскую;

——информационную;

——консалтинговую.

Однако, по социологическим данным, к настоящему моменту чет-

ких нормативов численности специалистов по работе с молодежью не разработано. Хотя даже приблизительная оценка вышеописанных задач, которые должны решать специалисты по работе с молодежью показывает, что прием студентов на современном уровне менее 1000 человек в год по всем регионам Российской Федерации явно не достаточен.

Необходимо отметить, что действующий количественный принцип подготовки молодых кадров (больше набрать учащихся, больше включить дисциплин для изучения и т.д.) без учета количественного и качественного предложения и спроса на рынке труда молодых работников приводит к тому, что значительная часть выпускников не востребована сферой молодежной политики. Повышение эффективности трудоустройства молодых кадров требует более тесно увязать объемы их подготовки, а также учебные планы и программы подготовки учащихся с реальным спросом работодателей для конкретных производств и предприятий.

С этой целью необходимо:

1.Развивать систему профессионального обучения работников сферы государственной молодежной политики.

2.Постоянно совершенствовать государственные образовательные стандарты в соответствии с государственным заказом и изменяющимися требованиями работодателей.

3.Обеспечить единый образовательный процесс программами обучения кадров для всех уровней непрерывной системы образования, нормативной, методической и учебной литературой, обучающими компьютерными­ программами, пособиями для дистанционного обучения с учетом региональных особенностей.

4.Разработать методические рекомендации по реализации государственных требований дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики».

5.Выявлять, обобщать и внедрять инновационный и перспективный опыт регионов в данном вопросе.

38

Всфере профессиональной переподготовки

В2002 году были утверждены государственные требования к миниму-

му содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эти программы реализуются целым рядом учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Для совершенствования работы в сфере профессиональной переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики необходима реализация следующих мероприятий:

1.Организация непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации субъектов кадровой политики с установлением периодичности не реже одного раза в три года с последующей аттестацией и присвоением квалификационных разрядов (категорий) по оплате труда.

2.Применение практики интенсивных (1-2 мес.) курсов переподготовки кадров с привлечением ведущих специалистов с современными знаниями и опытом в области финансов, кредита, финансового права, управления имуществом, прибылью, капиталом.

3.Проведение тематических семинаров по различным направлениям государственной молодежной политики для специалистов органов по делам молодежи, учреждений и организаций («Финансово-хозяйственное обеспечение деятельности органов и учреждений по делам молодежи», «Современные подходы к организации оздоровительного отдыха детей и молодежи» и др).

4.Проведение научно-практических конференций по учебнометодическому обеспечению ФГОС высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.

5.Разработка и издание программ, учебных пособий в рамках ФГОС и дополнительной квалификации по направлению «Организация работы с молодежью».

Всфере повышения квалификации

Повышение квалификации стимулирует профессиональный рост работников сферы молодежной политики и должно стать неотъемлемым звеном системы работы с кадрами молодежной политики.

39