ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СИРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СРС

1.Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2.Постановка познавательных задач.

3.Алгоритм выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

4.Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков

еепредставления.

5.Определение видов консультационной помощи (консультации установочные, тематические, проблемные).

6.Критерии оценки, отчетности и т.д.

7.Виды и формы контроля (практика, контрольные работы, тесты, семинар и др.). Самостоятельная работа включает воспроизводящие творческие процессы в

деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС: репродуктивный (тренировочный); реконструктивный; творческий, поисковый.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

Самостоятельные реконструктивные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования и организации собственного учебного труда.

Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Таким образом, для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

1.Комплексный подход к организации СРС (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).

2.Обеспечение контроля над качеством выполнения СРС (требования, консультации).

3.Использование различных форм контроля.

Формы СИРС

При изучении каждой дисциплины организация СИРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.


2.Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3.Творческая, научно-исследовательская работа.

Конкретные формы внеаудиторной СИРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

реферирование статей, отдельных разделов монографий;

изучение учебных пособий;

изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

выполнение контрольных работ;

написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;

участие студентов в составлении тестов;

выполнение исследовательских и творческих заданий;

написание курсовых и дипломной работ;

составление библиографии и реферирование по заданной теме;

создание наглядных пособий по изучаемым темам;

самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;

занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др. Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов

предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине,включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может:

освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной (дипломной) работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Технологическая организация СИРС

Технологическая цепочка СИРС выглядит следующим образом: преподаватель по определенной дисциплине определяет трехуровневые цели деятельности (репродуктивные, реконструктивные и творческие) и конкретные формы работы, выстраивает систему мотивации студентов, обеспечивает их учебно-методическими материалами, устанавливает сроки промежуточных отчетов о проделанной работе,


организует деятельность творческих групп, читает вводную лекцию, проводит консультации, контролирует результаты самоконтроля и самокоррекции студентов, оценивает результаты их работы (индивидуальные или групповые).

Если говорить о технологической стороне, то организация СИРС может включает в себя следующие составляющие:

1.Технология отбора целей самостоятельной работы.Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2.Технология отбора содержания СИРС.Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуальнопсихологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При отборе содержания необходимо учитывать содержательную специфику дисциплин.

3.Технология конструирования заданий.Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4.Технология организации контроля.Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Вопрос 24

Виды контроля результатов самостоятельной исследовательской деятельности студентов как принцип обратной связи.

Совершенно очевидно, что знания без подкрепления их самостоятельной деятельностью не могут стать достоянием человека. Самостоятельная работа особенно важна, когда происходит становление профессионала. Вот почему высшую школу от общеобразовательной отличает, прежде всего, более высокая степень самостоятельности обучающихся.В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов учебновоспитательного процесса в высшем учебном заведении. Важность этой проблемы связана с той новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на компетентностную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса и поэтому возникает проблема ее эффективности и активизации. Однако активизация самостоятельной работы не достигается пропорциональным увеличением времени, затрачиваемой на нее. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы, ее технологичность при овладении профессиональными компетенциями.

В современной педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа студента». Наиболее глубокий анализ


данного понятия с организационной и содержательной сторон рассмотрен в работах П.И. Пидкасистого . Под самостоятельной работой студентов он понимает разнообразие типов учебных производственных или исследовательских заданий, выполняемых студентами под руководством преподавателя (или самоучителя), с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки системы поведения.

Рассматривая организацию самостоятельной работы как некоторый компонент управления самостоятельной работой студентов, П.И. Пидкасистый формулирует следующие принципы управления самостоятельной работой студентов:

1)расчленение учебного материала изучаемой дисциплины на учебные единицы;

2)определение дидактических целей учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемую деятельность студентов;

3)управление самостоятельной работой студентов с помощью методических инструкций;

4)систематическая обратная связь, выступающая в виде самоконтроля и включающая также контроль со стороны преподавателя;

5)полное освоение соответствующих дидактических целей, перевоплощенных в познавательные задачи каждой учебной единицы Г.Н. Диниц в исследовании «Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов» выделяет следующие основные черты самостоятельной деятельности в высшей школе:

целенаправленность, то есть такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели;

продуманность. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию,

вкоторой ему предстоит действовать, и выбирает способы и средства достижения цели, последовательность будущих действий;

осознанность, планирование и предвидение возможного результата, наличие логической схемы;

структурность, специфический набор действий и последовательность их осуществления;

результативность, когда деятельность своё завершение находит в результате.

С.И. Архангельский трактует понятие «самостоятельная работа» как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Самостоятельная работа студента как вид учебно-познавательной деятельности включает в себя две части:

• Самостоятельную работу во время аудиторного занятия при непосредственном участии преподавателя и подготовку к аудиторным формам занятий (лекциям, лабораторным, практическим, семинарским занятиям и пр.);


• Внеаудиторную самостоятельную работу студента без непосредственного участия преподавателя, но при его координирующей функции (индивидуальная творчески ориентированная асинхронная самостоятельная работа).

Для оценивания результатов самостоятельной работы целесообразно применять следующие эффективные техники оценивания компетенций:

оценка по уровню развития компетенций;

обсуждение и дискуссия, объяснение студентом своей точки зрения;

презентации;

навыки публичного выступления, защита проекта;

оценочное собеседование как инструмент, позволяющий открыто обсуждать слабые и сильные стороны выполненного задания;

рейтинговая модель, определяющая степень продвижения обучающегося по лестнице успеха в однотипной среде;

мониторинговая модель, предусматривающая создание «портфолио» достижений, работ и отзывов;

тесты учебных достижений и опросники, анкетирование;

проверка текстов различного уровня заданий;

эссе.

Контроль за результатами самостоятельной работы осуществляется: на практических занятиях (студенты делают сообщения, доклады по итогам самостоятельной работы); на индивидуальных консультациях (выполнение письменных работ, разработка технологии); на зачете (защита исследовательской работы), на экзамене.Поскольку в рамках компетентностного подхода при определении результата образования логическое ударение делается не на сами знания, а на применение их на практике, на развитие у обучающихся компетентностей (личностных качеств, знаний, отношений и т.д.), целесообразно проводить комплексный контроль и оценку самостоятельной деятельности студента.

Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает: контроль за достижением планируемых результатов обучения, обеспечивающих совершенствование конкретных компетентностей,и контроль за развитием способности к самообразованию.

Контроль за достижением планируемых результатов обучения, обеспечивающих совершенствование конкретных компетентностей предполагает: проверку умений, навыков, усвоенных способов деятельности и уровня компетентности.

При проверке умений контролируется:

− владение теориями (узнавание теории; отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории; раскрытие содержания теории, характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов, осуществление на основе теории практических действий);