ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Английский этнолог Э. Тейлор, основоположник антропологии и эволюционной школы в истории, рассматривал культуру как процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов. Он ввел понятие пережитки - живые памятники прошлого, на основе которых вскрывал исторические корни многих непонятных в его дни явлений культуры.

Французский антрополог Л. Леви-Брюль наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Он считал его принадлежностью "низших" обществ, в которых господствуют коллективные представления. Такой тип мышления управляется не законами логики, а "законом сопричастия". Согласно ему воспринимаемый объект может быть самим собой и одновременно иным, находиться сразу в нескольких местах одновременно.

Направление социальной антропологии создали и развивали А.Р. Радклифф-Браун и Б.К. Малиновский. Ведущей функцией культуры они называли передачу социального опыта от поколения к поколению. Культура предстала системой правил образования "устойчивых общественных взаимодействий".

Культура в теории Б.К. Малиновского предстала сложной организованной совокупностью взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей.

Основатель структурной антропологии К. Леви-Строс (р. 1908 за базу построения культуры принял язык, интерпретировал важнейшие институты первобытного общества (брак, родство, тотемизм, ритуал, миф) как особого рода языки, использовав при этом приемы математики, кибернетики, лингвистики и теории информации. Культура понималась им как совокупность знакомых систем, скрытым механизмом действия которой выступало "коллективное бессознательное". Хотя человек на сознательном уровне и манипулирует знаками, утверждал ученый, делает он это по правилам, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием. Как в языке, так и во всех прочих сферах духовной культуры существуют такие правила. В них выражена бессознательная деятельность человеческого духа.

Трагедию современной культуры Леви-Строс видит в том, что человек, пребывая в культурном символическом мире, отошел от следования бессознательным структурам разума, идентичным природе. Следует вернуться к опыту первобытного человека, восстановить целостность чувственного и разумного. Образцом такой гармонии является первобытная мифология - наиболее яркое проявление коллективного бессознательного.



  1. Особенности марксистской концепции к-ры

Марксизм утверждал, что существовали, сменяя одна другую, четыре формации. И им соответствуют типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная. Им на смену приходит или придет коммунистическая культура.

Марксистская концепция культуры разработана основоположниками теории научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В.И. Ленина (1870-1924).

Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, но только в связи с обществом и применительно к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяющим видом человеческого труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму своей социальной организации, собственные взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие характеристики трудовой деятельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления.

Марксизм утверждает, что культура, изменяясь вместе с обществом, совершает процесс поступательного восходящего развития ко все более полным ступеням человеческой свободы, преодолевая и преобразуя последовательно все виды исторической и природной обусловленности. В ходе этого процесса меняются исторические типы культуры, в сущностных своих чертах общие для своих народов, включенных в социальную эволюцию. Это отнюдь не принижает значимости самобытных форм культур.

В подобных своих утверждениях марксизм противостоит большинству буржуазных культурологических концепций, отрицающих исторический прогресс в области культуры. Они могут быть сгруппированы следующим образом:

- элитарные теории культуры;

- теологические концепции;

- теории культурного отстаивания;

- теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций.


  1. Концепция к.Ясперса про единое происхождение человечества и культуры

Для понимания концепции К.Ясперса необходимо помнить, что он являлся представителем экзистенциалистской философии.

Прорыв в потустороннюю подлинную реальность связан у Ясперса с «пограничными ситуациями». Находясь в  этих ситуациях, человек вынужден делать выбор, имеющий решающее значение для его судьбы. По мнению Ясперса, подобные ситуации  свойственны также истории и культуре. Он утверждает, что человечество четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В-третьем -от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его открытости миру. В четвертом – от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытывает на себе сегодня. Периодизация К.Ясперса: первобытность--древневосточные культуры-- осевое время-- научно-техническая революция.

Ось мировой истории Ясперс относит к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до нашей эры. Новое, что возникает в это время, сводится к следующему: -человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы; -разрабатываются основные категории, которыми мы мыслим по сей день; -закладываются основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей; -совершается переход к универсальности. В конечном итоге, происходит открытие того, что позже стало называться разумом и личностью.

Кроме того, Ясперс подчеркивает, что в период 800-200 годах до нашей эры древние культуры столкнулись с «великой альтернативой»: выбором между демоническим и божественным. В этой «пограничной ситуации» вопрос был решен в пользу единобожия и надолго определил дальнейшее развитие культуры всего человечества.


  1. Концепции культурно-исторических типов (н.Данилевский, о.Шпенглер)

Н.Я. Данилевский одним из первых попытался найти новых подход к пониманию культурно-исторического процесса. Он пишет книгу «Россия и Европа», где утверждает, что общепринятую периодизацию истории – разделения ее на древнюю, средневековую и новую – неправомерно распространять на всемирную истории. У каждой страны есть своя древняя, средняя и новая история. Развивая эту мысль, Данилевский отвергает: -во-первых, европоцентристское истолкование истории; -во-вторых, принцип однолинейного исторического процесса.

И предлагает взамен новый взгляд на историю. Центральной идеей Данилевского становится идея о культурно-исторических типах, которые соответствуют типам цивилизаций, под которые можно подвести все многообразие различных культур, существовавших ранее и известных ныне. Выделение данных типов не представляет особого труда. Они, в принципе, общеизвестны. Расположенные в хронологическом порядке, эти типы могут быть выделены следующим образом: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский или аравийский, 10) германо-романский или европейский.

Данилевский отмечает, что одни культурно-исторические типы были уединенными (такие, как китайский, индийский и др.), другие – преемственными (такие, как египетский, древнесемитский, греческий, римский, еврейский, романо-германский и др.).

Большой интерес представляет решение Данилевским вопроса о преемственности культур.

  1. Механизм эволюции цивилизации в концепции а. Тойнби

Тойнби создал оригинальную концепцию генезиса цивилизаций, которая позволяет не только объяснить, почему возникает та или иная цивилизационная система, но и спрогнозировать вероятный ход событий, предсказать судьбу цивилизации, о которой люди, являющиеся носителями ее ценностей, даже не догадываются. Постижение истории».

Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующий рядом друг с другом.

Каждая цивилизация представляет собой локальное образование, которое обладает только ему присущими чертами. Единой цивилизации как таковой нет. Срок существования отдельной цивилизации больше, чем срок жизни отдельной нации, но меньше срока, отпущенного человечества в целом. Это заставляет Тойнби к вопросу о непрерывности истории. Он различает: -этапы истории одной и той же цивилизации (аналогично периодам жизни отдельного индивида); -непрерывную связь во времени между разными цивилизациями (аналогично отношениям между родителями и детьми). Обращаясь к вопросу типологии культуры, Тойнби озабочен тем, чтобы описать все исторически существовавшие цивилизации. В начале своего труда Тойнби указывает 21 цивилизацию, а ко времени его окончания увеличивает их до 37. Большинство цивилизаций являются в настоящее время мертвыми. Существующих ныне цивилизаций Тойнби насчитывает семь. Это западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская цивилизации. В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие «универсальной» церкви и степени удаленности от того места, где зародилась цивилизация.