ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Стратегия развития мггу им. М.А. Шолохова в системе нормативных актов и официальных документов

Стратегия развития Московского государственного гуманитарного университета является локальным актом Университета. Стратегия является основой для разработки Концепции современного гуманитарного образования МГГУ им. М.А.Шолохова, научной, кадровой политики Университета, политики Университета в области качества, Положений, регулирующих деятельность Университета, стратегий развития факультетов и филиалов МГГУ им. М.А.Шолохова, иных локальных актов.

При этом сама стратегия в свою очередь опирается на следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования); Указ Президента Российской Федерации «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»; Национальная доктрина образования Российской Федерации; Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы (Раздел 1.1. Реформирование образования); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы; Болонская декларация (Хартия Европейских университетов); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г., Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (2008 г.), Устав Университета.

  1. Стратегическое видение и миссия мггу им. М.А. Шолохова

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова видит себя в будущем как привлекательное, престижное высшее образовательное учреждение – лидер российского и мирового образования в сфере прикладного применения гуманитарного знания (гуманитарных технологий).

В этой связи Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова видит свою миссию в развитии наук, искусств, технологий, а также реализации конкурентоспособных образовательных программ в сфере прикладного применения гуманитарного знания (гуманитарных технологий).


Определение видения и миссии МГГУ им. М.А.Шолохова основывается на признании того, что фундаментальную основу экономического, социального, политического развития современных обществ представляет Человек с присущими ему способностями и качествами. Это существенно увеличивает значение гуманитарного знания в современном мире и необходимость его прикладного использования с целью развития человеческого потенциала и гармонизации общественных отношений. Таким образом, возникает системный запрос современных обществ на развитие гуманитарных технологий.

Эффективное функционирование демократических, социальных и экономических институтов зависит от сложившегося «климата», атмосферы доверия, основной которого являются гуманитарные технологии. В этой связи гуманитарные технологии приобретают статус социального капитала.

Гуманитарные технологии – это технологии мягкого человеческого влияния, технологии социальной инженерии. Развитие современных гуманитарных технологий является фактором формирования привлекательности национальной культуры и страны в целом.

Кроме того, в условиях глобализации усиливается роль гуманитарных технологий как инструмента обеспечения национальной экономической (маркетинг, менеджмент, реклама и связи с общественностью), социальной (экологические гуманитарные технологии, образование) и политической (политические технологии) конкурентоспособности.

В этих условиях стратегический характер приобретает изучение существующих и разработка новых, соответствующих потребностям государственных и общественных институтов гуманитарных технологий. Это становится перспективным направлением развития прикладных научных исследований и профессионального образования.

Лидерство в сфере гуманитарных технологий соответствует истории развития МГГУ им. М.А.Шолохова, его научному и образовательному потенциалу.


4. Стратегические цели развития мггу им. М.А. Шолохова

В соответствии с миссией и видением развития Университета настоящая Стратегия определяет в качестве ориентиров следующие стратегические цели:

1. До 2015 года университет должен занять позицию ведущего вуза страны в сфере молодежной политики и работы с молодежью.

2. До 2020 года вуз должен стать лидирующим университетом России в сфере прикладного применения гуманитарного знания (гуманитарных технологий) и получить на этой основе статус Национального исследовательского университета.

3. До 2025 года вуз должен стать одним из мировых лидеров в сфере прикладных гуманитарных исследований и технологического гуманитарного образования.

Как отмечается в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

В связи с приоритетностью решения государственных задач по организации работы с молодежью и реализации стратегии государственной молодежной политики в 2007-2008 гг. были созданы Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральное агентство по делам молодежи. В настоящее время в стране идет активное восстановление целостной системы реализации государственной молодежной политики, формируется соответствующая отрасль. Таким образом, общественный и государственный запрос на образование и исследования в области молодежной политики и работы с молодежью растет с течением времени. В то же время конкуренция на данном «рынке» в силу его специфичности, новизны и высокой роли государственных институтов не является слишком сильной, что создает благоприятные условия для занятия Университетом лидирующей позиции в этой сфере.

Для МГГУ им. М.А. Шолохова такая постановка первой стратегической цели обусловлена следующими факторами:

- выстроены отношения партнерства и доверия с основными заказчиками государственной молодежной политики в Российской Федерации (Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, региональными государственными и муниципальными органами по делам молодежи); на базе МГГУ им. М.А. Шолохова создан Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики;


- сфера молодежной политики и организации работы с молодежью может стать хорошей экспериментальной площадкой для отработки широкого спектра гуманитарных технологий;

- в силу исторического развития российской системы образования в настоящее время отсутствует специализированные вузы, занимающиеся подготовкой кадров для государственной молодежной политики, разработкой прикладных научных исследований в сфере организации работы с молодежью.

Создание научных, технологических, репутационных и сетевых заделов, разработка инновационных образовательных программ в сфере молодежной политики позволит создать естественные предпосылки для реализации в период 2015- 2020 гг. вузом потенциала лидера в сфере прикладного применения гуманитарного знания, гуманитарных технологий и обеспечить, таким образом, достижение ключевых характеристик заявленного видения будущего.

Достижение конкретных целевых показателей позволит МГГУ им. М.А. Шолохова получить при этом статус Научно-исследовательского университета в области гуманитарных технологий.

Лидерская позиция Университета в сфере гуманитарных технологий в России станет основой для выхода Университета в этом качестве на перспективные международные рынки, прежде всего, рынки стран СНГ, Восточной Европы и Ближнего Востока.

Таким образом, достижение целей с более ранними сроками реализации должно в рамках принятой Стратегии служить основой для достижения целей с более поздними сроками. Ключевую идею стратегии можно определить следующим образом.


5. Анализ стратегической позиции мггу им. М.А.Шолохова

Анализ положения МГГУ им. М.А.Шолохова в российской системе высшего образования, его сильных и слабых сторон в сравнении с потенциальными конкурентами (с учетом определенных стратегических целей), отраженный в Приложении 1, показывает следующее.

В сфере государственной молодежной политики и организации работы с молодежью в качестве сильных сторон Университета можно отметить:

- наличие разработанных основных и дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики и организации работы с молодежью;

- наличие в Университете Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики, выполняющего функции координации деятельности по развитию кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации, организации и проведения прикладных научных исследований в данной сфере;

- высокий уровень маркетинговой деятельности Университета в сфере государственной молодежной политики и организации работы с молодежью за счет организованной тесной взаимосвязи с органами по делам молодежи подведомственных учреждений Рособразования и Росмолодежи, являющимися непосредственными потребителями образовательных услуг в данной сфере, а также заказчиками научно-исследовательской деятельности;

- наличие опыта выполнения научно-исследовательских и образовательных проектов в сфере государственной молодежной политики;

- продвижение бренда вуза в данной сфере за счет участия Университета в крупных общенациональных проектах и мероприятиях;

- столичное размещение Университета, позволяющее оперативно решать вопросы с центральными органами управления страны.

В качестве слабых сторон Университета можно отметить:

- недостаточно высокий кадровый потенциал по реализации основных и дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики и организации работы с молодежью (малочисленность кадров, имеющих опыт работы в данной сфере);

- отсутствие полномоштабной развернутой системы культурно-воспитательной работы, ориентирующей выпускников на сферу государственной молодежной политики;