ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
В течение почти всей истории человечества цивилизаций не было, а люди жили в примитивных обществах. Главное отличие цивилизаций от примитивных обществ: первые динамичны, а вторые статичны. Важнейшим фактором жизни любого общества является мимесис – социальное подражание, благодаря которому в обществе распространяются ценности и нормы поведения. В примитивных обществах мимесис направлен в прошлое, на сохранение образа жизни предков. Поэтому изменения в обществе происходят медленно. В цивилизациях же мимесис направлен в будущее, на восприятие инноваций, ориентирован на творческих людей.
Для того, чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению – резкое ухудшение условий жизни. Это ухудшение представляет собой вызов- постановку задачи, которое общество должно решить. Найденное обществом решение есть его ответ на вызов. Успешным ответом на вызов будет такое изменение общества, которое обеспечивает его дальнейшее существование в новых условиях. Действие механизма Вызова-и-Ответа – так называет его Тойнби – является фактором, противостоящим силе инерции.
Тойнби разделяет всех членов цивилизационного общества на две части: творческое меньшинство и инертное большинство. Именно творческое меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь.
Цивилизации сходят с исторической арены не потому, что завершился цикл их жизнедеятельности. Цивилизации умирают в силу того, утверждает ученый, что у них «угасает жизненный порыв». В результате этого они не могут найти адекватный «ответ» на очередной исторической «вызов».
Процесс заката цивилизации проходит три стадии: надлома, разложения и гибели.
План истории человечества:
-возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации – несовершенные, языческие формы религий;
-вторичные цивилизации: формирование высших религий – буддизма, иудаизма, христианства, ислама;
-третичные цивилизации – современные цивилизации, в которых зарождаются элементы новых высших религий, которые в перспективе должны слиться в единую «религию будущего».
Таким образом, Тойнби приходит к тому, что подлинная история есть диалог человека с Богом. И в этом он просматривает идею исторического прогресса.
-
Особенности культ. Теории п.А.Сорокина
П.Сорокин, не отрицая своеобразия культур, пытается найти общие черты не только в их исторической судьбе, но и в их содержании. Это позволило ему разработать типологию культуры и построить теорию, раскрывающую динамику культурно-исторического процесса, которую он излагает в своем труде «Социальная и культурная динамика».
Культура по сути своей является ценностной системой. Она задает точку отсчета, определяет направление осей координат при принятии тех или иных решений, при выборе того или иного пути движения социального организма. Через ценности, проявляются скрытые от прямого наблюдения культурные качества феноменов. Следовательно, анализируя мир ценностей, исследователь получает возможность составить представление о мире культуры того или иного общества, той или иной формации.
Согласно воззрениям Сорокина, в истории происходит чередование трех типов культуры: -идеациональной; -идеалистической; -чувственной (сенсетивной);
Под первым типом культуры понимает такую культуру, которая основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности ценности. Такой тип культуры был характерен для брахманской Индии, Греции с начала У111в. по конец У1 вв. дл н.э. Подобная культура отличалась несомненным достоинством – целостностью, интегративностью, что позволило гармонизировать бытие отдельного индивида, избавленного от мучительной процедуры сравнения ценностей систем, постоянного выбора ценностей как целей жизнедеятельности. Однако данной тип культуры был обречен на исчезновение. Уже с середины Х11 века началось разрушение идеациональной системы ценностей, что привело к появлению культуры нового типа – идеалистической.
Основополагающим принципом идеалистической культуры является прежде всего признание того, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. В рамках данной культуры, сосуществуют две системы ценностей, которые взаимодополняют и, соответственно, взаимоограничивают друг друга. Культура подобного типа существовала уже в Греции в период с У по 1У вв. до н.э. она была сориентирована одновременно на Бога и человека и всеми своими средствами выражала идею синтеза, взаимодополняемости ценностей мира горнего ценностями мира дольнего.
Однако и данной тип культуры сошел с исторической арены, как считает Сорокин, к началу ХУ века. Его приемником стал чувственный тип культуры. Следует отметить, что основополагающим принципом чувственной культуры является объективная деятельность и смысл ее сенсорны. Культура преимущественно сенсетивного тапа существовала во времена палеолита, в Древней Греции и Риме с 111 века до н.э. по1У век. Начиная с эпохи Возрождения, она становится доминирующей в Западной Европе. Сенсетивная культура – антипод идеациональной, что становится особенно заметно, если сравнить средневековой мир с западным обществом ХУ – ХХ веков.
Каждый из перечисленных типов культуры имеет свою мировоззренческую картину мира, свои формы искусства, свою систему эстетических и этических ценностей, свою правовую систему. Сенсетивная культура практична и утилитарна. Опорой познания действительности для нее является чувственный опыт, а наука является наиболее авторитетной системой знания и интенсивно развивается.
