ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Миф и его роль в культуре. Мифы в совр.Мире

Мифология – это самое древнее идеологическое образование синкретического характера, в котором переплелись элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.

Любая современная религия включает в себя мифы как архаический пласт своей культуры. Философия развивалась через отделение мифа и противополагание ему. Миф, тесно связанный с ритуалом, положил начало поэтическим, музыкальным, хореографическим видам искусства.

Практическую сторону мифосознания выражала магия. Именно она осваивала способы воздействия на окружающую природную и социальную среду, телесный и душевный мир для достижения контроля над ним. Источник духовных сил человека помещался в мифологическом времени, события которого служили образцами поведения для всех последующих поколений.

В первобытности появляются и первые формы верования, которые предшествуют возникновению религии. Существовали такие ранние формы верований: магия, тотемизм, фетишизм Они основывались на мифосознании. Суть мифосознания как самой ранней формы человечества состоит в следующем:

синкретизме - (нерасчлененности сознания);

анимизме - одушевленности окружающего мира и антропоморфизме - перенесении человеческих свойств на природные объекты;

- в артефактизации – вере в то, что все вещи явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны;

- в образном мышление – опоре на чувство, метафоричности;

- в принципе сопричастности – верой в мистическое единство вещей, верой в то, что происходит с одной вещью воздействует на другие, сопричастные ей вещи;

-в ритуализме - четкому следованию правилам, включающим в себя элементы игры, рассказа, изображения;

-в универсальности осмысленных сюжетов (жизнь, смерть, начало, конец).

Миф возникает через непосредственное вживание в мир. Мифосознание еще нельзя отнести ни к знанию, ни к вере. Поэтому его можно назвать чувственно переживаемой действительностью.

Миф выполнял, прежде всего, объяснительную функцию. Она позволяла человеку понять: происхождение мира, богов, людей, предметов и явлений, рода, племени и т.д. Он выполнял также аксеологическую функцию, формируя ценностные ориентации.


Можно утверждать, что в каждой культуре есть своя мифология. Существуют мифы и в современном мире. Самые распространенные из них формы такие:

- пришедшие из прошлой культуры, так называемые суеверия, в том числе и языческие (домовые, русалки, приведения и т.п.);

- современные паранаучные мифы (о «космических пришельцах», о летающих тарелках);

-идеологические мифы (например, миф о неизбежном наступлении коммунизма).

  1. Место религии в к-ре. Хар-ка разн. Типов религий

Определение сущности религии так же иного, как и культуры. С позиций современной философии религию производят от латинского слова relegio – благочестие, набожность, святыня и дают следующие определение:

«Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующие поведение, определяемое верой в существование Бога; чувства связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонению».

Религия является особым компонентом человеческой культуры, потому что нет, практически, ни одного народа, в культуре которого определенная часть жизненных ценностей не базировалась бы на религиозных верованиях. В течение многих тысячелетий социальное и культурное развитие человечества проходило в рамках религиозных верований, поэтому и сегодня для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью.

В понимании религии как культурного явления важную роль играет объяснение ее происхождения и функций. Религию как целостный социокультурный феномен изучает специальная философская дисциплина – религиоведение.

В социологии существует две ведущие тенденции понимания ее сущности. Одна из них восходит к французскому философу Э.Дюркгейму, видевшему в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержания его целостности. Таким образом, в качестве главной выдвигалась консолидирующая функция религии.

Другое направление сложилось в рамках «понимающей социологии» под влиянием идей М.Вебера и рассматривало религию как мотив социально действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненных целей: политических, хозяйственных, идеологических и т.п. Так оформилось понимание целеполагающей функции религии.


В философском ключе, равно как и в культурологическом, с точки зрения задач духовного плана, религия понимается в аспекте ее мировоззренческой, нравственной функции. Религия воспринимает (функция миросозерцания), объясняет (миропонимания), оценивает (мироотношение) и снабжает смыслами (смыслотворчество, нравственная функция) всю совокупность знания и значений, которые вырабатываются в различных сферах деятельности.

