ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человеку незаурядному свойственны сомнения в правильности своих действий. Он склонен постоянно пересматривать свою стратегию; нуждается в других - коллегах, публике, учениках - которые бы подтверждали его веру. Но массовый человек ощущает себя совершенным, самодостаточным. Он не только не нуждается в диалоге, но и просто к нему не способен. Его верования кажутся ему непререкаемыми. Любую критику в свой адрес он воспринимает как оскорбление и готов отвечать на нее ударом кулака.

Будучи втянут в дискуссию, массовый человек теряется. Он не ищет истины в споре, а стремится утвердить свое превосходство любой ценой. Поскольку интеллекта ему не хватает, он говорит: "Хватит дискуссий!" и переходит к "прямому действию".

в новой, массовой философии - в фашизме, большевизме, синдикализме - не решаются конкретные проблемы, а утверждается примат силы. Цель "прямого действия" - уничтожение противника, оппонента. Эта цель основывается на психологии человека толпы. Он силой намерен навязывать другим свою волю.

Беда нашего времени в том, что заурядные души безбоязненно навязывают свою заурядность всем и всюду.

Кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. За господством масс уже в ближайшем будущем Ортега усматривает надвигающуюся катастрофу.

Проблемы политики и управления становятся все сложнее. Разрыв между их сложностью и уровнем мышления массы увеличивается. Чем сложнее, чем богаче жизнь, тем труднее поддерживать устои цивилизации.

Сегодня терпит крах сам человек. Это - уникальный в истории случай, когда в условиях расцвета техники, экономики, при огромном политическом опыте происходит одичание не только рядовых горожан, но и правящей верхушки.


  1. Проблема межкультурной коммуникации. Диалог культур и этническая самобытность. Этническое, национальное, универсальное в к-ре.

Коммуникация не сводится к передаче и усвоению информации. Здесь обязательно наличие определенного уровня компетентности, соблюдение языковых норм. Нельзя не учитывать, что при столкновениях с другими сообществами, одним из способов преодоления устоявшихся норм, сложившихся предрассудков, идеологем является исследование языкового поля в аспекте возможностей понимания и переводимости. Сложность в установлении коммуникации связана с тем фактом, что даже для людей, приобщенных к одной культуре, одни и те же слова могут иметь разные значения, не всегда поддающиеся четкой дефиниции, не говоря уже о том, что эти значения зачастую передаются косвенным образом. Диалог включает в процесс коммуникации и интерпретацию понятий, контекст и, что немаловажно, творческую интуицию, воображение, чего невозможно достичь без средств поэтического языка. По этой теме разработано множество коммуникативных теорий. Например, логическая теория диалога не подразумевает взаимопроникновения сторон, открытости Другому. Здесь общение возможно только в одной заранее выбранной плоскости, то есть либо Другой должен встать на мои позиции, либо я вынужден подчиниться. Для Другого Я и Другой для меня — объекты, на которые мы направляем наш взгляды с целью познания, манипуляции и т. д.. При таком общении мы чаще всего хотим видеть в Другом скорее сходство с нами самими, нежели отличия, и если не достигается цель, заключающаяся в «приручении» этого Чужого, то это и создает самую большую угрозу нашему понятному, привычному и предсказуемому миру.

Кроме того, все, что касается общения с Чужими, всегда сопряжено с некоторой степенью напряженности, недоверия и нередко сопровождается глубинно инстинктивным чувством опасности. И в то же время даже такое общение является позитивным. Оно выводит нас из равновесия и, чтобы избавиться от опасности угрозы и неодолимого беспокойства, навеянного неизвестностью, заставляет нас двигаться, выбирать методы защиты, выйти за пределы своей ограниченности, выстраивать методы коммуникации и напряженно искать возможность установления диалога. Понимание могут обеспечивать скорее интуиция, воображение, творчество и принципиальная открытость.

В современном мире, с его все нарастающими тенденциями к интеграции и диалогу все большую значимость приобретает вопрос о полноценном понимании друг другом людей, представляющими различные по форме и содержанию культуры мышления, ценностей и поведения.


Естественным образом возникает ситуация непонимания между представителями разных культур - национальных, религиозных, профессиональных или организационных.

Важнейшим условием межкультурной коммуникации этносов являются особенности их ценностных миров, соотношение между их ценностными системами. При этом глобальные социально-исторические обстоятельства, в которые волею судьбы «помещены» те или иные этносубъекты, практически не зависят от них и в то же время существенно определяют их отношения.