Наступает кризис, который философ называет кризисом смены типа культуры. Процесс смены типов культуры далеко не безболезнен. Он сопровождается социальными потрясениями, выбросами неуправляемой социальной энергии, нарастанием напряженности в обществе, утратой индивидами четких ориентиров бытия, распадов одних и возникновением других общественных институтов, утратой многими членами общества своего социального статуса.
Исходя из того, что кризисные явления подобного типа длятся столетиями, Сорокин приходит к неутешительному выводу о том, что в ближайшей перспективе нас ожидают войны и революции, упадок демократических режимов и торжество деспотизма.
Он считает, что причины гибели и смены культурных систем кроются в них самих, а не во внешних воздействиях.
-
Концепция ф.Ницше и его обоснование двух типов культур
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий мыслитель, основатель философии нигилизма, автор известных работ: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихристианин", "Воля к власти".
Концепция философа выразила трагедию современной ему культуры, о которой он говорил как о движущейся в "какой-то пытке напряжения" и направляющейся к катастрофе. Называя два основных источника западноевропейской культуры - античность и христианство, Ницше современное ее состояние не приемлет за пессимизм, массовость, феминизм, религиозность, социализм, главным же образом - за распространение идей, призванных всецело подчинить человека обществу.
Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко выраженной антихристианской направленности, имморализме, нигилизме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей "антикультурного". В его представлении воля выступает основой жизни и раскрывает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Однако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к деградации личности
Ницше выделяет две стихии в человеке, которые культура пытается примирить. Отсюда возникают и два типа культуры: гармонизирующая, или "аполлонийская", и "эмоционально-чувственная, или дионисийская".
"Аполлонийская" опирается на слово, посредством которого упорядочивает мир, схематически его упрощая. В крайней степени развития это начало приводит к отрицанию мира, утрате ценности самосознания, культу посредственностей, лишенных воли и легко поддающихся манипулированию.
По мнению философа, такой тип культуры и личности воплотился в христианстве с его аскетической моралью, враждебной жизни и индивидуальности.
"Дионисийская" культура опирается на волевое, эмоциональное "схватывание действительности" и развивает в человеке трагическое мироощущение, раскрывающее его индивидуальность. Человек, ориентированный на создание творческих ценностей, отвергнувший власть всяческих авторитетов, свободный от предустановленной морали, становится абсолютно свободной сверхличностью. Он сознательно берет на себя ответственность за свои поступки, сознательно изолируется от толпы. Он стремится развивать в себе способность к самоопределению. Воля к самоопределению есть воля к власти над самим собой. Развитие культуры в этой связи понимается как шествие человечества по ступеням самоопределения.
-
Культурологич. Концепции франкфуртской школы (т.Адорно, г.Маркузе, м.Хоркхаймера)
Наиболее известными представителями франкфуртской школы являются три автора: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Герберт Маркузе. Все они начинали свою научную карьеру в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне. Все они являются носителями высокой философской культуры, характерной для немецких авторов. На становление их взглядов оказали существенное влияние А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, К. Маркс и З. Фрейд, а также экзистенциализм М. Хайдегтера. Центр их философствования — человек в современном тоталитарном обществе и выявление возможностей превращения западнoгo индустриального общества в свободную ассоциацию индивидов, где каждый сможет проявить свои возможности творчества.
Точка зрения критической теории общества основывается на гегелевском противоречии, которое, по мысли основоположников франкфуртской школы, позволяет избежать окаменелости, догматического представления об обществе.
Специалисты считают, что позиции франкфуртской школы можно охарактеризовать такими параметрами:
- исследование европейской культуры и рациональности с позиций глобальной проблематики и критического переосмысления истоков цивилизации;
- понимание неразрывной связи между принципом господства человека над природой и принципом господства человека над своей внутренней природой;
- европейская цивилизация основывается на принципе господства, а значит она направлена как против природы, так и против человека;
- новая культура требует новых принципов рациональности, помогающих уйти от "одномерности" общества и человека и создать новое, нетождественное мышление.
Макс Хоркхаймер, что главная задача философии в XX веке — помочь человеку выстоять под натиском тоталитарных режимов и авторитарных методов давления на индивида. Иррациональность современного мира можно преодолеть с помощью критического мышления, которое возможно сформировать только тогда, когда, человек осознает величие диалектики. В основополагающей для Франкфуртской школы работе, написанной Хоркхаймером совместно с Т. Адорно, "Диалектика просвещения" (1948) показано, что диалектика просвещения представляет собой природный принцип господства, которому подчиняется вся природа и который в европейской культуре модифицировался на основе техники и технологии, основанных на рациональности. Европейский человек копирует природный принцип господства и с помощью техники направляет его против самой природы. В этом и заключается главный порок европейской цивилизации.