В современной науке выделяется три стадии развития религиозного сознания:

- мифологическое

- политеистическое (языческое)

- монотеистическое

Религия возникает в период возникновения Древних цивилизаций и имеет политеистические признаки (многобожие). К основным признакам религии можно отнести:

- вера в Бога и религиозные чувства;

- религиозный культ и ритуалы, наличие служителей культа;

- первотексты (священные книги);

- религиозная организация – церковь.

Основные монорелигиозные учения становятся мировыми религиями. Основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам.

Христианство представляет собой религию, основанную на вере в жизнь, распятие и воскресение богочеловека Иисуса Христа. Эти события описаны в Евангелии (они написаны учениками Христа – Иоанном, Матвеем, Марком, Лукой). Священная книга – Библия – Новый завет. Истоки христианства – монотеизм иудейской религии, изложенной в Библии – Ветхом Завете.

Государственной религией христианство становится в Римской империи IV веке н.э. В 395 году Римская империя разделилась на Западную (столица Рима), и Восточную (столицу – Константинополь). Соперничество между ними привело в 1054 году к делению христианской церкви на католическую и православную. В XVI – XVII веках (Лютер, Кальвин) возникает протестантизм.

Между католичеством, православием и протестантизмом есть существенные различия.

Католичество: организация – единая церковь, возглавляемая Римским папой; догматические вопросы – святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына;

для служителей культа – обет безбрачия; в области культа – крестятся слева направо; причащение хлебом, а крещение обливанием; главный праздник – Рождество; система ценностей – подчеркивается человеческая сущность Христа, стремление к улучшению земной жизни.


Православие: организация – совокупность самостоятельных церквей; догматические вопросы – святой дух исходит только от Бога-отца; для служителей культа – можно иметь семью; в области культа – крестятся справа налево; причащение хлебом и вином; крещение окунанием; главный праздник – Пасха; система ценностей – акцент на божественности Христа, на стремление к спасению души.

Протестантизм: организация – отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии; догматические вопросы – посредники между людьми и Богом не нужны, толковать Писание могут и простые прихожане; для служителей культа – отмена монашества; в области культа – признание только двух таинств, крещения и причастия; отмена пышных богослужений; система ценностей – приумножение земного богатства – богоугодное дело.

Буддизм – основатель Сиддхартха Гаутама в VI веке до н.э. Истоки буддизма в брахманизме. В основе брахманизма лежат идеи: кармы – закона посмертного воздаяния за поступки земной жизни; сансары – круга преходящих событий земной жизни, в которой вращается душа, переселяясь из тела в тело; нирваны – состояние высшего совершенства и блаженства души, которое достигается после выхода ее из круга превращений.

В основе буддизма лежат четыре истины:

- жизнь - это страдания;

- причина страданий - желания;

- человек в силах устранить страданий, освободившись от желаний;

-путь к прекращению страданий – праведное знание, праведное мышление, праведная речь, праведное действие и т.д.

Буддизм ориентирует человека на стремление к духовному совершенствованию, умеренность и терпимость, непричинения вреда живому, ненасилию, управления собственным телом, погружению в транс. Отсюда: углубления в собственный мир, пренебрежения к земной жизни и хозяйственной ее стороне.

Ислам: Основатель – Мухаммед (ок. 610). Священная книга – Коран. Формула исповедования ислама: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».

Культовые принципы ислама:

1.Салат (намаз) – обязательная молитва пять раз в день, по пятницам – коллективно в мечети.

2.Саум – пост в месяц рамадан; запрещается днем пить, есть, вдыхать дым и благовонья, вступать в интимные отношения; ночью запреты снимаются.

3.Закят – обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным.


4.Хадж – паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин.

Особенности мусульманской культуры заключается:

-во-первых, в сочетании единой системы религиозных ценностей и жесткой регламентацией культового и бытового поведения со свободомыслием в толковании богословских проблем;

-во-вторых, в государственном характере религии и идеологии: законы шариата должны исполнять и граждане и государственные органы;

-в-третьих, духом борьбы за истинную веру и установкой на джихад (борьба с неверными).