Для преодоления конфликтности и напряженности между различными этнонациональными общностями большое значение имеет объективное и точное знание ценностных (культурных) систем соответствующих общностей, качественное и количественное соотношение между такими системами.

В этой связи особую значимость приобретают понимание таких сущностей (или феноменов), как геокультура, глобальная культура, межкультурные коммуникации, определяющих координаты ценностных систем в современном мире.

«Геокультура», по Валлерстайну, - это культурное основание капиталистической мир-системы, образовавшейся в начале XVI в. и теперь - после краха социалистического эксперимента - переживающей самый значительный кризис в своей истории. Основу геокультуры составляют три убеждения:

1) что государства, являющиеся настоящими или будущими членами Организации Объединенных Наций, политически суверенны и, по крайней мере потенциально, экономически автономны;

2) что каждое из этих государств имеет фактически только одну, по крайней мере одну преобладающую и исконную, национальную «культуру»;

3) что каждое из этих государств с течением времени может отдельно «развиться»

С глобальной культурой также не все ясно. Ее возможность и желательность активно отрицается. Это отрицание коренится во многих направлениях познания - деконструкции, постмодернизме, постколониализме, постструктурализме, культурных исследованиях. Смысл всей аргументации заключается в том, что утверждение универсальных истин есть, по сути, «основополагающий нарратив» (т. е. глобальный нарратив), который на практике представляет собой ничто иное, как идеологию господствующих в мировой системе групп. Различные провозглашаемые универсальные истины есть не более чем частные идеологии.

Вместе с тем, очевидно, что информационная революция, изменила традиционную расстановку сил в обществе, заставила заговорить о едином мировом информационном сообществе - обществе, в котором, на первый взгляд, как будто нет места этнокультурным особенностям, нациям и национальным отношениям, национальным традициям, о едином информационном пространстве, о новой цивилизации без национальных границ. И как бы в противовес нарождающейся новой культурной реальности со второй половины XX века в американской, а затем и в европейской науке был зафиксирован рост этнического фактора в общественных процессах. Этот феномен даже получил название «этническое возрождение».


В результате между двумя этими тенденциями возникает ряд противоречий:

- противоречие между модернизмом и традиционализмом;

- противоречие между «своим» и «чужим», которое особенно характер­но в диалоге двух культур - европейской и азиатской, точнее, западной и восточной;

- противоречие между глобальными и локальными формами культуры, которое в свете «информационной революции» приобретает особый смысл;

- противоречие между техническими и гуманитарными аспектами культуры.

Большая роль в устранении противоречий, свойственных глобальному процессу взаимопроникновения культур принадлежит в современном обществе Организации Объединенных Наций, рассматривающей культурный и научный обмен, межкультурные коммуникации в качестве важных элементов в продвижении к международному миру и развитию. Помимо своей главной деятельности в области образования Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сосредоточивает внимание на трех других областях - науке на службе развития; культурном развитии (наследие и творчество), а также на коммуникации, информации и информатике.


  1. Культурный проект и его характерные особенности

Проект является антиподом рутинной деятельности.

Проекты отвечают за модернизацию и развитие.

Проекты принадлежат культуре производящей, а не воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно – образцы и стандарты.

Проект – это нечто несуществующее, но не несбыточное

Если рутинная деятельность фиксирует нижнюю границу проектного слоя культуры, то за пределами верхней границы, обнаруживается то, что обозначается словом прожекты. Прожекты – это пародии на проекты, ибо они не имеют связи с реальностью или заведомо пренебрегают ею. Прожекты оказываются лишенными основания.

В настоящее время проект стал способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора.

Основные признаки проекта:

-целенаправленность;

-целостность;

-ограниченность во времени;

-инновационность;

-коммуникативность;

-адаптированность к внешним условиям.

Проект всегда системен и состоит из взаимосвязанных элементов

Фактор ограничения во времени является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно. Настоящий проект может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии его реализации при этом он состоит из отдельных взаимосвязанных элементов.

Степень инновационности проекта всегда бывает разной. Степень инновационности проекта зависит от уровня интерпретации проектной идеи.

Чем неординарнее ее проект, тем больше степень риска при его реализации

В связи с этим, значительно важнее новизны – творческий замысел. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему – искусство, выразить ее словами – искусство, сформулировать решение этой проблемы – творчество.

Коммуникативная черта проектов

Проект всегда к кому-либо обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта повышенная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования. Отсюда вытекает важность для проектов современных проектных технологий.