ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Балтийская международная академия
Требования к уровню освоения содержания курса
Объем курса и виды учебной работы
Тема: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы
Методики изучения внутригрупповых отношений
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия
Тема: Социально-психологическая характеристика личности
Методика 2. Восприятие индивидом группы
Кооперативность (внимание к интересам других)
Методика 3.Оценка способности к эффективному управлению
Методика 4. Диагностика стиля лидерства
Методика 5. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "социальная психология "
Методические рекомендации по написанию реферативных работ
Примерная тематика курсовых работ
Балтийская международная академия
Высшая школа психологии
Никифоров Олег Владимирович
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Программа и практикум
РИГА – 2007
Данная программа и методические рекомендации представляют собой основу современного изучения курса «Социальная психология». Методические указания адресованы студентам – психологам и предусмотрены в содержании курса.
Составитель:
Доктор психологии, профессор Никифоров О.В.
ПРОГРАММА КУРСА
«Социальная психология»
Пояснительная записка
Система высшего педагогического образования направлена на вхождение в мировое образовательное пространство. Это вызывает внесение изменений в методик преподавания всех дисциплин. Идет интенсивный поиск новых форм учебно-методического обеспечения образовательного процесса при подготовке будущих специалистов.
Предлагаемая программа представляет собой компактное изложение основ важнейшей для будущих учителей дисциплины – социальная психология и определяет ориентиры более обстоятельного усвоения содержания психологии, способствует организации самостоятельного процесса изучения дисциплины.
Программа по «Социальной психологии» сохранила наиболее устоявшиеся темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания в педагогических институтах. В содержание курса были внесены изменения в связи с тем, что данная дисциплина изучается студентами предметных факультетов, и является одной из теоретических основ их профессиональной подготовки.
Программа включает в себя следующие разделы:
Введение в предмет социальной психологии.
Социальная психология общения.
Социальная психология больших групп.
Социальная психология малых групп.
Социальная психология личности.
Прикладная социальная психология.
Программа построена с учетом новейших достижений социально-психологической науки и практики. Большое внимание уделяется освещению теоретических и методологических проблем социальной психологии.
Цель изучения «Социальной психологии» заключается в овладении современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмами саморегуляции и саморазвития общества, о проблемах взаимодействия общества и культуры, общества и личности.
Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут студенту ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими, оказывать социальную помощь и поддержку детям и взрослым.
Цели и задачи курса
Дисциплина «Социальная психология» сохранила наиболее устоявшиеся темы и разделы, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания в педагогических университетах. В содержание курса были внесены изменения в связи с тем, что данная дисциплина изучается студентами непсихологических факультетов, является одной из теоретических основ их профессиональной подготовки.
Курс «Социальная психология» составлен с учетом, как традиционных вопросов социальной психологии, так и ее актуальных проблем и данных, причем осмысленных в современных методологических и прикладных аспектах. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебного коллектива, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.
Цель дисциплины – сформировать у студентов систему знаний о социальной психологии как науке, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Задачи дисциплины – знакомство студентов:
с социально-психологическими характеристиками (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, группы как целостных образований;
с закономерностями социального поведения людей и групп;
с феноменом взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма – общение;
с массовыми психическими явлениями, субъектами которых выступают средние по количественному составу и большие социальные группы;
с психологическими механизмами социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия;
с активными методами и технологиями социального психологического воздействия;
с психодиагностическими методами изучения социально-психологических явлений.
Требования к уровню освоения содержания курса
Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут студенту ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими, оказывать социальную помощь и поддержку детям и взрослым.
Студенты должны знать:
методологические основы современной отечественной и зарубежной социальной психологии;
основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания;
основные категории и понятия социальной психологии;
основные социально-психологические факты и их интерпретацию;
методы изучения личности в различных социо-культурных средах;
методы и приемы активного психолого-педагогического обучения;
систему знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту;
систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; об особенностях педагогического общения;
пути приобщения учащихся к общечеловеческим, национальным духовным ценностям, формирования активного отношения к миру;
проблемы семьи и семейного воспитания; современными методами педагогического взаимодействия с родителями, пропаганды психолого-педагогических знаний среди населения.
Студенты должны уметь:
владеть системой теоретических знаний по основным разделам социальной психологии;
владеть профессиональным языком предметной области знаний, уметь корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;
владеть современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;
научно обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;
в условиях развития науки и имеющейся в социальной практике к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;
различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;
владеть системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту и направлять саморазвитие и самовоспитание личности;
владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;
владеть основными способами взаимодействия личности и социума;
владеть знаниями об особенностях, факторах и динамики групповых процессов;
владеть методами изучения личности в различных социо-культурных средах;
владеть методами и приемами активного психолого-педагогического обучения, обладать развитыми коммуникативными навыками;
пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме;
вести научную дискуссию.
Объем курса и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общая трудоемкость
56
1 или 2
Аудиторные занятия
28
Лекции
14
Практические занятия (семинары)
8
Лабораторные работы
4
Контроль самостоятельной работы студентов
2
Самостоятельная работа
28
Курсовые работы/рефераты
Вид итогового контроля:
зачет
Курс «Социальная психология» предполагает внеаудиторный и аудиторный виды работ. Аудиторные занятия предполагают лекционные, семинарские и лабораторные формы занятий. Лекционные занятия информируют студентов о достижениях науки, об основных положениях курса, раскрывают особенности каждой конкретной темы или знакомят с отдельными проблемами, решенной в науке или решаемой сейчас. Семинарские занятия предполагают обсуждение различных проблем и положений, уяснение методов исследования в психологии. А лабораторные занятия обучают студентов исследовательскому подходу к изучению социальной психологии как науки.
Внеаудиторная работа предполагает подготовку студента к семинарским и лабораторным занятиям по предложенному ниже плану и вопросам, работа с первоисточниками, с последующим их конспектированием, составление терминологического словаря, а также проработку материла, полностью вынесенного на самостоятельную работу студента.