ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Основные функции культуры

можно выделить основные функции культуры:

-векторную, или направляющую;

-социализирующую;

-преобразующую (деятельностную).

Три основные функции, в свою очередь, состоят из целого ряда других функций.

Определяющим фактором, задающим направление или вектор развития общества в целом и каждой отдельной личности, является его мировоззрение, то есть система воззрений на мир и свое место в этом мире. Мировоззрение базируется на мифологической, религиозной или научной «картине мира», то есть является продуктом культуры.

Формирование системы мировоззрения – задача, которую решает мировоззренческая функция культуры – составляющая векторной функции.

Мировоззрение формируется в ходе всестороннего освоения человеком системы мироздания в процессе его познавательной деятельности. Реализация этого процесса – задача когнитивной (познавательной) или, другими словами, познавательной, гносеологической функции культуры.

Для того, что приобретенные человеком могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу людям, их необходимо представить в приемлемые для хранения, использования и передачи формы. То есть они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решает семиотическая и семантическая функции культуры.

Формирование системы ценностей и эталонов – задача аксиологической (ценностной) функции культуры.

К векторным функциям относится также нормативно-регулятивная функция культуры. Она решает две важнейшие задачи. Во-первых, это – формирование системы морально-этических, нравственных, гражданских и прочих требований в виде норм, принципов, правил, регламентирующих взаимодействие человека и общества. Во-вторых, это – регулирование и контроль над функционированием нормативной базе культуры.

Вторая основная функция культуры – социализирующая функция способствует формированию различных типов социальных систем, как необходимого условия жизнедеятельности и эволюции человека, являющегося, как известно, существом социальным.

Процесс объединения людей в социальные общности решает функция социальной организации. Она включает:

-социогенетическую функцию, в процессе реализации которой образуются новые типы социальных сообществ (например, семья, творческие или профессиональные союзы, религиозные организации);


-социоинтегративную функцию, задача которой – взаимное приспособление и объединение различных социальных общностей в ходе культурно-исторического процесса. Например, религиозные объединения или национально-культурная интеграция.

-функцию социализации – включения личности в социальные группы и социокультурные процессы.

В результате выполнения культурной функции институционализации формируется различные формы и типы социальных институтов: семья, государство, политические, правовые, конфессиональные институты и пр.

Задачу выработки различных типов взаимодействия и его непосредственного осуществления решает коммуникативная функция культуры.

Обеспечить личности, социальным группам возможность адаптации, приспособления к изменяющейся природной и социокультурной среде – задача адаптивной функции культуры.

В основе преобразовательной деятельности человека, а значит, преобразующей функции культуры, лежит творчество, как источник появления, создания всего принципиально нового. Творческая функция – специфическая функция культура.

. Созидание в ходе преобразующей деятельности более совершенных, качественно новых по своим свойствам материальных и духовных продуктов – задача креативной (созидательной) функции культуры.

Задачу оптимальной включенности достижений и результатов культуры в процессе жизнедеятельности общества решает утилизационная функция культуры.

Функция сохранения объектов культуры призвана обеспечить сохранность созданных в ходе культурно-исторического процесса материальных и духовных ценностей с целью их передачи последующими поколениям. К ним относится обычаи и традиции, памятники культуры и произведения искусства, технологии и прочие достижения человечества, выступающие в качестве связующих звеньев между различными культурами и культурными эпохами.

Важнейшими трансляционными функциями являются: образовательная и воспитательная функция. Задача этих функций – передача от поколения к поколению накопленных обществом знаний, культурных образцов, навыков и умений с целью формирования качеств, необходимых дл активного включения личности в общественную, производственную, культурную деятельность в качестве субъекта, реализующего культурный процесс.

Кроме того, к трансляционным функциям относится также информационная функция культуры. Она обеспечивает процесс функционирования в обществе всех видов информации – создание, обработку, систематизацию и насыщению и техническое обеспечение информационных потоков.


Задачу координации взаимодействия различных подсистем культуры и социокультурных институтов решает функции внутрисистемного управления.


  1. Материальная культура и её структура

Материальная составляющая включает в себя следующие элементы:

- культуру материального производства, то есть культуру условий труда, культуру трудового процесса и профессиональную культуру работников. В культуре материального производства обычно выделяют:

- орудия и средства труда;

- технику и сооружения;

- пути и средства общения, транспорт.

- культуру быта, т.е. культуру пользования человеком вещным миром;

- культуру топоса, т.е. окружающей его бытовой среды – бытовую культуру города, села, двора, квартиры, общественных учреждений;

- физическую культуру – отношение человека к собственному организму.

В материальном производстве особая роль принадлежит орудиям труда, с которых, собственно и началась культура, технике и технологии, а также средствам массового общения, или коммуникации (печати, радио, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

  1. Роль техники в развитии к-ры. Особенности технологич. К-ры и опасности технич. Прогресса

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-нибудь деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин нередко употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. В узком смысле слова техника представляет собой машины, механизмы, приборы устройства, орудия какой-либо отрасли производства.

Роль техники необычно высока, так как техника выполняет рад важнейших функций в культуре, среди которых можно выделить:

-создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры;

-средство приложения достижений культуры к решению практических задач, те есть ответ на социальный заказ культуры;

-создание инструментария культуры – средств и способов деятельности;


-формирование культурного кода - «аккумуляции информации», средством ее хранения и передачи.

Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. Человек как источник культуры все меньше участвуют в ее развитии, поскольку она создается техникой и ради техники, а не ради человека. Опасность техники можно оценить по влиянию средств коммуникации на сознание человека. Иллюстрацией такого влияния могут служить единообразные духовные ценности, распространявшиеся у нас в течение десятилетий, когда все люди вынуждены были читать одни и те же книги, петь одни и те же песни, верить в одни и те же идеалы.

  1. Духовная культура, её особенности и структура

Духовная культура является многослойным образованием. Рассмотрим важнейшие сферы духовной культуры в том порядке, как они складывалось упорядоченное человеческих представлений о мире, от эмоционально-чувственного к рациональному его постижению. Именно поэтому иногда духовную культуру делят на две сферы:

-духовные качества человека;

-духовные ценности, которые получили как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусств, норм морали, права и др.

Духовные составляющие культуры можно рассматривать на основе того, как исторически складывались формы общественного сознания: мифологическое, религиозное, моральное, эстетическое, политическое и правовое. При этом, учитывая то, что формы общественного сознания существуют на двух уровнях, в которых отражается эмоционально-чувственное и рациональное постижение мира:

-на обыденном уровне, в основе которого лежит общественная психология;

- на теоретическом уровне, в основе которого лежит общественная идеология, базирующаяся на научных знаниях.

В соответствии с этим можно выделить основные составляющие духовной культуры:

- религиозную культуру;

-нравственную культуру;

- художественную культуру;