ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опредмечивание – распредмечивание образуют единую цепь творчества и сотворчества и в явном или не явном виде представляют собой общение, коммуникацию.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Если процесс деятельности человека «запечатлевает» его уникальность, то мир культуры - это мир не мертвых вещей, а живых личностей, индивидуальностей.

Отдавая или не отдавая себе в этом отчета, мы подходим к явлению культуры с вопросом, кто это, какая душа воплотилась в этом предмете. И здесь становится ясным, почему О.Шпенглер, рассматривая культуру не на индивидуальном, а на национальном уровне, утверждал, что всякая национальная культура несет в себе особую идею, составляющую душу культуры, и мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой.

Из вышесказанного мы может сделать выводы: во-первых, что всякая культура по своей природе уникальна, во-вторых, она базируется на творчестве, охватывая преимущественно духовное производство, в-третьих, культура разворачивается в пространстве коммуникации. Это ее определяющие, доминантные черты.

Проникнув в существо культуры до некой минимально необходимой грани, мы можем теперь уточнить понятие цивилизация. Для цивилизации, раскрытия ее смысла, ключевыми являются иные понятия. Это понятия «производство», «потребление» и «обмен информацией».

в основе цивилизации доминирует материальная составляющая. А так как итогом материального развития общества становится производство и потребление, то возникает тенденция к их унифицированным формам. Этому способствует и развитие науки, которая все более

ориентируется на создание новых форм для удовлетворения потребностей человека и их стандартизацию. Информационные потоки в условиях цивилизации становятся доминирующими в системе личных и общественных контактов.

И все же, проведенный анализ терминов говорит о тот, что культура и цивилизация - это понятия, неразрывно взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга. Это две стороны одно и того же явления, сопровождающего становление социальной общности людей.

Разграничение между ними можно свести к следующим параметрам.


1. Время возникновения:

- культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом;

- цивилизация на определенном этапе эволюции общества;

2. Базисные понятия:

- в культуре – это универсальные, общечеловеческие ценности и, прежде всего, духовность;

- в цивилизации - прогресс, польза, выгода, рационализм;

3.Соотношение со сферой культурной деятельности:

-культура связана с духовно-теоретической деятельностью: искусством, религией, философией, наукой;

-цивилизация связана с предметно-практической деятельностью: экономикой, политикой, техникой.

4. Функциональное назначение:

- культура выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное;

- цивилизация обеспечивает технологические и социально-организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования.

5. Результаты воплощения:

-в культуре – в шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием;

-в цивилизации – в достижениях научно-технического прогресса, в росте индустриализации, росте индустрии, атеизме, продуктах массовой культуры.

6. Значение:

- культура способствует росту духовности, увеличивает степень внутренней и внешней свободы человека;

-цивилизация способствует подъему материального благосостояния, комфортабельности и стандартизации жизни, увеличению численности населения, урбанизации и т.д.

  1. Культура и цивилизация. Типы цивилизации

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

На основании вышесказанного, можно утверждать, что понятие цивилизации имеет общий характер и охватывает самые различные типы обществ. Эти типы можно выделить по таким признакам, как


-экономический строй общества;

-организация политической власти;

-господства определенной религии в общественном сознании;

-языковая общность;

-сходство природных условий и др.

В науке нет единства по вопросу численности цивилизаций. Это касается и классификации типов цивилизационных сообществ. Рассмотрим некоторые из них.

Так, беря за основу экономический строй общества, К.Маркс в качестве различных цивилизаций выделил общественно-экономические формации – рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Поэтому описание исторических типов культуры выступает как конкретно-исторические формы, в которых воплотилась на европейском континенте рабовладельческая, феодальная и другие цивилизации. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Месопотамии, Ирана.

В культурологии проводится различие между аграрной и индустриальной цивилизациями. В аграрной цивилизации господствует культура патриархального, «традиционного» типа, для которой характерны такие черты, как

- близость к природе;

- консерватизм, прочность традиций и обычаев;

- большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта и слабость межкультурных контактов;

- господство фольклорно-этнического начала в культуре и т.п.

Разновидностью аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая (у кочевых народов) с соответствующими культурами.

Индустриальная цивилизация отличается приоритетом:

-городской культуры;

- быстрым ростом образования и развитием научных знаний;

-ускоренными темпами жизни, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности населения;

- большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей и пр.

По мнению многих ученых, в настоящее время в западной цивилизации идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа - постиндустриальную, или информационную. В постиндустриальной цивилизации в результате научно-технической революции и автоматизации производства из сферы производства высвобождаются огромные массы населения, которые заполняют другие сферы деятельности, и, прежде всего, в сферу обслуживания, что вызывает крупные перемены в обществе.


Особое место среди цивилизаций занимают общества, объединенные метакультурами. Для метакультур характерно то, что они, во-первых, имеют надэтнический характер, во-вторых, объединяют разные, но сходные по некоторым признакам параметры культуры. В основе выделения таких цивилизаций может лежать:

- языковая общность, которая обуславливает многие другие стороны культурной жизни людей (например, испаноязычная цивилизация, охватывающая кроме Испании ряд стран Латинской Америки);

- общность природных условий (например, метакультура народов Кавказа);

- религиозная общность, которая играет существенную роль в образовании метакультур (так, выделяют христианскую, буддийскую, исламскую и т.п. цивилизации).

Существует и иная типологизация цивилизаций. В этой классификации выделяются следующие типы.

Первичный тип цивилизаций – непрогрессивная форма существования сообществ бесписьменных народов, живущих в условиях первобытно-экономической формации (аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племен Африки и Южной Америки).

Ранние цивилизации – первые по времени образования, собственно человеческие цивилизации, возникшие на основе этнической, хозяйственной и

религиозной общности (цивилизации Древнего Востока, Античного мира и Доколумбовой Америки).

Протоцивилизации – социально-культурное сообщество народов, недавно вышедших из недр первобытного типа цивилизаций (современное культурное сообщество стран Тропической Африки).

Мировые цивилизации – наиболее устойчивый тип социокультурной всеобщности, связанный с распространением мировых религий в районах самых разных народов (буддистское, христианское и исламское сообщества народов).

Цивилизации Востока – универсалистский застойный тип цивилизации, сложившихся в зоне субтропического климата

бассейнов великих рек при господстве верховной государственной собственности на средства производства (цивилизации Азии и Северных Африки, сложившиеся в Древности и Средневековье).

Цивилизации Запада – универсалистский прогрессивный тип цивилизации, сформировавшийся в городах-государствах Средиземноморского региона на стадии античности в условиях значимости частнособственнических отношений, отсутствия сильной централизованной власти (классические греко-латинская античная цивилизация, христианская, европейская, США, Канада и Австралия).


Региональные цивилизации – синтетический тип сообщества, определяемый замкнутостью географического региона и его локализацией (российская, латиноамериканская, североамериканская, дальневосточная).