ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
-
Основные функции культуры
можно выделить основные функции культуры:
-векторную, или направляющую;
-социализирующую;
-преобразующую (деятельностную).
Три основные функции, в свою очередь, состоят из целого ряда других функций.
Определяющим фактором, задающим направление или вектор развития общества в целом и каждой отдельной личности, является его мировоззрение, то есть система воззрений на мир и свое место в этом мире. Мировоззрение базируется на мифологической, религиозной или научной «картине мира», то есть является продуктом культуры.
Формирование системы мировоззрения – задача, которую решает мировоззренческая функция культуры – составляющая векторной функции.
Мировоззрение формируется в ходе всестороннего освоения человеком системы мироздания в процессе его познавательной деятельности. Реализация этого процесса – задача когнитивной (познавательной) или, другими словами, познавательной, гносеологической функции культуры.
Для того, что приобретенные человеком могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу людям, их необходимо представить в приемлемые для хранения, использования и передачи формы. То есть они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решает семиотическая и семантическая функции культуры.
Формирование системы ценностей и эталонов – задача аксиологической (ценностной) функции культуры.
К векторным функциям относится также нормативно-регулятивная функция культуры. Она решает две важнейшие задачи. Во-первых, это – формирование системы морально-этических, нравственных, гражданских и прочих требований в виде норм, принципов, правил, регламентирующих взаимодействие человека и общества. Во-вторых, это – регулирование и контроль над функционированием нормативной базе культуры.
Вторая основная функция культуры – социализирующая функция способствует формированию различных типов социальных систем, как необходимого условия жизнедеятельности и эволюции человека, являющегося, как известно, существом социальным.
Процесс объединения людей в социальные общности решает функция социальной организации. Она включает:
-социогенетическую функцию, в процессе реализации которой образуются новые типы социальных сообществ (например, семья, творческие или профессиональные союзы, религиозные организации);
-социоинтегративную функцию, задача которой – взаимное приспособление и объединение различных социальных общностей в ходе культурно-исторического процесса. Например, религиозные объединения или национально-культурная интеграция.
-функцию социализации – включения личности в социальные группы и социокультурные процессы.
В результате выполнения культурной функции институционализации формируется различные формы и типы социальных институтов: семья, государство, политические, правовые, конфессиональные институты и пр.
Задачу выработки различных типов взаимодействия и его непосредственного осуществления решает коммуникативная функция культуры.
Обеспечить личности, социальным группам возможность адаптации, приспособления к изменяющейся природной и социокультурной среде – задача адаптивной функции культуры.
В основе преобразовательной деятельности человека, а значит, преобразующей функции культуры, лежит творчество, как источник появления, создания всего принципиально нового. Творческая функция – специфическая функция культура.
. Созидание в ходе преобразующей деятельности более совершенных, качественно новых по своим свойствам материальных и духовных продуктов – задача креативной (созидательной) функции культуры.
Задачу оптимальной включенности достижений и результатов культуры в процессе жизнедеятельности общества решает утилизационная функция культуры.
Функция сохранения объектов культуры призвана обеспечить сохранность созданных в ходе культурно-исторического процесса материальных и духовных ценностей с целью их передачи последующими поколениям. К ним относится обычаи и традиции, памятники культуры и произведения искусства, технологии и прочие достижения человечества, выступающие в качестве связующих звеньев между различными культурами и культурными эпохами.
Важнейшими трансляционными функциями являются: образовательная и воспитательная функция. Задача этих функций – передача от поколения к поколению накопленных обществом знаний, культурных образцов, навыков и умений с целью формирования качеств, необходимых дл активного включения личности в общественную, производственную, культурную деятельность в качестве субъекта, реализующего культурный процесс.
Кроме того, к трансляционным функциям относится также информационная функция культуры. Она обеспечивает процесс функционирования в обществе всех видов информации – создание, обработку, систематизацию и насыщению и техническое обеспечение информационных потоков.
Задачу координации взаимодействия различных подсистем культуры и социокультурных институтов решает функции внутрисистемного управления.
-
Материальная культура и её структура
Материальная составляющая включает в себя следующие элементы:
- культуру материального производства, то есть культуру условий труда, культуру трудового процесса и профессиональную культуру работников. В культуре материального производства обычно выделяют:
- орудия и средства труда;
- технику и сооружения;
- пути и средства общения, транспорт.
- культуру быта, т.е. культуру пользования человеком вещным миром;
- культуру топоса, т.е. окружающей его бытовой среды – бытовую культуру города, села, двора, квартиры, общественных учреждений;
- физическую культуру – отношение человека к собственному организму.
В материальном производстве особая роль принадлежит орудиям труда, с которых, собственно и началась культура, технике и технологии, а также средствам массового общения, или коммуникации (печати, радио, телевидению, компьютерной и лазерной технике).
-
Роль техники в развитии к-ры. Особенности технологич. К-ры и опасности технич. Прогресса
В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-нибудь деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин нередко употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. В узком смысле слова техника представляет собой машины, механизмы, приборы устройства, орудия какой-либо отрасли производства.
Роль техники необычно высока, так как техника выполняет рад важнейших функций в культуре, среди которых можно выделить:
-создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры;
-средство приложения достижений культуры к решению практических задач, те есть ответ на социальный заказ культуры;
-создание инструментария культуры – средств и способов деятельности;
-формирование культурного кода - «аккумуляции информации», средством ее хранения и передачи.
Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. Человек как источник культуры все меньше участвуют в ее развитии, поскольку она создается техникой и ради техники, а не ради человека. Опасность техники можно оценить по влиянию средств коммуникации на сознание человека. Иллюстрацией такого влияния могут служить единообразные духовные ценности, распространявшиеся у нас в течение десятилетий, когда все люди вынуждены были читать одни и те же книги, петь одни и те же песни, верить в одни и те же идеалы.
-
Духовная культура, её особенности и структура
Духовная культура является многослойным образованием. Рассмотрим важнейшие сферы духовной культуры в том порядке, как они складывалось упорядоченное человеческих представлений о мире, от эмоционально-чувственного к рациональному его постижению. Именно поэтому иногда духовную культуру делят на две сферы:
-духовные качества человека;
-духовные ценности, которые получили как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусств, норм морали, права и др.
Духовные составляющие культуры можно рассматривать на основе того, как исторически складывались формы общественного сознания: мифологическое, религиозное, моральное, эстетическое, политическое и правовое. При этом, учитывая то, что формы общественного сознания существуют на двух уровнях, в которых отражается эмоционально-чувственное и рациональное постижение мира:
-на обыденном уровне, в основе которого лежит общественная психология;
- на теоретическом уровне, в основе которого лежит общественная идеология, базирующаяся на научных знаниях.
В соответствии с этим можно выделить основные составляющие духовной культуры:
- религиозную культуру;
-нравственную культуру;
- художественную культуру;